Все новости
ВЕРНИСАЖ
10 Октября 2018, 14:13

Лики и лица Ивана Федорова

Светлана ГАФУРОВА Современный постмодернизм в художественном творчестве, конечно, необычен и оригинален. Но иногда, извините, хочется увидеть классический человеческий портрет, на котором нос расположен не там, где должен быть глаз и наоборот…

Такую возможность предоставил недавно уфимцам, любителям академической живописи, Русский драматический театр. 28 сентября в фойе театра открылась выставка великолепного портретиста, члена художественной группировки «АртПуть» уфимского художника Ивана Федорова. На открытии выставки выступили главный режиссер театра Михаил Рабинович и искусствовед Лариса Кудашева.
Иван Федоров продолжает традиции русских портретистов, коих было и творило в XIX веке сотни. Навскидку назову лишь самые известные имена: Илья Репин, Борис Кустодиев, Иван Крамской, Александр Брюллов, Орест Кипренский, Василий Тропинин, Федор Рокотов, Валентин Серов и, конечно же, наш земляк Михаил Нестеров.
Подчеркну, что именно традиции русских, а не постсоветских лаковых гламурных коммерческих портретистов типа Ильи Глазунова и Никаса Сафронова продолжает уфимец Иван Федоров.
Портреты поэтов Иосифа Бродского, Евгения Евтушенко, Александра Блока, Сергея Есенина, Владимира Маяковского: кисти Ивана Федорова схватывают самую суть характеров этих непростых, а порой трагических, действующих персонажей нашей страны и нашей культуры. И при всем при том портреты уфимца не выглядят архаично и ретроспективно. Даже Александр Пушкин на полотне Ивана Федорова смотрится нашим современником в отличие от классического и всем известного портрета русского гения поэзии кисти Василия Тропинина.
Наиболее любимый персонаж художника – нобелевский лауреат поэт Иосиф Бродский. На выставке два совершенно разных портрета Бродского. На одном он изображен респектабельным барином, уже признанным лауреатом, вспоминающим о своей ссылке. На другом – Бродский – рыжий сатир, бог Дионисий, властитель женских дум и сердец, внешне тунеядец и ленивец.
Портрет Евгения Евтушенко как картина того противоречивого прекрасного и страшного времени, когда повеяло свободой и оттепелью в стране и люди, поверив в это, гибли и замерзали на лету в фальши недореальности.
Голубая прекрасная пустота взгляда Блока и Иисус Христос в белом венчике из роз, возглавляющий банду революционных красных матросов, как бы выходящую из груди еще одного русского гения.
И совсем другая голубизна глаз Сергея Есенина – теплая, глубокая, природная, человечная – зорко подмечена художником на портрете поющего органа, нашего крестьянского поэта, любимого всеми…
И еще одна глыба, великий человечище Владимир Маяковский, так простодушно и наивно попавший на крючок обычного женского коварства двуличной авантюристки Лилечки Брик, из-за которой и погиб, – все это талантливо прописано в портрете Маяковского кисти Ивана Федорова и явственно читается зрителем.
Лица наших современников мужчин на портретах Федорова обладают ярко выраженным мужественным мужским началом, столь редко встречаемым сегодня в современной жизни. Да и сам автор этих портретов мог бы стать персонажем одного из них – столь явно выражено в его личности мужское и вечное человеческое начало.
Несомненно, созерцание необычной для нашего времени академической выставки академического живописного портрета может доставить много удовольствия истинным любителям истинной живописи.
Отмечу, что это уже вторая выставка группы «АртПуть» в театре русской драмы. Открыла череду вернисажей выставка самобытной уфимской художницы Светланы Чистяковой весной этого года.