Все новости
ВЕРНИСАЖ
22 Июля 2022, 15:00

Летний вернисаж

Третья очередная выставка проекта «Летние каникулы» в выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова, представляющая живопись, графику, текстиль, войлок, керамику, резьбу по дереву, куклу и арт-объекты, объединила 12 башкирских художников Уфы, Стерлитамака и Москвы, известных как в республике, так и за её пределами.

В экспозиции представлено 70 произведений, в том числе, 54 работы из собрания нестеровского музея.

В первом выставочном модуле живописные композиции «RED», «Экспромт», «Приближение», «В гостях у Игоря Бриля» уфимского художника Раиса Гаитова буквально завораживают зрителя своей невероятной динамикой и экспрессией. Цвет и пластика линии становятся основными выразительными средствами его неоавангардистских натюрмортов и абстрактных импровизаций. Особую таинственность и загадку придают произведениям «Тень», «Тени. Утро», «20 июня» то блуждающие по поверхности холста тени, растворяясь в напряженно-насыщенной цветовой гамме, то мерцающие в пространстве блики, сливаясь с мягким, пастельным колоритом.

Вполне реалистичным кажется «Натюрморт с лимоном», однако, и здесь художник не изменяет своим стилистическим принципам. Хотя в абстрактной композиции «Вверх над постоянным», сквозь месиво красок можно различить пейзаж с красным фасадом и белой крышей деревенского дома, домашним хозяйством, извилистой тропинкой, да молодыми деревцами на берегу синей реки.

Гаитовские ассамбляжи «Бык» и «Смешение. Panel» открывают зрителю невероятные творческие возможности в широком использовании дерева, металла, меха, ДВП и других «естественных материалов», для того, чтобы выйдя за пределы холста, в жизненное пространство, почувствовать свободу духа.

Своеобразны ажурные композиции уфимского резчика Рустяма Фаткуллина, мастерки владевшего различными приёмами художественной обработки дерева. В его декоративных рельефах «Азан», «Невеста» и «Мелодия», с сохранением народных традиций, символически представлен мир легенд, история тюркского народа и философия бытия. Используя разные породы дерева – ольху, липу, хвою, инкрустируя фрагментами зеркал и стёкол, мастер достигал динамики и выразительности композиций. Символические образы персонажей в виде готически вытянутых форм подобны высокому древу, устремлённому ввысь.

Декоративные панно в технике лоскутного шитья, с использованием различных приёмов: вышивка, аппликация, ручное шитьё представлены в творчестве известных уфимских мастеров: Альфии Нугумановой («Здравствуй лето!», «Песнь Урал-Тау»), Розы Юлдашбаевой («Башкирская перевить», намазлык «Ураза-Байрам», триптих «Любимый кускар») и Маргариты Нигаметзяновой («Тропинки»).

Таинство «Рождения» и скоротечность жизни в панно «Время» отразились в войлочном искусстве стерлитамакских мастериц Гузель Мухамедьяровой и Веры Мухаметдиновой. Эта сакральная тема дала возможность авторам глубокого проникновения в мир национальных обрядов для философской интерпретации своих сюжетов.

Неповторимая и величественная красота природы Башкирии воспета в эпических акварелях уфимца Рамиля Маглиева. Избрав крупноформатную композицию и своеобразную авторскую технику, художник представляет состояние природы в разное время года и суток. Тонкого рисовальщика и колориста восхищает и серебристое утро в высоких горах, и предрассветный туман, расстилающийся над рекой, и инзеровская тишина золотой осени.

В цветных автолитографиях «Лунный свет», «Ночная прогулка», «Купание», «Встреча», «Мелодия», «Галахан», «Разговор», «Дом» изобразительным языком, основанным на детских впечатлениях, художник ведёт со зрителем неспешный разговор о деревенских буднях, о жизненных ситуациях – грустных и весёлых, трагичных и комичных. Но в каждом из них заключена житейская философия и народная мудрость.

Акварельное творчество стерлитамакского художника Елены Литвиненко базируется на синтезе традиционных и экспериментальных акварельных приёмов: процарапывание ножом, работа не только кистью, но и мастихином. Главная цель Елены – расширить возможности выразительного языка акварели для передачи глубинного содержания образов. Многие её работы выстроены на комбинации элементов этноорнаментики и деликатно стилизованных реалий пейзажа и других объектов окружающего мира. Широкими экспрессивными движениями кисти автор передаёт невероятную энергию вселенских сил, превратив формы и символы в отчётливо читаемые образы. Убедительная и высокая степень обобщения, ставшая для творчества Елены Литвиненко программной, всякий раз превращает её акварельные листы в крупные, значительные произведения («Башкирская мелодия», «Славянские мотивы», «Тюркские мотивы» – из серии «Этно»).

Классические акварели Виктора Суздальцева, основанные на реалистической традиции, сохраняют чистоту и прозрачность красок, изысканность цветовых переходов, свежесть мировосприятия. Убедительно и просто изображает художник природный мотив, будь это провинциальный городок в осенне-зимний период или приближенные к зрителю монументальные фрагменты скромных, но изумительно чудесных полевых цветов в жаркий летний день («Уральский городок», «Серебро осени», «Зима. Урал», «Медвежья дудка», «Мордовник», «Дербенник»). Некоторые его композиции повествовательны и иллюстративны, окрашены лиризмом или драматическими нотами («Уральская деревня», «Грачевник», «Мурадымово», «Вороньё»).

Эпические живописные полотна Суздальцева также посвящены родной Башкирии. Его многоплановые композиции притягивают зрителя своей эмоциональной выразительностью и насыщенностью колорита, мощью и величием синих гор, сияющей теплотой розовых далей, разнообразием трав и цветов («Бурзян», «Июль – макушка лета»). «…Природа никогда не бывает скучной. Она разнообразна и выразительна. Иногда горло перехватывает от её красоты! – восклицает живописец. – Главное в этот момент, взявшись за кисти и краски, правильно передать цвет, свет и выбрать ракурс…».

Витринная экспозиция порадует взрослых и детей яркими, индивидуальными по характеру и настроению авторскими куклами уфимского художника Людмилы Васильковой. Её популярные на республиканских и всероссийских фестивалях и конкурсах кукольные композиции, выполненные в технике ткачества и лоскутного шитья, связаны с современным декоративно-прикладным искусством, народными ремёслами и рукоделиями (куклы «Вишенка», «Рябинка», «Метлушка», «Зосима-Пчельник», «Первоцвет», «Птица-радость», жанровые кукольные композиции «Богач и Крупеничка», «Встреча у колодца»).

Завершают выставку мифологические образы «Грифон» и «Лев» московского художника-керамиста, уроженки башкирского села Воскресенское Валентины Кузнецовой. Работы предоставлены Башкирским государственным театром кукол. «Королевой скульптурной керамики» как-то назвали Валентину Георгиевну. В 2019 году, специально к её 70-летнему юбилею при поддержке Благотворительного Фонда «Грани мира» (Москва) был создан документальный фильм «В стране чудес Валентины Кузнецовой», в котором приняли участие три замечательные актрисы театра и кино – Анна Каменкова, Лия Ахеджакова и Марина Влади.

«…Когда задумываешь образ, – размышляет Валентина Георгиевна, – то очень важно соблюдать баланс между впечатлением от реальности и желанием сделать вещь выразительной, декоративной; в общем – решить проблему художественности. Для меня, конечно, главное, чтобы работа не была натуралистической и холодной…». И, действительно, её изумительные композиции в шамоте и фаянсе, выполненные в технике ленточной керамики, кстати, самом древнем способе создания скульптуры, – невесомы и воздушны. Живописная богатая цветовая палитра в росписи дополняет пластику и служит средством создания выразительного художественного образа.

Выставка продлится по 28 августа.

Фото автора

Автор:Ольга ПОЛЕНОК
Читайте нас: