Итоги конкурса "10 стихотворений месяца" за октябрь 2024 года
Все новости
ТУСОВКА
19 Февраля , 16:00

Смыслы и эмоции «Другой музыки»

О фестивале «Другая музыка», прошедшем 7 февраля 2024 года в уфимском Мюзик-холле

Вот проснулась с мыслями о новой уфимской музыке.

«Теперь, когда речь нам запрещена, музыка становится важной».

Подумала, что есть вот такая странная штука — когда сидели на фестивале «Другая музыка» 7 февраля 2024 года в уфимском Мюзик-холле, да вдруг про стихи Давида Бурлюка заговорили, и я процитировала одно его стихотворение:

ЭТЮД НА БРАЙТОН-БИЧЕ

Обворожительно проколота соском

Твоя обветренная блузка!

Изображу ль своим стихом,

Что блузка бюсту была узкой…

К тому же бризовый порыв

Подувший резво океана

Пошире душку приоткрыл,

Чтоб встречных стариков изранить…

У Бурлюка, я его просто люблю и сохранила себе в «Живом Журнале». В этот момент на сцене выступала группа «ЛИNИИ» — они чем-то вызвали во мне это стихотворение. Вокалист тембром или манерой расставлять слова ассоциировался с Валерием Сюткиным, но инструментал с напористым драйвом перекликался в памяти с группой «Градусы». Вот если бы у «Линии» тексты были такие же, как текст стихотворения Бурлюка, то было бы вообще всё восхитительно!

Но, с другой стороны, никто уж не вдумывается в тексты, после победы хита «Капибара, капибара, капибара…» в пространстве интернета. Кто будет вдумываться в смысл? Смысл не передаётся сейчас в песнях, а сейчас передаётся определенное эмоциональное отношение, которое невозможно передать через текст, через выразительность словесного текста. То есть это какая-то новая генерация понятий пришла, которая ещё не оформилась в словесном слое. Это очевидно, особенно если ты много общаешься с подростками, там сейчас культовая вакханалия сленга около субкультур — анимешного, мангового и соционического из новоявленных терминов. Я бы так сказала, что современные подростки имеют другой код для описания реальности и нахватаны в психологии отношений. Все эти фэтшейминги, буллинги, сталкеры, абьюзы, газлайтинги и прочее, прочее — они как будто с этими словами родились.

Любые попытки перевода этих слов на русский язык пока обречены, даже ты сама не замечаешь, как начинаешь пользоваться их словарным запасом, если ты с ними общаешься. И попадаешь в ступор, когда кому-то тебе это приходится объяснять, весь этот трэш, кринж и краш. Все эти «вкрашиться» пытаешься перевести как очароваться, вдохновиться, влюбиться. Но теряются дерзкие нюансы. И кто и когда сможет писать тексты с дерзкими нюансами. Такими же дерзкими, как стихи Бурлюка?

А вот музыку уже могут. Уфимская группа «ЛИNИИ» в общем и целом мне очень зашла. Это хороший танцевальный проект. Почему назвала танцевальной эту музыку — не знаю. Вот не знаю. Хотя танцевали мало. Вообще непонятно, под что сейчас и как танцуют? Не вижу танцполов, современных дискотек, кроме дэнс-каверов или кавер-дэнсеров, занимающихся к-поп. Но тем не менее, я вижу правильные такие ритмические линии у группы «ЛИNИИ» под которые удобно так переминаться с ноги на ногу.

Тут я, наверное, дам ссылку на паблик ВК ЛИNИИ https://vk.com/liniimusic?from=search

Вдруг кому-то срочно надо размяться или поставить современный танец под современную музыку.

Группа «ЛИНИИ» молодая и совсем недавно организовала свой паблик, на фестивале разыгрывали футболку для тех, кто подпишется на паблик. Ну, я подписалась. Пока ничего не выиграла, но буду слушать. И внимательно следить за творчеством, потому что у них очень правильно сбалансированы в команде звук и вокал.

Перейдём к следующей группе «ГРАНУЛА», выступавшей на фестивале в этот вечер.

Они практически монстры. Я их слышу, вижу не первый раз и никак не могу определиться — что же? Что же в них есть цепляющее, кроме гитариста с специфичной бородкой на заднем плане. Да, вот этот волшебный, единственный человек, по которому я определяю группу «ГРАНУЛА» последние годы. Ну да, фишка имиджа имеет значение. Да, имидж наше всё. Жажда ничто.

У группы «ГРАНУЛА» на сцене оказалось много достоинств, и электро-виолончель, и очень красивая и голосистая бэк-вокалистка. Недаром они позиционируют себя, как арт-рок, это я узнала из паблика в ВК https://vk.com/rock_granula?from=search

В начале выступления проблема была со звуком. Звук подлаживали, первые две песни всё скрипело, визжало, микрофоны не выдерживали.

«ГРАНУЛА» имеет двух вокалистов. Мне кажется, можно считать это преимуществом. Как бы, в музыке и в современной музыке тоже (я слушаю в большом количестве современную японскую и корейскую) много вокалистов — это хорошо, много голосового интонирования разного — переплетающегося, сходящегося и расходящегося, наслаивающиеся разные тембры — это вкусно. Но проблема в том, что при коллективном пении нужен опытный хормейстер, чтобы выстроить гармонию.

С саундом инструментальным у «ГРАНУЛЫ» полный порядок. А вот с саундом вокальным иногда возникали вопросы… Потом случилось у них несколько песен, когда юноша и девушка сбалансировали все нюансы и начали поражать публику хорошим таким пением. И вопросы отвалились.

Потенциал, чтобы нормальный такой певческий дуэт составить у них есть. Возможности девушки вокалистки прям доставляют восторг местами. Кстати, у вокалиста тоже прекрасный голос, красивый бархатный тембр.

И в общем, и в целом, как по голосоведению, по возможностям сочетания мужского и женского вокала это напомнило про группу «СЛОТ» — Игорь и Нуки. Но у группы «СЛОТ» вот это вот разведение голосов и сведение их, так скажем, оно там более чёткое. И опорный вокал у них женский.

А у «ГРАНУЛЫ» мужской. Здесь люди идут методом проб и ошибок — удачные находки есть, энергетика очень хорошая. Предположу, было бы хорошо, если бы давали целые большие куски песни пропевать вокалистке-девушке по очереди с вокалистом-парнем, потому что держать исключительно на подголосках такую мощь нерационально, это растранжиривать золото на подковы. Надо ювелирнее как-то этот элемент вокальный женский использовать. Как бы более кучно поставить, когда не хотите ожерелья, надо сделать кулон из ярких бусин на кожаный чокер-ошейник. Дать один куплет, или рефрен-припев.

Вот тут немножко не хватило какого-то умного утрамбования и распределения. Но сама попытка усложненного двухголосого пения порадовала.

Следующие были "PARTY ANIMAL" — группа, которая просто вызвала всех на танцпол и опять-таки она подтверждает существование прямого энергообмена между публикой и артистами. У Георгия Виноградова великолепный уровень харизмы и энергетика, такая живая энергетика. Вот тут как раз сразу понятно, что невозможно живую энергетику передать посредством записи. Это вопрос любви к группе решается живым присутствием на её выступлении. Вот тут я ничего не могу сказать, кроме как — «На концерты уфимских рок-групп надо ходить! И тогда вы поймёте, насколько прекрасны "PARTY ANIMAL!"» Гоша, конечно, жёг, как говорил: «Сейчас будет мясо», мясо было!

"PARTY ANIMAL" тоже имеет паблик в ВК

https://vk.com/partyanimalband?from=search

А тексты анализировать, когда человек поёт экстрим-вокалом, совершенно бесполезно. Поэтому я повторю — остаётся только интонационная часть. Я вообще предполагаю, что в будущем тексты сведу к двум-трём словам. В определённых жанрах музыки даже сейчас они уже свелись к наборам слов, таких, где букво-звуко-сочетания такие удобные для рычания, для вопля, для мотания башкой, просто вот на выдохе эти слова удобно произносить и они составляют, ну, некую базовую часть экстрим-вокалиста. Мы же говорим про то, что в современном мире понятийный аппарат, который выражен может быть текстами, он ещё не успел подстроиться под реалии Нового Мира. Он ещё как бы в зародыше у нового интернет-поколения, и функционал у него неопределенный. Поэтому музыка, рок-музыка — это ответственность за изменение эмоций, за спектр эмоций.

Музыка еще претерпела очень большие изменения в плане звукозаписи. Я тут недавно слушала какой-то разбор-анализ от молодого звукорежиссёра, и он сказал, что никто сейчас не пишет голос на один микрофон, на одну дорожку, даже если вы вокалист один-одинёшенек. То есть там объёмно идёт запись на два, а то и три микрофона, то есть программа звукозаписи и программа воспроизведения звука изменились. И это тоже влияет на потребителя, потому что современные аудиосистемы, они тоже многоканальные.

То есть на самом деле я предполагаю, что наш мозг обрабатывает — все эти три дорожки сигнала вокала, и какое-то эмоционирование, и какую-то информацию по этому эмоционированию артистов оттуда извлекает.

Просто это другое мышление, и принципы аналитики такого слоя воздействия на слушателя пока еще не стали общедоступными. Мы привыкли русский рок анализировать с точки зрения значимости по текстам — к чему зовут, о чем рассказывают-рефлексируют. Значимые тексты будут, когда понятийные ряды нового времени, переход нашего времени на «цифровую ярость» как бы происходит. А мы адаптируем все эти приметы времени — сошлюсь на «Цифровую Ярость», так Шамиль Валеев озаглавил своё эссе, поищите, почитайте, если интересно, почему мы так реагируем сейчас на виртуальные коммуникации. Новое поколение выработает свои какие-то рефлексии, отразит их в своём новом составе слов, или воспользуется старым — переведёт, наконец-то, со сленга все эти слова на внятный удобоваримый литературный русский язык. И тогда мы получим внятные удобоваримые литературные тексты песен. Да? Ну, я предполагаю, что вряд ли это будет эстрада. Про эстраду в нашей стране говорить глупо. Такое ощущение, это специальный отстойник для деградирующих элементов. Вы посмотрите, что за старый репертуар и как исполняют на конкурсах эстрадной песни.

Даже люди профессиональные, долго прозанимавшиеся эстрадой, и обладающие какими-то возможностями и желанием, попытками создавать свою музыку производят очень слабые записи. Как Паша Артемьев из группы «Корни», да, он имеет 20 лет опыта на сцене, тем не менее прослушала слабые записи его персонального проекта последних лет. Не скажу, чтобы это были слабые песни, именно записи слабые, выступления слабые. Как бы люди не могут уже воспользоваться данным Богом шансом, и не создали живой бэнд такой, с достаточной энергетикой.

Энергетика, кстати, не обязательно ревущего хард-рока или металла, может быть какая-нибудь монструозно-электронная музыка (с возвращающейся модой на синти-вэйв, все эти Кармина Бурана и Жан-Мишель Жарр подобное, будет актуально), да и этих жанров бесчисленное количество, и всё время возникают в мире и в нашем городе Уфе новые проекты на стыке, на грани смешения всего со всем. За этим увлекательно наблюдать, и чувствовать движение времени через музыку, которая создается у тебя на глазах очень увлекательно.

Много еще интересных мыслей может появиться, если ходить на фестивали и живые выступления новых уфимских групп, если придут, выскажу. Если люди захотят мне ответить, только поприветствую рождение новых журналистов. Дискуссии всегда полезны для привлечения внимания, именно обилие отзывов в сети привлекло многих на киносеансы с новой экранизацией «Мастера и Маргариты».

В Уфе много достойных групп, хотелось бы новых зрителей, а то мы все уже на концертах как родные, собираемся избранным кругом. А вход-то ведь был бесплатный. Хочу поблагодарить Кристину Гофман, как организатора фестиваля «Другая музыка» и музыкантов, выступавших в тот вечер на сцене. Надеюсь на продолжение, и призываю всех сходить на следующий фестиваль «Другая музыка» в Music Hall. Тех, кто понимает — что слышим, тем и дышим, что имеем — то имеем. Что увидим, то и полюбим, ну или хотя бы узнаем.

Авторы:Галарина ЕФРЕМОВАфото автора
Читайте нас: