Все новости
ВЕРНИСАЖ
24 Октября 2019, 20:08

Банален ли мужской кавай?

Бродя от картины к картине по роскошному актовому залу старинного особняка Чижова (ныне корпус библиотеки им .Заки Валиди, что украшает собой ул. Октябрьской революции под номером 10), я вздрогнула от вопроса «Зачем вам это? Это же банально». «Ну, “кавай” всегда такой, зато его все любят, за каждой картиночкой кавайной Виктории Кирдий не одна тысяча просмотров» – безмятежно ответила я.

Наумилявшись лошадкам и котикам, золотым вечерам и сиреневым рассветам, вернулась к началу экспозиции – узнать, кто художник? И тут меня ожидал сюрприз: автор умильных зверушек, чарующих домиков и бирюзовых небес был мужчина – Михаил Олегович Петров. И очень взрослый мужчина – родился в 1956 году в Свердловске, в 1960 с семьей переехал в Уфу, где и учился живописи: сначала в знаменитой второй художке, а потом в художественно-промышленном училище.
Жалко, что дальше не пошел становиться мультипликатором. Все его персонажи на полотнах, словно часть какой-то сказочной истории для детей. И чему я удивилась, разве мужской «кавай» должен быть каким-то особенным, например, не девушка с котиком, а мужик с акулой или борец сумо с бультерьером на поводке (представила на мгновение сию картинку – это Вася Ложкин какой-то получается, хотя у Васи-то полно котиков, да с топорами – полный трэш и угар, если выражаться на современном сленге).
Итак, «кавай» – это не гендерное начало и не сюжеты и не определенные фигуры (девочки, котики и т.д.). Кавай – это предметы и явления, способные вызвать состояние умиления и очарования. Это слово и понятие пришло к нам из японского языка.
Каваи, kawaii – прилагательное, которое обычно переводится как «милый», «прелестный» – стало чем-то большим, нежели просто словом.
Процитирую Brian Bremner, журнал «BusinessWeek»: «Почему в современной культуре молодые люди подсажены на наркотик "милых" образов и кавайных вещей. Ответ не так прост, как кажется. Кажется, что в мире есть 2 типа людей: те, кто обожают марку Hello Kitty и те, кто искренне не понимает, почему этот идол эстетики kawaii, пушистый персонаж без рта, настолько популярен в мире и генерирует невероятную прибыль своим хозяевам. Hello Kitty – образ милой девочки-котенка, невинной, сентиментальной, которой нравится дружить и пить чай с друзьями. Как такая банальная пошлость может быть интересна людям старше 10 лет?! Но все сложнее, если вспомнить о том, что франшиза Hello Kitty приносит компании Sanrio более 1 миллиарда долларов каждый год. Sanrio – самая крупная японская компания, чей бизнес это производство кавайных персонажей. Нет ни одной товарной категории, которая не была бы представлена франшизой Hello Kitty – это молодежные и детские сумки, ручки, пеналы, зубные щетки, кружки и тарелки, мебель и игрушки...»
Жаль что образы Михаила Петрова не принесут ему уже такой прибыли, к сожалению, он покинул сей мир в 2018 году, оставив нам эти лучезарные и радующие зрителя картины. Смогут ли они обрести такую огромную популярность как Китти? Кто знает, поживем, поглядим…
Феномен каваи появился 20 лет назад и, похоже, что становится все популярнее и популярнее. И в этом ничего удивительного. Огромный вал отрицательной информации выливается на современного человека, и мозг интуитивно начинает искать противовес всему этому мрачному миру. И кому как не художнику создавать миры, в которых люди смогут найти лучшее, светлое, нежное. Может это и есть миссия художника Михаила Петрова – открыть людям, не дать им забыть, что у мира есть котята и жеребята, уютные вечера, первый снег, прекрасные заливы и хорошее настроение, а не только обвал финансового рынка, глобальное потепление и падение аэробусов.
ГАЛАРИНА, фото автора