Все новости
ВЕРНИСАЖ
29 Августа 2019, 13:58

Каждый эпизод – театральное зрелище!

На днях в выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова звершается выставка, приуроченная к 70-летию выдающегося художника Александра Александровича Костина (1949–2011), оставившего яркий след в книжном искусстве Башкортостана.

Профессионально владея разнообразными техниками уникальной графики (тушь, монотипия, акварель, пастель, граттаж и другие), используя различные приемы решения плоскости (пятно, штрих, цвет), в каждом своем произведении художник достигал целостности образного решения.
Открыли экспозицию иллюстрации к знаменитому башкирскому эпосу «Урал-Батыр» (2000), а также к книгам «Башкирские богатырские сказки» (1986) и «Башкирские предания и легенды» (2000), выполненные в технике граттаж и монотипия, включая авторскую фантазию. Несмотря на свой миниатюрный размер, композиционные сюжеты мастерски расположенные на листе автором, передают динамизм и экспрессию штриха, достигая драматизма событий и глубокого психологического состояния героев. Но все же, ключевыми моментами в них остаются – любовь, верность, самопожертвование, и как в любой сказке – добро, побеждающее зло.
Благодаря смешанной графической технике – гуашь, перо, пастель, белила, плотному штриху, художник передает оптимизм персонажей и романтическую красоту ушедшей эпохи в иллюстрациях к книге «Песни советского периода» (1996).
В известной повести башкирского писателя и поэта Мустая Карима «Радость нашего дома» хорошее знание сюжетной линии, мастерское владение пером и тушью, позволили автору создать небольшие мизансцены, подробно рассказав читателю о жизни одного или нескольких героев.
Задор, искрометный юмор и чудесное волшебство царит в веселых картинках «Башкирских народных сказок» (1987), исполненных акварелью, где каждый эпизод – театральное зрелище!
В карандашных иллюстрациях тех же сказок – это гармоничное содружество людей и животных, выраженное в народном юморе, основанном на русских и башкирских сказках, шаржах, конкретных жизненных ситуациях, поступках, шутках и прибаутках.
Очаровательная экзотика Востока царит в иллюстрациях к арабским сказкам «Тысяча и одна ночь» (1984), выполненных как карандашом и тушью, так и в акварели.
Центром внимания выставки стала акварельная иллюстрация к сказке Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» (1987) – одном из любимейших произведений многих поколений детей. Известно, что Александр Костин выполнил несколько иллюстрированных вариантов к этой книге. В одной из них, представленной в экспозиции, автору удалось показать милых и добродушных героев – девочку Алису, Чеширского кота, Белого кролика,
Мартовского Зайца, Шляпника и других культовых персонажей, с которыми происходили забавные приключения.
Целая серия красочных иллюстраций к популярной сказке К.И. Чуковского «Доктор Айболит» (1987) образно воспроизводит стихотворный текст, надолго запоминающийся не умеющим еще читать малышам. Эти книги с иллюстрациями А. Костина до сих пор пользуются большим успехом у подрастающего поколения. К ним можно отнести также иллюстрации к повестям М. Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна», к роману Р.Л. Стивенсона «Черная стрела», к книгам Д. Хармса «Осень странная история», Д. Талхиной «Сказки Голубоглазки» и А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля», к сказкам В. Гауфа «Маленький Мук» и П. Ершова «Конек-Горбунок».
В период с 1983 по 2000-е годы, являясь художественным редактором издательств «Китап», «Демиург» (оба – в Уфе) и сотрудничая с журналами «Акбузат», «Аманат», «Бельские просторы», «Светлячок» (все издания – уфимские), «Пионер» (Москва), иллюстратор оформил более чем 100 книг башкирской, российской, зарубежной классической литературы.
Наряду с иллюстрированными сказками разных народов мира, в оформлении художника также широко был представлен учебный и методический материал по предмету «История и культура Башкортостана» (2000). Это сюжетные картинки и иллюстрации, выполненные акварелью, тушью и пером к исторической повести, к книгам «Исторический эпос» и «Букварь в загадках» А. Шарапова, помогающие школьникам освоить предмет. В них ярко и достоверно передана атмосфера суровых лет революции и гражданской войны, знаменательной фигурой выступает предводитель крестьянского восстания в Башкирии – Салават Юлаев.
Кроме того, в экспозиции представлены этюды – в масле и акварели. В них выражено определенное настроение тонкого лирика – туманный рассвет и хмурый день на лесной полянке, белоснежное здание, отраженное в зеркальном пруду и тишина летнего вечера.
На выставке зритель также может увидеть предварительные эскизы и наброски – вспомогательный материал художника для своих будущих композиций, в том числе арсенал инструментов (карандаши, кисти, краски, гусиное перо, лупа, канцелярские принадлежности), при помощи которых иллюстратор оформлял книги.
Выставка, посвящённая Александру Костину завершается 1 сентября 2019 года.
Ольга ПОЛЕНОК,
фото: Игорь Тонконогий
Читайте нас: