Все новости
ВЕРНИСАЖ
6 Июня , 12:57

«Красота былых времён»

В выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова успешно проходит выставка декоративно-прикладного искусства «Красота былых времён», представляющая произведения известных в Башкортостане и России художников Рафиды Губайдуллиной и Ирины Хлёсткиной.

В экспозицию, посвящённую Году культурного наследия народов России, вошло около 60 авторских работ, в том числе два произведения из собрания нестеровского музея.

Выставка привлекательна не только с художественной точки зрения. Зритель может познакомиться с разнообразными традиционными техниками народных промыслов – художественной обработкой дерева, металла, полудрагоценных камней, ручного ткачества, вышивки, аппликации, чеканки. Экспозиция выставки несёт в себе ещё и познавательную функцию – большая часть экспонатов снабжена интересной сопроводительной информацией о сюжете из тюркского эпоса и славянской мифологии.

В представленных совместных авторских кукольных композициях и декоративных панно главная идея заложена в сохранении народных традиций и передачи их следующим поколениям. Значительное место здесь отводится женщине – Берегине, хранительнице домашнего очага и семейных ценностей, возлюбленной и заботливой матери. Так, в кукольной сюжетной композиции «Песня», помимо инсценировки традиционной части убранства башкирской юрты, великолепно демонстрируется декор народного костюма, расшитого тамбурным узором: платьев с нагрудниками и передниками; головных повязок с накосниками, украшенных монетами, ювелирными украшениями из серебра и натуральных камней; войлочных сапожек – (сарык). Наиболее яркое представление о тамбурной вышивке, сохранившейся у северо-восточных башкир, говорит монументальная кукла «Белокатайская красавица». На тёмном фоне её платья и передника выделяется красочный узор, состоящий из контрастирующих между собой сине-зелёных стеблей и золотисто-жёлтых цветов. Оригинальная композиция «Белокатайский орнамент» Ирины Хлёсткиной в стилизованном виде наглядно передаёт технику объёмной вышивки тамбуром.

По мотивам древних башкирских легенд Рафидой Губайдуллиной созданы кукольные композиции «Каргатуй», «Айсылу», «Иргиз», «Киленташ», «Где-то конь гуляет без егета». Основанные на народной мудрости – они учат любви и верности, стойкости и храбрости. Привлекает внимание скрупулёзная техника исполнения каждой детали и элемента костюма персонажей, а также цветовое благородство. Символичны её декоративные панно «Шежере», «Мирас», «Импровизации», «Реплика», «Кашмау». В этих композициях заложены основы мироздания, связь земли с космосом, сведения об истории и жизненном укладе башкир, их родословная, верность национальным традициям, языку и религии.

Гармоничны в своём единении авторские куклы и текстильные панно Ирины Хлёсткиной. Тематика этих работ связана со славянской мифологией, героинями которой стали: покровительница женщин и женских ремёсел – богиня «Макошь» и её верные помощницы, две сестрицы, две судьбы – «Доля и Недоля»; прекрасная богиня любви, красоты, благополучия и плодородия, покровительница семейных уз – «Лада»; вечно юная, молодая, красивая, жизнерадостная и прекрасная богиня Весны – «Леля»; поражающая своей белоснежной чистотой – сказочная «Снегурочка».

Одежда следующих кукольных персонажей этого автора – «Молодухи» и «Купала и Кострома» – передаёт не только изумительную технику народного творчества, но и представляет традиции и обычаи древних славян. Её текстильные панно «Орепей», «Репейник», «Крест», «Райские птицы», «Изморозь», «Древо Велеса», «Птица счастья Алконост» вводят зрителя в чарующий мир древних сказаний, знаков и символов, с подробным описанием магических свойств и защитных функций трав и цветов, волшебного перевоплощения птиц. И вновь поражает филигранная техника исполнения.

Четыре декоративных панно Ирины Хлёсткиной посвящены временам года. В них, основываясь на славянских легендах, в стилизованном виде, используя вышивку, аппликацию и вязание крючком, автор представила дни зимнего и летнего Солнцестояния, весеннего и осеннего Равноденствия. В её же кукольной композиции «Башкирские мотивы» образы молодых женщин-башкирок одеты в костюмы, украшенные орнаментами северо-восточных, восточных и юго-восточных районов Башкортостана. Их одежда зелёного цвета символизирует у мусульман молодость, изобилие, райские сады, а форма кукол напоминает форму листа дерева.

Завершают выставку текстильные панно, а также сюжетные композиции с «ростовыми» и небольшими «витринными» куклами, демонстрирующими универсализм авторов. Среди них – «Скамейка», изображающая группу девчонок и мальчишек, увлечённых популярной детской игрой «глухой телефон». Сцена представлена на фоне декоративного панно с пейзажным мотивом старого двора и цветущим палисадником. Рядом, тихо пристроившаяся в уголке и на минутку о чём-то задумавшаяся кукла «Варя». Здесь же, хорошо всем знакомая домашняя сценка «Рисуем мир» с детьми, увлеченно занимающимися творчеством, и любопытным котом, внимательно наблюдающим за всем происходящим. В куклах «Молодёжь» и «Ожидание», несмотря на их безликость, через позу и жесты, художником мастерски раскрыты индивидуальные черты характера каждого персонажа, их настроение, в одежде – современные тенденции. Кукольная сценка «Зимняя прогулка» точно воспроизводит образы детсадовских малышей советского времени.

Романтикой и ностальгией окрашены кукольные композиции и декоративные панно «Старая фотография», «Ветер памяти», «Свидание», «Летний полдень» Рафиды Губайдуллиной.

Выставка «Красота былых времён» показала высокий уровень профессионализма экспонентов, доставив зрителю поистине эстетическое наслаждение, вызвав ностальгические чувства по ушедшему детству. Во всём многообразии традиционных техник, стилей и направлений, как в текстильных панно, так и в кукольных композициях, вложена душа художников, их знания и удивительное мастерство.

Выставка продлится до 19 июня.

Автор:Ольга ПОЛЕНОК
Читайте нас в