В начале ноября 2022 года в выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова состоялась торжественная церемония награждения победителей Международного конкурса детского художественного творчества имени А.А. Кузнецова, посвящённого Году культурного наследия народов России.
Членами конкурсного жюри во главе с его председателем, заслуженным художником РБ, членом Союза художников РФ, лауреатом премии им. М. Акмуллы, живописцем Рифом Мударисовичем Абдуллиным было просмотрено более 3000 работ в номинации живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство, выполненных в различных жанрах и техниках.
В экспозицию конкурсной выставки вошло более 170 работ победителей разных возрастных категорий (от 5 до 17 лет) – воспитанников Детских художественных школ, изостудий городов и районов Республики Башкортостан, а также Юга России, Сибири, Удмуртии и Дальнего Востока.
Гран-при была удостоена линогравюра «Птичий переполох» Фирсовой Саяны (16 лет, ДХШ г. Борзя Забайкальского края, преподаватель – Шульц Э.С.). Работа впечатляет сложной, динамичной композицией, разнообразием штриха, историзмом. Не менее интересны в подобной технике ещё две работы этой участницы – «Ожидание» и «Кондуйское городище».
64 конкурсанта стали лауреатами 1 степени; лауреатами 2 степени – 107 человек; лауреатами 3 степени – 176; дипломантами стали 234 конкурсанта. 3 участника получили специальные призы и дипломы от Союза художников РБ, представительства Международного Союза педагогов-художников в РБ и журнала «Рампа. Культура Башкортостана». Диплома лауреата Конкурса детского художественного творчества имени А.А. Кузнецова «За личный вклад в развитие детского художественного творчества» в 2022 году удостоена Фоминкова Ольга Александровна, преподаватель ДХШ № 2 г. Уфа. Лучшие работы конкурсантов войдут в иллюстрированный каталог.
Открывают экспозицию праздничные и торжественные произведения декоративно-прикладного искусства участников из Уфы, Стерлитамака, Благовещенска, Сибая, Мелеуза, Кушнаренково, Николо-Берёзовки, Стерлибашева, Янаула, Омска. Это монументальные панно, выполненные из различных материалов (войлок, фетр, шёлк) в разнообразных техниках (валяние, ткачество, лоскутное шитьё, ручное плетение, вышивка, аппликация, роспись по ткани). Следуя заданным темам: «Моя семья», «Легенды и сказания родного края», «Мир сказок» в своих работах авторы представили прекрасные пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые композиции, исторические события и образы легендарных героев («Маша и медведь», «Кикимора», «Родные узоры», «Древо жизни», «В родном доме», «Урал-Батыр», «Дружные посиделки», «Праздник в берёзовой роще», «Разговор с собой», «Зимние птицы»).
Текстильная кукла и миниатюрные фигурки из белой глины, покрытые глазурью, отражают темы, связанные с русскими народными сказками и былинами, эпосом народов мира, цирком, национальными праздниками и традициями, образами экзотических животных («Пастушок», «Дедушка», «Заклинательница слов», «Кощей Бессмертный», «Баба Яга», «Звездочёт», «Русалка», «Клоун Гоша», «Красный хамелеон», «Охота на мамонта»).
Мастерское владение техникой резьбы по дереву показали конкурсанты из Сибая («На родных просторах», «Урал-Батыр и Хумай»).
Скульптурные композиции в терракоте и папье-маше представили участники из Уфы, Мелеуза, Сибая, Дюртюли и Омска («Барышня», «Батыр. Сабантуй», «Мулла», «Память», «Народная песня»).
Живописный раздел изобилует акриловыми и гуашевыми композициями на тему «Жизнь на Севере», «Восточные сказки», «Мои современники», «Городской пейзаж», «Народный костюм» и «История моего края». Так, в серии «Тунис» привлекает пестрота ярмарок южного города, его узкие улочки и неторопливая жизнь горожан. В другой композиции необычно представлен образ «детства» – в виде женщины, по-шагаловски парящей в воздушном пространстве. Её длинные волосы – вспаханная земля; в узорчатом платье расположились поля, сады и огороды, реки и мосты, день и ночь, птицы и звёзды. Фантастическая работа! Классические традиции реализма прослеживаются в пейзаже «Первый снег». В работе «ТЭЦ» автор затронул тему экологической катастрофы, представив заводское здание с чадящими трубами на фоне ясного синего неба. Прекрасные образы белых медведей и рыб в заснеженном краю представил в своей композиции «Хозяева Арктики» воспитанник студии «Стриж» (Уфа). Не оставит зрителя равнодушным юмористический образ козы в праздничном наряде: модными серёжками в ушах и красными бусами на шее в гуашевой работе участницы ДХШ № 2 (Уфа). Интересны живописные работы участников ДХШ № 1 (Уфа). В одной из них: как великаны взмывают в южное небо кипарисы в своей ярко-зелёной кроне; в другой – героиня в башкирском национальном костюме искусно сплетает нити жизни и судеб. Гостеприимство и тепло русской избы, армянский праздник во всём своём торжестве представлены в композициях омских и сочинских участников. Древнеславянским праздникам посвящены многофигурные композиции «Ночь Ивана Купалы», «Крещение» и «Масленица» участниками уфимских и стерлитамакских художественных школ.
В каждом из этих произведений, окрашенных светлыми, лучезарными красками звучит торжество любви и доброты.
Во всём многообразии графических техник: карандаш, гелевая ручка, маркеры, уголь, пастель, акварель, гравюра, линогравюра, монотипия и диатипия, граттаж – в работах участников представлены яркие сказочные персонажи, многофигурные композиции на различные исторические сюжеты, а также тема космоса и научно-технического прогресса.
В карандашной технике мастерски передана психологическая атмосфера сюжета «Скорая идёт». Расплывчатость форм, благодаря классической работе акварелью по-сырому характерна для натюрморта «Круглый стол». Эти работы представили участники ДХШ № 2 (Уфа).
Одним из участников ДХШ № 1 (Уфа) гелевой ручкой философски интерпретирован евангельский сюжет в работах «Снятие с креста» и «Несение креста». В тёплой и мягкой, характерной для пастели тональности, в оранжевой и светло-зелёной цветовой гамме решён пейзаж «Утро». Завораживающая красота спускающихся над городом вечерних сумерек представлена в жанровой композиции «Тихий уголок». В тональной разработке чёрного цвета, которую даёт уголь, решён диптих «Дворы» и портрет современницы. Цветные маркеры дали возможность участникам раскрыть красочный мир народных сказок («Святогор Богатырь», «Крошечка-Хаврошечка», «Хитрый лис», «Лиса и волк»). Пластический язык линогравюры, лаконизм и цветовое решение её композиции освоили участники из Биробиджана («Еврейский скрипач», «Суккот», «Еврейские музыканты», «Ханука», «Нанайские мотивы»).
Благодаря сложным приёмам техники «граттаж» (воскография), требующей усердия и сосредоточенности, участницей из студии «Стриж» (Уфа) оригинально интерпретирована композиция в виде фантастических птиц и растений («Эпос народов России»).
С техникой «диатипия» и «монотипия» (зеркальное повторение рисунка) прекрасно справились участники из Баймака, Стерлитамака и Сибая, представив на конкурс свои работы «Мой дед – фронтовик», «Сорока, сорока…», «Ворона и рак. Эпос», «Традиции. Жатва».
Впервые на конкурсной выставке своё мастерство в уникальной технике «конгрев» (метод рельефного тиснения) продемонстрировали участники из Уфы («Моя мама», «Бессонная ночь», «Пироги», «Мать-волчица») и Баймака («Золото скифов»). Примечательно, что эта техника была названа в честь английского конструктора XIX века Уильяма Конгрева, создавшего полиграфический способ выпуклого изображения путём локального сжатия материала.
В технике бумажного литья представлены композиции «Конь Айгир» (Белорецк) и «Родная степь Урал-Батыра» (Стерлитамак).
Мозаичное искусство в технике витражного стекла представлено участниками ДХШ № 1 г. Уфы («Удачная рыбалка», «Рыбокот», «Деревенская кошка»).
В очередной раз, участники международной выставки, при поддержке преподавателей, родителей и общественных организаций, показали высокую подготовку и организацию конкурсных работ с удивительным миром детской непосредственности и их неповторимой фантазии.
Выставка продлится по 11 декабря 2022 г.