Все новости
ВЕРНИСАЖ
8 Ноября 2021, 13:35

«Открытые фонды» Нестеровского музея представляют…

Выставочный зал «Ижад» предлагает зрителю две выставки, являющиеся частью проекта «Открытые фонды», подготовленного Башкирским государственным художественным музеем им. М.В. Нестерова к его 100-летнему юбилею.

Первая выставка представляет 25 живописных произведений заслуженного художника России и Республики Башкортостан, председателя правления Регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников Республики Башкортостан», лауреата Государственной премии Республики Башкортостан им. Салавата Юлаева, одного из инициаторов создания и организаторов творческого объединения «Артыш», экспонента республиканских, зональных, региональных, межрегиональных, всероссийских, всесоюзных, международных, зарубежных и групповых выставок Хатипа Сарваровича Фазылова.

Вторая выставка «Войлок. Текстиль. Дерево. Эмаль» представляет 46 произведений декоративно-прикладного искусства ведущих мастеров Башкортостана и России, большая часть работ которых составляет собрание Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова.

Открывает экспозицию автопортрет Хатипа Сарваровича, представляющий себя в образе стрелка, на фоне горного кровавого пейзажа, летящих птиц и наклонившимся над озером рябиновым кустом. Внимательный и сосредоточенный взгляд героя говорит о его сопричастности к прошлому своего многострадального народа. Яркому колориту автопортрета вторит полотно «Мелодия гор», с ритмичной многоплановой композицией, раскрывающей эпическую красоту родного края.

Величественное «Шежере. Древо жизни» своими крепкими корнями, уходящими в землю, а причудливыми ветвями – в небо, раскрывает философскую трактовку сюжета. Тянущийся от земли росток к высоким ветвям могучего дерева – символизирует неразрывную связь поколений.

Как призрачные видения предстают в чёрной мгле образы башкирских красавиц в полотне живописца «Семь девушек. Башкирская легенда», созданного по мотивам грустного, но красивого древнего сказания. В скульптурной композиции «Семь красавиц» уфимский художник Владимир Лобанов мастерски запечатлел эту легенду, показав изысканные движения исполнительниц знаменитого танца из башкирского ансамбля Файзи Гаскарова.

Образ «башкирской мадонны» предстаёт в монументальном полотне Хатипа Фазылова «Наследие», где всё подчинено спокойному созерцанию: тихий осенний пейзаж, на фоне которого мирно расположилась величественная фигура матери и ребёнка; размеренный ритм стройных берёз в золотисто-оранжевом одеянии; плавная линия горизонта, разделяющая голубое небо с сине-фиолетовыми горными хребтами.

Своим историзмом привлекает внимание костюмный комплект зауральских башкир Гузель Мустафиной. В его создании мастер представил традиционное сочетание текстиля, бисера и монет.

Жанровое, стилистическое и технологическое разнообразие в обработке художественного войлока демонстрируют стерлитамакские художники Гузель Мухамедьярова и Вера Мухаметдинова (панно «Шихан I»).

Текстильные изделия из кожи, замша и меха, выполненные в технике вышивка, аппликация с элементами коллажа, показывают высокий профессионализм уфимского мастера Розы Юлдашбаевой (панно «Эхо предков», декоративные сумочки «Янсык», кисеты «Шатлык», сумочка «Охотник», кулон-чехол, тюбетейки, полотенца).

Ильис Ямалетдинов и Мавлетбай Халилов – известные в республике мастера по художественной обработке дерева – представлены на выставке своими резными произведениями из липы. Это «Ижау» (чаша для кумыса) – один из образцов древнего резного творчества башкир, возрождённое авторами в наши дни, сохранившими в форме своих изделий цельность и монолитность, в деталях – традиционный мотив национального орнамента – кускар и их утилитарное предназначение. 

Продолжают экспозицию произведения Хатипа Фазылова, ставшие этапными в творчестве художника. Так, в «Рогервикском марше» звучит грустная, поминальная мелодия курая в память о легендарном герое башкирского народа Салавате Юлаеве и его отце Юлае, их трагической гибели в балтийской крепости Рогервик (Палдиски. Эстония), куда они были заточены на двадцать пять лет. Предсказанием будущей судьбы Салавата стала картина «Сон», где спящему мальчику снится юный батыр, мчащийся на коне сквозь леса и горы, преодолевая препятствия на своём пути. На едком зелёном фоне – облака, в виде уродливых зловещих существ, протягивающих свои щупальца к герою.

В памяти художника надолго сохранились детские впечатления о жизни в башкирской деревне Янаулово Абзелиловского района, вылившиеся в ряд полотен, сюжетами которых стали и сельский быт, и повседневный труд среднего и старшего поколения, и вдохновенная красота природы Зауралья («Старая печь», «Сенокос», «Гора Бия-Газа», «В горах Зауралья»).

Войлочный диптих «Мелодии степи» нефтекамского художника Земфиры Гилязовой, декоративные рельефы «Азан» и «Мелодия» уфимского резчика по дереву Рустяма Фаткуллина и арт-объект «Дева» художника из Миякинского района Башкирии Галинура Зарипова явились ярким дополнением к жанровым композициям детских воспоминаний Хатипа Фазылова.

Рассказывая художественным языком зрителю о прошлом, живописец обращается и к образу народного наставника («Мугалим. Народный учитель»), и к героям Гражданской войны («Комбриг Муртазин», «Памяти кавалеристов»).

Напряжение и тревога звучит в сюжетных композициях, посвящённых военному времени 1941–1945 годов. Приглушённые краски природы и сельского мотива возвращают нас к суровой действительности, позволяя ощутить это тяжёлое бремя («Из прошлого», «Мы вернёмся!»). И лишь лёгкий и воздушный войлочный триптих «Любимый кускар» Розы Юлдашбаевой напоминает о корнях и истинном предназначении человека, живущего на своей земле.

Ряд произведений демонстрирует живописные качества Хатипа Сарваровича. Палитра его эпических полотен, особенно середины 2000-х годов, становится яркой, сочной, декоративно насыщенной. Так, тёплые коралловые и золотисто-оранжевые лесистые холмы в картине «Осень» противопоставлены холодным оттенкам сине-голубого просторного неба с вереницей белых лебедей, парящих над замерзшим величественным озером холста «Звонкий день».

Сохраняют свою историческую концепцию такие картины, как «Абдрахман», «Эрэнсэ Сэсэн», «Охотники и луна», «Вечер. Стан тамъянцев».

Включённые в экспозицию текстильные панно «Гаилэ», «Легенда» и намазлык «Ураза-байрам» Розы Юлдашбаевой, а также гобелен «Курай» Людмилы Шагабутдиновой вместе с живописным полотном «Янган-Юрт» Хатипа Фазылова дают широкое представление о жизни, быте и традиционных обычаях башкирских кочевников.

На выставке зритель познакомится и с произведениями, выполненными известными российскими художниками в одной из популярных техник декоративно-прикладного  и монументально-декоративного искусства – горячая эмаль.

Динамизм и экспрессия, сопутствующие силе степного порывистого ветра, характерны для панно «Вихорь» екатеринбургского художника Инны Лемоновой.

Египетские черты лица придаёт своим персонажам в панно «Прекрасная Хумай» и «Восточная красавица» из серии «Красавицы» омский художник Татьяна Колточихина.

Выставка продлится до 28 ноября.

Автор:Ольга ПОЛЕНОК
Читайте нас: