Все новости
ТУСОВКА
22 Июня 2022, 13:00

Фестивальное стихоношение саратовского «Центра весны». Часть пятая, окончание

Вечер 16 апреля 2022, закрытие фестиваля, музыка до утра…

«О, народ вернулся» – первые ласточки – Калякина, Кац, Манаев, Воробьев.

Далее все время был беспрерывный сейшен. Выяснилось, что человек пять играют на гитаре. И бабединовская гитара пошла по рукам.

Валентин Воробьев тоже классно играет на гитаре. Они отличный дуэт составили с Анастасией Немов. Потом Ася сама играла и пела по английски.

Вадим Месяц показывал, как играть по-цыгански, провел мастер-класс, пел «Канарейку». Кто-то ещё? А, вроде бы кудрявый поэт Егор, что был с очень истеричной девочкой, тоже играл и пел, какую-то нашу рок классику Чайфов и Чижа. Был некий просадный момент с чересчур наглыми и еуправляемыми тусовщиками, один из которых даже не был поэтом, просто приблудился случайно. И борзел не по чину. Пришлось отправить наглое существо восвояси. Тяжела ты доля организаторская. И Богатов и Акан, что взял на себя миссию домового, устали и изрядно потратили нервов. Но такие накладки они всегда случаются, главное вовремя протранслировать принципы общения, принятые в данной компании, и что нарушать их не позволено: «Не согласен – вали отсюда. Мы здесь несем ответственность за всё – целостность дома, целостность морд людей, и мы определяем правила». Иначе просто невозможно руководить толпой людей.

Михаил Богатов и Акан Троянский
Михаил Богатов и Акан Троянский

Этот организаторский момент и утренний инсайт с троллем тоже были для меня полезны. Я смогла свое интуитивное понимание сформулировать. Почему же я не люблю троллей – когда их никто не останавливает, они склонны так разогнаться, что обесценивают не только конкретных людей, но и разрушают атмосферу единения, разрушают хрупкую гармонию взаимопонимания, добра и любви к искусству и жизни в целом.  А поэты и так сложные люди и всяких углублений в диспуты и так хватает. Помню, как на одном фестивале выяснение точек зрения «на пути развития русского народа» между православным монархистом-сталеваром и либеральным западником-банкиром – закончилось скорой для либерала. Монархист был покрепче – я сама ему кровь утирала и разбитую голову обрабатывала перекисью, в больницу он не поехал. И вот в такую атмосферу полную страстных творческих людей ещё только тролльего обесценивания добавить, как аромат навоза в чистый родник. И будет очень невкусно эту воду живого общения пить под аккомпанемент подобного аромата. Хотя сама вода «Центра весны» осталась и остается кристально чиста.

А вообще все люди были очень милы. Ну, или ко мне были милы. Девы, с которыми я проживала в фестивальном доме – поэтессы Вера Дорошина из Пензы и Лейла Орен из Нижнего Новгорода просто невероятные люди. Такая благожелательность и интерес к людям у талантливых красавиц почти не встречаются – а тут аж две: и умные, и добрые и прекрасные не только внутри, но и снаружи. С Верой в ходе прогулок до дома мы поговорили о том, кто пишет медицинские статьи и как сложна судьба сотрудника узкопрофильного издания. Лейла поделилась мудростью, что мужчина должен быть галантен всегда – поцеловать руку, открыть дверь, принести даме стул, что это неотъемлемое качество настоящего мужчины. Да. Это неотъемлемое качество в мужчинах воспитывается только присутствием настоящих женщин рядом. Только с такими милыми женщинами мужчины понимают пользу галантности, как варианта общения, в котором можно проявить явную симпатию. (Галантность в переводе с французского языка означает изысканную вежливость, чрезвычайную обходительность).

Иногда у человека не случается знакомых или не удается с кем-то накоротке сойтись, и тогда я вдруг подумала – надо выбирать фестивали с музыкантами – просто присоединяешься к ним, к поющим и играющим на афтепати. Слушатели то всегда нужны. И всё – ты больше не неприкаянное привидение.

Я ушла спать в 5 утра 17 апреля, когда Воробьёв отменил свой поезд в Самару, не мог вот так уйти с этого разгара веселухи. О, ещё Рясов играл на гитаре Башлачёва. Это было крутое закрытие фестиваля.

Послефестивальное 17 апреля 2022 , прощальные беседы, прогулка по Саратову с к-поп-дэнсерами и  неожиданный концерт  Леонида Иоффе в Студии ПариАртЪ /Studio_PariArt , группы «Время & Река»

Манаев и Незвицкая
Манаев и Незвицкая

Проснулась когда было уже 9 утра, на кухне были милейшие Дмитрий Манаев и Ксения Незвицкая. У Димы болела голова, Ксю его лечебно гладила по макушке. Я их сфоткала и написала стих на тему «поэт и Муза», а что – у него есть стих посвященный двум Ксениям.

Фестивальная грусть

Все лучшие кадры случайны,

все близкие люди размыты.

 Случайно и неслучайно,

как всякий поэт,

грустил

поэт в конце фестиваля.

И муза его утешала,

спрашивала – о чем грустишь.

Он говорил – это сложно.

Она отвечала – значит просто,

давай возьму тебя за руку,

поглажу по голове.

Музы, они не напрасно

ходят по этой земле.

И не случайно стих

взлетает из кончиков пальцев,

когда их другие пальцы

с участливостью касаются.

 

 Потом мы сходили в магазин и Ксю купила всем целебного пива, а я купила себе йогуртов и шоколадку.

И далее у меня с Вадимом Месяцем случился дискурс – о калькировании методов одного языка в стихоречь на другом языке – примеры Владимир Высоцкий и испанская поэзия, Геннадий Айги и чувашский язык. Вадим Месяц рассказывал, как он общался с Айги. Потом поговорили про финно-угорскую поэзию. Потом о том, что английский – это современная латынь. Тут я привела примеры вкраплений в к-поп – коринглиш, корейский английский. После поговорили – зачем мы живём и что мужик должен быть хозяйственным. На этом пассаже Вадим поцеловал мне руку. Видимо мои идеи ему импонировали. И он воплотил слова Лейлы о галантных мужчинах. Она же, добрая душа, отпаивала болящий народ полисорбом. Нарисовалась вконец охрипшая Богомаз, и пытаясь превзойти Джо Кокера, стала с утра петь дуэтом с Месяцем народные песни. Сейшен продолжался, видимо они не ложились вовсе.

Тут я решила идти гулять. Прошлась по магазинам, поснимала здания и неожиданно встретила к-поп-дэнсеров, они снимали на видео серию из нескольких танцев. И это было настолько ярко и выразительно. Поснимала их. Потом пообедала в грузинском ресторанчике… Вернулась в дом, там провожали Веру Дорошину на маршрутку до Пензы – она на прощанье подарила мне книгу своей подруги «Хвоя» и отбыла.

Потом Максим Борисович повез в аэропорт Лейлу Орен и Вадима Месяца. А все остальные в темпе вальса убирали коттедж к приезду хозяина. Хозяин приехал, немного светских разговоров о фестивале и поэзии. И он предложил подвезти меня на вокзал, захватили с собой Акана Троянского. Акан начал показывать мне по дороге достопримечательности – посмотри налево, направо, та то, там сё, там мечеть. Я ответила, что в Уфе их гораздо больше, и что надо к нам ехать на Ляля-Тюльпан смотреть. Троянский после бухтел что хотел приятное водителю-татарину сделать, а я неделикатная бяка. Теперь думаю, что Акан пытался состыковаться на уровне любезности, а я всегда стыкуюсь на уровне жизни, и расширяю собой, своим опытом Вселенную собеседника. Вот так, водитель услышал от Акана то, что он и так знает, а от меня узнал что-то новое о современной архитектуре в строительстве мечетей.

Отправила Акана в Энгельс, сдала вещи в автоматическую модную камеру хранения. До поезда было еще четыре часа, и я пошла пройтись по Кирова -этому саратовскому Арбату. И вдруг слышу сзади – Галарина! А это Аня-певица, и направлялась она в клуб ПариАртЪ /Studio_PariArt на вечер поэта Леонида Иоффе и группы «Время & Река», где он барабанщиком.

Очень хорошо провела там время. Меня даже опознали и спросили: – Как мне Саратов и фестиваль? – Великолепно!  –  ответила я. Потом настало время покинуть этот чудесный город и прекрасных людей. И да, для жителя Уфы удивительно что в одиннадцатом часу вечера можно спокойно уехать до вокзала на троллейбусе. И еду я в троллейбусе и удивляюсь этому позднему маршруту, и тут вижу самарских девушек Асю и Олю, они тоже на тот же поезд, но в другой вагон. Волшебное пересечение напоследок. Укладываюсь спать в поезде, укладываю в голове эмоции и впечатления. С одной стороны время-то прошло, а с другой стороны, как только что приехала. Благодарю XVI поэтический фестиваль «Центр весны». Благодарю за фейерверк эмоций и невероятных людей. Спасибо, Михаил Богатов, что ты придумал этот фестиваль в таком уникальном формате с обязательным фестивальным домом, где люди могут общаться в произвольном режиме. Потому что важно не только выступить или посмотреть на чужие выступления, важно расширять свою Вселенную новыми людьми и новыми впечатлениями.

Леонид Иоффе
Леонид Иоффе

Волшебное утро на пустынном пляжном острове посреди Волги – я увезла его с собой, как и четыре книжки – два сингла саратовских поэтов Татьяны Богомаз и Михаила Богатова, книга Виктора Куллэ «Благодарность» и неведомой мне пензенской поэтессы Марины Герасимовой «Хвоя». Дальше буду делиться впечатлениями о книгах. Раз их издают, то значит нужно прочитать.

Автор:Галарина ЕФРЕМОВА
Читайте нас: