Все новости
ВЕРНИСАЖ
19 Октября 2021, 14:00

Многограни детской печатной графики

В выставочном зале «Ижад» прошло II Международное триеннале детской печатной графики «Большое и маленькое», включившее в экспозицию более 120 работ, выполненных в линогравюре, офорте, акватинте, граттаж, коллаграфии и других графических техниках.

В выставке-конкурсе приняли участие воспитанники Детских художественных школ, творческих мастерских и школ искусств Уфы, Москвы, Омска, Ижевска, Красноярска, Новосибирска, городов Республики Крым, Еврейской автономной области, Республики Беларусь, Латвии и Венгрии. Идея и организация конкурса принадлежит директору Уфимской детской художественной школы «Художка», графику, члену Союза художников России, заслуженному работнику культуры Республики Башкортостан Глебу Евгеньевичу Голубеву.

Каждый участник выставки, в соответствии с возрастной категорией – от 5 до 18 лет, в своих произведениях опирался не только на определённую тему, но и на собственную выдумку и безграничную фантазию. Изображая мир, в котором он живёт, показывал свои впечатления, оценивая те или иные обстоятельства, действия и события.

Разнообразное количество тем представлено ребятами в технике чёрно-белой и цветной линогравюры. Здесь можно увидеть и героические подвиги исторических персонажей, и детские игры, и незабываемые впечатления от походов с родителями в культурные заведения («Князь Гедимин выезжает из своего замка», «Победа», «Пограничник», «Игра в солдатики», «Волейбол», «В зоопарке», «В музее», «Вечерний сеанс», «Цирк», «Силач»). В этой же технике, а также в гравюре на картоне участники из разных регионов мастерски создают забавные сюжеты с изображением, как домашних, так и диких животных, большое количество разнообразных птиц, с их пёстрым опереньем и индивидуальными повадками («Кошка с котятами», «Оленёнок», «Собака и стрекозы», «Волчица с волчонком», «Лошади», «Сова», «Цыплята», «Вороньё», «Птицы»). Их жанровые композиции передают радостные мгновения счастливого детства, тепло и заботу материнских рук, повседневный труд и любимое хобби («Тёплый вечер», «Материнство», «Мама», «Я и маленький я», «Арбузы», «Велосипедисты», «Урок танцев», «Лыжня», «С горы», «Зимние игры»). А такие работы, как «Действительность», «Тихая жизнь», «Что было раньше», «Как чуден мир!», «Рождение», «Вечерний чай», «Детский и взрослый мир» – заставляют зрителя призадуматься о земной красоте и бренности мира, философии бытия и психологии межличностных отношений, противопоставить мир взрослых и детей.

Значительная часть работ посвящена контрастным явлениям родного города – его суетливости и тишине, впечатляющим небоскрёбам среди шумных улиц и маленьким домам на его окраинах, придорожным вокзалам, ритму покачивающихся от ветра деревьев и рою снежинок, обволакивающих воздушное пространство («Город строится», серия «Город», «Ожидание», «Поезд Клин-Москва», «Танцующие берёзки», «Снежная зима»).

В качестве «книжных графиков» выступили участники со своими иллюстрациями к произведениям русских классиков – А.П. Чехова и А.М. Горького. Дизайнерские способности проявили ребята и в таких произведениях, как «Ритмы города», «Городской мотив» и «Спичечный городок». В форме сатирического шаржа представлены экспрессивные по рисунку цветные листы линогравюр (автопортреты, «Время идёт»).

В новом виде рельефной печати – коллаграфии, сочетающей в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, легко освоенной подростками, довольно профессионально показаны образы насекомых и экзотические сюжеты («Божья коровка», «Моль», «Большое путешествие», «Африка»).

Свои знания и умения ребята показали и в мастерском владении техникой граттаж (воскографией). Благодаря этому уникальному и выразительному средству рисования, более чётким и контрастным линиям, в качестве своих сюжетов авторы использовали и народный фольклор, и изображение любимых питомцев («Ой, спасите, гуси!», «Здравствуйте, киты!», «Друг», «Домашние животные», «Человек отвечает за маленьких питомцев»).

Особое внимание зрителей привлекли произведения, выполненные в технике глубокой печати – офорт и акватинта. Работая не линией и штрихом, а пятном, создавая тональные переходы, подобно заливке акварелью или тушью, участники конкурса прекрасно справились с этой задачей, показав свои результаты на выбранную тему («Парковка», «Мои букашки», «Мой аквариум», «Двое»).

В технике уникальной графики – рисунок тушью и пером – превосходно решены растительные натюрморты и анималистические персонажи («Полёт пчелы», «В моём саду», «Развлечение для кота»).

Работы самых маленьких участников, выполненные маркером и цветными карандашами, масляной пастелью и акварелью, фломастером и гелевой ручкой удивили раскрепощённостью тем, причудливостью образов и яркой живописной палитрой («Осень встречаем – арбузом угощаем», «В подземелье», «Еду с ветерком»).

Конкурсная выставка получилась яркой, содержательной, покорила не только актуальностью тем, но и многообразием графических техник, которые наравне с профессиональными художниками освоили дети разных возрастов.

Автор:Ольга ПОЛЕНОК
Читайте нас: