В рамках проекта «Открытые фонды», посвящённого Году культурного наследия народов России, в выставочном зале «Ижад» из собрания Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова экспонируется 38 живописных и графических произведений народного художника Башкирской АССР, лауреата Государственной премии Республики Башкортостан им. Салавата Юлаева Адии Хабибулловны Ситдиковой (1913–2000).
Адия Хабибулловна относится к поколению башкирских художников, которые с особым, неподдельным интересом погружались в «бытовую сферу», искали мотивы личностного соприкосновения с вещами и средой, окружающей человека в жизни. Изображения деревенских интерьеров, натюрмортов так же, как и пейзаж, приобретают статус самостоятельных жанров. При этом живопись носит ярко выраженный декоративный, «народный» характер. Национальный колорит народного быта, праздничная торжественность в произведениях Адии Ситдиковой завораживают экспрессией цвета, удивительной композиционной гармонией, где каждый предмет обретает свою значимость.
Нелегко складывалась судьба будущего живописца – от простой девчушки из многодетной крестьянской семьи, самостоятельно обучившейся грамоте, шитью и рисованию. Однако на своём жизненном пути Адия встретила много хороших людей, которые помогли ей изменить судьбу и обрести счастье в творчестве. Среди них известный башкирский художник Рашит Нурмухаметов, ставший её первым наставником в изостудии при Художественном фонде в Уфе, куда она приехала ещё в 1934 году. Благодаря ему она узнала о том, что, оказывается, краски бывают «тёплыми» и «холодными». По его же совету для работы с натуры она часто выезжала в свою родную деревню Мордва Казанской губернии (ныне – Агрызский район Республики Татарстан).
В творческом становлении её поддерживали многие профессиональные художники Башкирии: Александр Пантелеев, Александр Тюлькин, Борис Домашников, Александр Бурзянцев и другие. Вместе с ними она предпринимала творческие поездки в живописные места Башкирского края для создания этюдов к своим будущим работам.
После первой её персональной выставки доктор искусствоведения Борис Павловский дал высокую оценку творчеству Адии Хабибулловны: «Её натюрморты – это своеобразные лирические поэмы-картины о вещах, своеобразные новеллы. От них веет чистой добротой и той бесконечной искренностью, которая отличает искусство каждого подлинного художника…».
Удивительным разнообразием покоряют представленные в экспозиции натюрморты. Автор, избирая крупный формат холста, через предметы народного быта передаёт зрителю уютную атмосферу интерьера деревенского дома: с белоснежными скатертями на столах, вышитыми занавесками на окнах, яркими, узорчатыми полотенцами на бревенчатых стенах, лёгкими шаршау-занавесями над кроватями («Сон». «Из серии «В далёком башкирском ауле», «У бабушки», «Июнь в Башкирии», «Голубые подушки»).
В живописной работе «Память» аккуратно, с большой любовью автором расставлены на белом полотне атрибуты традиционного башкирского народного костюма – женское нагрудное украшение и головной убор «кашмау», украшенные кораллами, монетами и подвесками; лента «койрок», расшитая бисером.
Богат и разнообразен предметный мир Адии Ситдиковой. В её композициях можно увидеть глиняные кувшины и крынки с парным молоком; караваи свежеиспечённого хлеба; деревянные тепэны с кумысом и соты с золотистым мёдом; пиалы и расписные подносы с яркими дарами осени. Художник словно ведёт со зрителем повествовательный рассказ о деревенской жизни, её укладе, обычаях и традициях. Сама, выросшая в этом тёплом и уютном окружении, она интуитивно чувствовала эту добрую, неподдельную житейскую простоту («Башкирский мёд. Болгарские лимоны», «Кумыс», «У бабушки», «Сельский завтрак», «Хлеб геологам», «Башкирским хлеборобам»).
Национальные праздники и подготовка к встрече гостей – ещё одна из излюбленных тем произведений Адии Хабибулловны. Если это православный праздник, то основными предметами её натюрморта являются куличи и крашеные яйца, сыр и горящая свеча, белоснежные занавеси, скатерти и вышитый рушник. Украшением стола к мусульманскому торжеству Ураза-байрам у Адии становится восточная сладость. Здесь уже сценарий другой – все предметы в пространстве располагаются друг за другом, строго по горизонтали, главным персонажем определив любимое народное лакомство («Пасха», «Чак-чак. Урожайный год»). В других композициях: чисто убранная комната, задёрнутые занавеси на окнах, на столе накрытая полотенцем посуда и музыкальный народный инструмент – всё готово к встрече гостей («В доме гости», «Натюрморт с башкирскими полотенцами. В день Сабантуя», «Курай» Из серии «В далёком ауле»).
В своих интерьерных композициях художник сохраняет местоположение каждого предмета, значимого для хозяина – символы эпохи и фотографии любимых героев на обложках популярных газет и журналов советского периода; бытовые приборы и национальная одежда («Интерьер с портретом Гагарина». Из серии «В далёком башкирском ауле»).
Часто в манере живописи Адии Хабибулловны художники находили отголоски одного из крупнейших европейских художников-фовистов, французского живописца Анри Матисса, известного своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Не зная этого художника, Адия Ситдикова, благодаря врождённой интуиции, мастерски передавала в своих живописных полотнах композиционное пространство, в котором уживались разные по фактуре и плотности предметы, выделенные автором чётким контурным рисунком и ярким локальным цветом, передающим зрителю эмоциональную выразительность («Натюрморт с фруктами», «Дыни». Из серии «Золотая осень», «Натюрморт с грушами»). Завораживают её натюрморты с контрастным фоном – синим, зелёным, бордовым, на фоне которых предметы и плоды вспыхивают яркими цветовыми пятнами, неся в себе энергетический накал («Фрукты», «Натюрморт с японским чаем»).
Особым лиризмом окрашены цветочные натюрморты со скромными полевыми цветами, лютиками и вьюнами, пионами. Изображая их на различных фонах: ярко-красном, светло-голубом, серебристо-розовом, живописец раскрывает природную красоту каждого стебля, бутона и лепестка.
Среди живописных произведений, в экспозиции представлены её ранние пейзажные мотивы, созданные с натуры во время творческих поездок, в которых раскрывается определённое состояние природы – «Золотая осень», «Перед грозой» и «Весна в Кузьминках».
Графические работы художника – это своего рода этюдные рисунки к будущим живописным композициям. Благодаря бархатистой пастели, они спокойны и сдержаны, мягки и благородны («Кумыс», «Вышитая скатерть», «В час отдыха»).
На «Автопортрете» 1990 года, Адия изобразила себя простой молодой женщиной, на фоне родного деревенского интерьера, у которой впереди предстоит нелёгкий тернистый путь, преодолев который, она станет прекрасным живописцем.
Самобытное творчество Адии Хабибулловны Ситдиковой широко известно не только в нашей республике, но и за её пределами. С 1959 по 1997 годы, являясь активным участником многих республиканских, всероссийских, всесоюзных и зарубежных художественных выставок, своими картинами она покорила зрителей Татарстана и Удмуртии, Англии, Германии, Греции, Италии, Венесуэлы, Болгарии, Венгрии, Польши, Чехии, Швеции, Финляндии, Кипра и Японии.
Выставка продлится до 30 октября.