На тот момент за окнами Чижовского особняка скучал, томился сам по себе снег… таял, в январе. Прохожие, по привычке укутанные в шубы, в куртки на стёганной подкладке, прели, быстро семеня через проезжую часть. И одолевали со скукой новообразовавшиеся лужи, свершая мучительные прыжки. Водители авто и не думали сигналить зазевавшемуся пешеходу у дороги, ибо и тех, наверное, поглощала и вбирала в себя январская никому ненужная зимняя весна. Люди, что далеко не мыльные пузыри, в недоумении: как им принять такое?
А внутри помещения, того же Чижовского особняка, Национальной библиотеки имени Ахмет-Заки Валиди свершалось немалозначительное действо. На втором этаже. Под участливым руководством Гульнары Иксановой. Там, кажется, и Антон Чехов имел удовольствие присутствовать. И внимал слова говорящих, выступающих. Антоша Чехонте сидел среди пришедших гостей, он взирал на всё происходящее с явным ненаигранным любопытством. От похвал его щёки покрывались лёгким румянцем, сам же, кажется, тихим голом проговаривал: «Да, будет вам!..»
Читали письма, – народная артистка РБ Рушанна Бабич и заслуженная артистка РБ Айгуль Шакирова, – написанные писателем, когда он приезжал в Башкирию, в Уфимскую губернию лечится в 1901 году, в Аксёново.
Небольшие выдержки, что не могли не запомниться:
В письме к сестре Маше Антон Павлович сетует на то, что негде купаться, рыбу бы половить, да далеко (до реки Демы 7 км.). И все же в начале июня писатель собрался выехать на Дему. "А природа здесь, кстати сказать, чудесная. Масса полевых цветов, поверхность гористая, много ручьев, охота, по-видимому, дивная, хариусы и форель ловятся в речке", – писал он В.М. Соболевскому. "Здравствуйте, милый Алексей Максимович. Я живу в Аксеново, пью кумыс, и во мне прибавилось уже восемь фунтов. Еще раз повторяю свой адрес: Аксеново Уфимской губернии. Жизнь сытая, но скучная. Моя жена кланяется Вам". – писал он А.М. Пешкову (М. Горькому) 8 июня 1901 года.
А ведь любопытное дело, гостей-то пришло на чеховский вечер неимоверное количество людей – тьма-тьмущая. И стульев возник недостаток, и места не было, куда их поставить в довершении сего. А люди шли и шли, как навстречу к живому, к живущему ныне. Непрестанно к нему, и такое могло быть в наше неназойливое время.
Небезынтересную сценку "Репетиции" по К. Станиславскому показала творческая студия «Хахачу», где шла она свозь «метель», по полу как по канатной дороге. Ингредиенты, все вкусняшки разложены в одном сосуде. Разноликая бодрая инсталляция. Смотрится на то с неподдельной пытливостью.
И лекции шли чередой. И без них никак нельзя. Писатель велик, и обращения к нему подобающие. И он, в свою очередь, прохаживался тенью незаметной, что-то вписывал карандашиком в свою тетрадь, не без этого. Выступали: Виктор Шмаков, главный радетель о сохранении памяти о пребывании писателя-прозаика в нашем крае, и он также написал четыре книжки об Антоне Павловиче; директор музея А.П. Чехова в санатории им. А.П. Чехова Эльвира Валиева; сотрудница музея В.И. Ленина Галия Шамсутдинова; педагог ДМШ № 9 им. А. Искужина Наталина Самыловска выступила с докладом на тему "Чехов и музыка", а ее коллеги – дуэт в составе Венеры Султанбековой (скрипка) и Ирины Азаровой (фортепиано) восхитительно исполнили "Сентиментальный вальс" П.И. Чайковского. Чехов и Чайковский весьма занятное соотношение, где музыка и проза будто сходятся на поединке – на дружеском поединке. С любопытством слушалась история «Чехов и Ольга Книппер», о пребывании обоих в Андреевском санатории на лечении кумысом. А рассказала её библиотекарь Альбина Усманова из Гайниямакской библиотеки. И также школьники из Аксеново Розалина Ахметвалиева, Аделина Хафизова, Булат Шияпов (педагог Гульнур Янбердина) показали видеофильм на эту животрепещущую тему. А поэтесса Елена Овчинникова прочла для всех гостей свои стихи.
Между выступлениями весьма живенько так и бодренько выступали дети из Центра дополнительного образования "Салям", играя театральные композиции из рассказов Чехова, а в частности прошлись по «Лошадиной фамилии». А особенно ярко выступил, причём solo… один Антонов Искандер, зачитав наизусть отрывки из рассказов «Репетитор» и «Ванька». И читал их чрезвычайно выразительно, с яркими артистическими всплесками и ужимками. Уж видно, растёт артист не по годам, и дело это нелёгкое он, по всей вероятности, очень любит. Дай Бог, всё у него сладится в будущем на сём поприще!
Под завершение случилось чаепитие, с тем самым тонким дымком, что вился над чашкой. И что готов после уйти куда-то ещё. Хрустели печеньица, конфеты, рогалики… А где-то там… бегала Каштанка, молодая рыжая собака – помесь таксы с дворняжкой. Студент 3-го курса зубрил медицинскую науку. А на углу стояли тонкий и толстый и о чём-то упористо разговаривали. Хотя, что удивляться – это же Антон Павлович Чехов, непревзойдённый мастер иронической прозы-жизни. Его, которого читаешь, перечитываешь, а начитаться досыта не представляется возможным. Нет, нет да опять за его бессмертные рассказы и пьесы берёшься! Прямо неизлечимая напасть какая-то!