Все новости
ВЕРНИСАЖ
15 Декабря 2021, 12:08

Гимн природе

В выставочном зале «Ижад» продолжает свою работу выставка народного художника СССР и РСФСР, заслуженного художника и заслуженного деятеля БАССР, лауреата Государственной премии Башкирской АССР им. Салавата Юлаева, Почётного гражданина города Уфы, члена-корреспондента Российской Академии художеств Бориса Фёдоровича Домашникова (1924–2003).

Экспозиция, представляющая 46 живописных произведений художника – это часть проекта «Открытые фонды», посвящённого 100-летию Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова.

В четырёхмодульном пространстве зала перед зрителем разворачивается целая эпоха, в которой жил и творил великий мастер, прошедший школу живописи на театрально-декорационном отделении Уфимского художественного училища у знаменитых учителей – Порфирия Марковича Лебедева, Александра Эрастовича Тюлькина и Марии Васильевны Беспаловой. Преподавательская деятельность в школе и работа в кукольном театре под руководством Марии Николаевны Елгаштиной всесторонне расширила творческое мировоззрение молодого художника.

Покоряют небольшие по формату этюды 1950–60-х годов, написанные в лучших традициях реалистической школы живописи. В них прослеживается тонкая лирика произведений Исаака Левитана и Михаила Нестерова («Тёплый зимний день», «Пашня», «Тучи над Белой», «Апрель», «Калужница цветёт», «На древней земле»). Ряд ностальгических произведений объединяет лёгкая фактура холста, трепетный мазок и утончённая звучность цвета («Осень на Цыганской», «Март в Ключарёво», «Вечер в Охлебинино», «Последний снег», «Зима на окраине», «Май. Березняк»).

В ряде ранних работ у художника прослеживается творческая концепция его учителя – Александра Тюлькина. Прежде всего, это умение увидеть примечательное в самых обыкновенных предметах и явлениях в жизни простого человека, а также высокая живописная культура одного из основоположников башкирского пейзажа («Старый дом», «Девочка у окна», «Под Уфой.  Шиханы», «Уральский этюд», «Урал. Хмурый день», «Утро на Урале»).

В 1970–80-е годы Домашников работает в содружестве таких талантливых живописцев, как Александр Бурзянцев, Ахмат Лутфуллин, Алексей Кузнецов, Александр Пантелеев, Павел Салмасов, впоследствии определивших башкирскую школу живописи. Это было время, когда молодые художники стремились вырваться из привычных рамок усреднённого реализма с его бытовизмом, повествовательностью и создать новые формы живописи, адекватные собственному видению мира. В работах этого периода, обозначенного автором решением живописных задач и углублением образно-философского содержания, появляется более свободный импрессионистический мазок, звонкая живопись, нарядная декоративность («Весеннее раздумье», «Уральский сказ», «Вновь весна», «Пейзаж с поездом», «Весна и художники», «Тишина»).

«Весеннее раздумье» – одно из прекрасных произведений Домашникова, представляющее время года, когда рука художника тянется к кисти, стремящейся запечатлеть талый снег, раннее пробуждение природы, тончайшие человеческие переживания.

Кроме панорамных пейзажей, художник вдохновенно писал и сюжетные натюрморты, в которых также большую роль играл пейзажный мотив, включенный в композицию, сохраняющий лирический настрой и манеру живописи мастера. Так, в работе «Зимнее окно» живописно создан контраст между ярко-красными комнатными цветами с насыщенными жёлто-зелёными лопастными листьями, расположенных на подоконнике, к светлому пейзажному фону в окне с лесным массивом и проезжающими по зимней дороге веренице пёстрых машин. В другом же натюрморте живописец находит удачное колористическое соотношение между белоснежными роскошными весенними цветами и приглушёнными ликами православных икон («Черёмуха и иконы»).

Творческие поездки Домашникова в Ленинград, где состоялись его персональные выставки, а также путешествие по Южному Уралу и «золотому кольцу России», открыли новый цикл работ, посвящённых изумительной красоте северной столицы и прекрасным, величественным соборам Древней Руси. По особому принципу выстраивая композицию своих городских пейзажей, художник избирает вертикальный формат холста, своеобразный линеарный ритм и живописную манеру, сосредоточив внимание зрителя на конкретности события или явления («Исаакий. Ленинград», «Утро в Ленинграде», «Весна на Псковщине», «Псков. Синий день», «Антоний Римлянин», «Утро в Новгороде», «Городской пейзаж. Зима в Новгороде»).

В 1970-е годы, участвуя в зарубежных выставках в Болгарии, Чехословакии, Италии и Франции, художник и здесь находил время для создания живописных этюдов («София. Август», «Форум», «Венеция», «Площадь Святого Марка»).

В тот же период Борис Фёдорович вдохновенно работает над серией полотен, посвящённой Москве, где звучит тема всеобщего, торжествующего праздника. Историческая эпоха воплотилась в ярких образах архитектурных сооружений – Московского Кремля и собора Василия Блаженного. Живописец с чувством высокого гражданского долга передал торжество эпохи, вылившийся во всенародный праздник, гордость за свою страну. Ликование пёстрой толпы демонстрантов с красными полотнищами знамён на фоне высоких башен Кремля, в трактовке автора, символизирует мощь, силу и величие Родины («На Красной площади»).

И, наконец, в 1990-е годы живописец приходит к композициям с широко развернутым планом – картинным пространством, несущим высокий эмоциональный накал. Вновь во всей красе предстает суровый и величественный Урал («Май в Уфе», «Весна на станции»).

Жизнеутверждающее творчество Бориса Федоровича Домашникова получило большое признание не только в Башкирии, но и за её пределами. Его произведения украшают коллекции многих музеев России и мира, доставляя эстетическое наслаждение почитателям его таланта.

Выставка продлится до 30 января 2022 года.

Автор:Ольга ПОЛЕНОК, фото автора
Читайте нас: