Все новости
ТУСОВКА
10 Мая 2022, 15:00

Фестивальное стихоношение саратовского «Центра весны». Часть третья

Итак, я добралась в своем повествовании до эпохального мастер-класса Аллы Поспеловой из издательства «СТиХИ». Сей сеанс магии происходил на второй день фестиваля «Центр весны» в кафе «Арабелла».

Это было ярко, остроумно и полезно для определенной категории поэтов. Алла сразу разделила пишущую братию (и сестрию) на тех поэтов, которые хотят публиковаться здесь и сейчас, и есть еще те, кто пишет для себя и для вечности. И обращалась только к первым – сдавала адреса и пароли, то есть рассказывала, что заведующие отделами поэзии в толстых литературных журналах тоже живые люди, у них есть имена и фамилии и маленькие земные предпочтения – в некоторых журналах любят традиционную поэзию, в некоторых новаторство.

Желательно внимательно и вдумчиво проанализировать текущие тренды издания и предпочтения зав.отделом поэзии в каждом толстяке, на который вы наметились и понять, соответствует ли ваш стиль их императивам. Также вспоминаем, что раз редактора живые люди и могут любить котиков (добавьте собственные разведданные, чего еще люди могут любить)... если вы любите котиков, то поговорите с ними об этом и точка контакта найдена. Некоторые эстетки (и эстеты, но, т-с-с, это тайна полишинеля) благосклонны к красивым внешне поэтам. Но большинство редакторов любит вежливых людей. Особенно щепетильны петербуржцы, их непременно надо поблагодарить за уделенное вам время и внимание. Желательно помнить, что редакционная электронная почта и адрес указаны в журнале. И когда вам после разговора скажут – присылайте свои стихи, не надо спрашивать – а куда присылать? Такой вопрос показывает, что вы невнимательно читали сей журнал, не от корки до корки. Если вы получили отказ, не огорчайтесь, вам ответили – это уже плюс. Повторите попытку через некоторое время, постарайтесь познакомиться с представителями издания лично.

Если вы наметились на сетевое электронное издание, намекните им, что за ними будущее, не то, что за этими пыльными раритетами, которые сложить на полку и всё. Соответственно, если вы обращаетесь в бумажный журнал – говорите им, что они солидны и бумага это круто, не то что электронные «сетературные» издания.

Алла Поспелова
Алла Поспелова

То есть, мастер-класс Аллы Поспеловой «Как молодому поэту опубликовать стихи» был искрометной помесью из благовоспитанного «Юности честное зерцало» и наставлений Макиавелли. Но главное, что могу подытожить: молодой поэт должен интересоваться не только собой и своими стихами, но и другими людьми и тем, что происходит в литературном мире, и проявлять последовательность и настойчивость.

Далее было знакомство с новой книгой Михаила Богатова. Это была презентация от издательства Аллы Поспеловой и Арсения Ли «СТиХИ» – несколько саратовских авторов были выпущены в серии книжек-синглов. Так их называют из-за размера и оформления обложки в виде конверта пластинки. Очаровательная серия. Я немедля приобрела и книгу «Режим совместимости» виновника торжества Михаила Богатова и ещё книгу саратовской поэтессы Татьяны Богомаз. И немедля получила автографы двух поэтов. Для Михаила Богатова – его книга была сюрпризом, подготовленным друзьями. Михаил не только профессор философии, он просто удивительный человек – уже шестнадцатый раз проводит саратовский поэтический фестиваль «Центр весны». За эти годы фестиваль стал не только знаковым в самом городе Саратове, но и прилежащих областях, да и просто по всей стране. Эта преданность столь нервозатратному фестивальному делу изумляет и рождает благодарность всех, кто побывал на фестивале хоть раз. Конечно же, я неоднократно бывала на фестивале и видела выступления Богатова. К тому же я читаю его стихи в соцсетях. В эпоху ЖЖ даже полемизировала с темами его стихов. Но книга «Режим совместимости» – это цельный мир, и автор, презентуя её, был взволнован чрезвычайно.

Михаил Богатов
Михаил Богатов

В книгу вошел венок сонетов (чуете, какое хорошее обширное гуманитарное образование) и стихи, я бы сказала текущие по канве лет. Стихи, обращенные во времени куда-то вспять, и к событиям из самой жизни поэта. Школьный венок сонетов, где сонеты озаглавлены предметами из школьного расписания. Стихи написаны чтоб впрыгнуть в море сознания и памяти поэта. Каждое стихотворение – то волна, накатывающая медленно, или яростно на лирического героя, либо это сознательное препарирование далеких событий или инсайтов, случившихся когда-то с поэтом: «Хожу, вспоминаю музыку, которая прежде нравилась, но не получается, если не вспомнишь себя». Возможно, я еще напишу отдельную рецензию на этот книжный сингл. Взглянула внутрь обложки на титульный лист, прочла доброе пожелание от Миши и увидела, что его книга уже сорок третья в этой серии.

Арсений Ли
Татьяна Богомаз
Арсений Ли

Однако вернусь к репортажу, дневные мероприятия закончились, и я, свободная до вечерних читок, пошла искать, где перекусить странствующей поэтессе недорого. Мне присоветовали шаверму с говядиной в парке неподалеку. Совершенно неожиданно дорогу туда показать вызвался поэт и музыкант с загадочным псевдонимом «Тихий Куст». Мы съели по шаверме-шаурме и разговорились про искусство фотографии. Ибо «Тихий Куст» еще и фотограф с десятком фотовыставок за плечами, он адепт постановочной фотографии в жанре «ню», я же чистый репортажник по духу.

Вадим Степанцов
Тихий Куст
Вадим Степанцов

Так и добрели до вечерних читок в кафе «Конёк». И тут нас захватила фестивальная круговерть лиц. Я с кем-то знакомилась, беседовала и поймала озарение: не надо ничего специально делать. Как идет, так идет. Выступало человек тридцать в тот вечер. Организаторы бдили за регламентом, дебютанты пытались его нарушить. Какой-то девушке непременно стало необходимо зачесть огромный стих-поэму. Были перерывы каждый пяток поэтов или десяток. Во время поэмомании я вышла на крыльцо и застряла в веселом обществе Виктора Куллэ и его залихватских частушек, ещё я познакомилась с саратовчанкой Анной Скворцовой, и мы даже в следующий перерыв пели с ней русские народные песни на этом самом крыльце. Кстати, наиболее феерично выступали в тот вечер Татьяна Богомаз и Вадим Степанцов. Вдохновенная Татьяна потом почему-то, как всякая привлекательная фемина, пыталась приписать весь успех своему красивому платью, но я-то знаю, что харизму не подделать. Когда выступления закончились, была настолько благодатная весенняя ночь, что рискнула я вместе с Верой Дорошиной, поэтессой из Пензы, пойти в фестивальный дом пешком и ведь дошли. А там были задушевные разговоры и песни Юры Бабединова под гитару. И я набралась смелости и спела под Юрин аккомпанемент свой «Фламинго-блюз». Вспоминая, так и хочется процитировать богатовские строчки «было бы точно хуже, если б музыки не было вовсе: ничего тогда не сказать».

Продолжение следует…

Предыдущие части
Автор:Галарина ЕФРЕМОВА
Читайте нас: