Все новости
ВЕРНИСАЖ
26 Августа 2020, 15:41

По лермонтовским местам

В 1972 году заслуженный художник Башкортостана Амир Султанович Арсланов по рекомендации врачей ездил лечиться в Ессентуки, на Кавказские Минеральные Воды (страдал он язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки). А там, в рамках экскурсионных поездок курортников, было предусмотрено посещение мест, связанных с именем великого русского поэта М. Ю. Лермонтова.

И Арсланов вместе с экскурсионной группой отдыхающих побывал в лермонтовских местах Пятигорска и Кисловодска, умудрившись во время коротких остановок написать несколько этюдов – «Пятигорск», «Домик Лермонтова», «Аллея Лермонтова», «Парк. Кисловодск».
Этюды «Парк. Кисловодск» и «Аллея Лермонтова» бесценны. Они связаны с гениальным произведением М. Ю. Лермонтова – романом «Герой нашего времени», с его героями. Это места, где происходили действия этого замечательного романа. В старинном парке Кисловодска поэт отдыхал, задумавшись, углублялся в таинственные его чащи; в тени липовых аллей рождались его стихи и роман «Герой нашего времени».
Но самым ценным и дорогим для нас остается небольшой этюд «Домик Лермонтова» – последний приют поэта, где он провел последние 2 месяца своей короткой и мятежной жизни, написал последние стихи... И куда после поединка (после дуэли с Мартыновым) было перевезено его тело.
Домик этот небольшой, одноэтажный, низенький, стоит под камышовой крышей и с одной трубой. Главный его фасад, выходящий во двор, имеет три окна различного размера и формы. Сбоку к дому пристроены деревянные сени с небольшим крылечком. Стены снаружи оштукатурены и выбелены известкой. Домик со всех сторон обсажен деревьями и кустарниками, утопает в зелени.
Так выглядит «Домик Лермонтова» на этюде А. С. Арсланова и на многих картинах известных российских художников. Но разница в том, что каждый художник писал его по-своему. Этюд А. С. Арсланова своеобразен, он не похож на другие, отличается и ракурсом изображения в перспективе, и картиной множества зеленых насаждений вокруг домика, и богатством, эмоциональностью колорита.
В свое время, откликнувшись на смерть М. Ю. Лермонтова, Герцен писал: «Мужественная, печальная мысль всегда лежала на его челе. Она сквозила во всех его стихах... Раздумье Лермонтова – его поэзия, его мученье, его сила».
На Кавказские Минеральные Воды А. С. Арсланов ездил из г. Октябрьского, где одна из улиц названа именем Герцена; художник жил рядом с этой улицей и каждый день ходил по ней. Одна из прекраснейших его картин так и названа: «Улица Герцена в Октябрьском» (1960 г.).
И вот художник с улицы Герцена в Октябрьском попал таким образом на Кавказ – к последнему пристанищу поэта, и запечатлел в своих этюдах дорогие нам места.
Дина ХАФИЗОВА.