Когда-то в своих давнишних очерках на тему «о вреде табакокурения» я писал, что вот мол, сегодня наши ребятишки курят в школьных туалетах, а завтра они там будут колоться. Что, собственно, и произошло. И не удивительно.
Из своей многолетней наркологической практики знаю, что все без исключения наркоманы начинали с табака. С легких безопасных сигарет с фильтром. Переходя с них поначалу на легкие «ангельские» травки-отравки типа анаши или марихуаны или на более тяжелые «дьявольские» отравы — на дикую уличную самопальную наркоту.
А потом и на фирменную, вроде кодеина, героина, кокаина… На тяжелые натуральные и синтетические наркотики. Кстати, еще и поныне агенты наркобарыг прибегают к тактике «троянского коня», добавляя в самопальные сигареты и спиртные коктейли легкие наркотические «любовные» приправы — тоники, транквилизаторы, стимуляторы, антидепрессанты…
Вместе с тем, мне еще знакомо то время, когда у нас в России не было наркомании. Ни наркомании, ни наркоманов, ни наркологов. Ну разве что в столичных богемах да в воровских малинах. Наркомания была чисто американской привилегией. А у нас не было даже табакокурения! Как массового явления. Во всяком случае, наши школьники — девочки-мальчики — в своем подавляющем большинстве не курили. У нас был разве что застарелый наследственный алкоголизм. Но других токсикоманий, тем более наркоманий, — не было и в помине. Но однажды в Россию вдруг хлынули и захлестнули наш хилый, чадящий на ладан табачный рынок заморские табаки. Папиросы, сигареты, сигары. Особенно американские, от которых американцы стали отказываться сами, осознав, что им никогда не избавиться от своей массовой наркомании, не остановив своего массового табакокурения. Умные американцы поняли, что табакокурение — это то главное звено, потянув за которое, можно вытянуть всю цепь проблем, связанных с токсикоманией и наркоманией. С этим безумием нашего безумного мира!
У нас же вряд ли пожертвуют даже этим. У нас скорее пожалеют табачных барыг, чем своих собственных ребятишек — заложников того же табака. Никотина, алкоголя, наркотиков… И это уже видно по жалким потугам нашего думского законодательства, пытающегося ущипнуть интересы этого смертоносного детоубийственого табачного или алкогольного бизнеса. Преступного наркотического промысла…
Вот что, к примеру, нам пишет наш политический обозреватель, ваш Доктор Сергей Матюшин, на тему об «улучшении» российского законодательства по борьбе с наркоманией.
Комитет Госдумы по национальной безопасности крайне обеспокоен критической ситуацией, сложившейся в сфере борьбы с наркоманией после некоторого «улучшения» или «совершенствования» ее законодательной базы.
Так, после ограничения наркодозы до 0,3 г. («для себя») число российских наркоманов увеличилось в 15 раз и составляет ныне более 4 миллионов — это только из выявленных или учтенных наркоманов. Так что на каждые 100 тысяч населения ныне приходится 241 наркоман! А в Сибирском федеральном регионе этот показатель зашкаливает уже за 400.
С наркопреступностью не покладая рук денно и нощно (и не безуспешно) борются МВД, ФСБ, СВР, пограничники, таможня, Федеральная служба по контролю (!) над оборотом наркотиков. А ситуация с наркотиками, с их производством, трафиком и реализацией все более тяжелеет и ухудшается.
Теперь из российского уголовного законодательства изъят институт конфискации имущества. А у наркобаронов и наркобарыг этого имущества, как известно, немерено: коттеджи, квартиры, загородные дачи, иномарки… Банковские счета!.. Даже если наркобарон все же оказывается за решеткой, вся его собственность, вся недвижимость, все его кровавые грязные деньги продолжают работать на «зарешеченного» наркопреступника. На его преступный наркобизнес.
Еще одна нелепость закона — увеличение количества наркотика, обнаруживаемого при задержании наркоторговца или наркомана, с которого наступает уголовная ответственность. Эта норма (!) выросла в десятки раз. Раньше наказуемым количеством считались одна-пять наркодоз. Теперь эта планка поднята до беспредела. Оказались декриминализированы и деяния по изготовлению, переработке и перевозке наркотиков, что вообще не соответствует Конвенции ООН по наркотикам.
Судебная практика по наркоторговле тоже удручающа: две трети осуждённых за сбыт наркотиков в крупных размерах получают условное наказание. Правда, Госдума планирует пересмотреть законодательство по обороту наркотиков весной 2005 года. А пока наркооборот процветает, а наркобарыги жируют. Их прибыль от этого подлого бизнеса достигает едва ли не 1000 процентов!
ЗМЕЕВА ТРАВА, БЕСОВО ЗЕЛЬЕ
У индейцев южноамериканской сельвы есть миф о происхождении табака. Женщина «с кровью анаконды в животе» родила злого духа — Змея. Братья женщины, заподозрив неладное, убили Змея, бросили его в огонь, а пепел пустили по ветру… Из пепла и произрос табак…
Русские старообрядцы, кержаки, тоже называют табак «бесовым зельем», «бесивом». «Если табачник приходит в их избу, кержаки крестные знамения творят, а после его ухода все дверные скобы освященной водой обмывают»…
Конечно, табак — трава как трава, не хуже и не лучше другой. И свой ядовитый никотин вырабатывает не для того, чтобы отравлять безумных табакокуров, а скорее для своей собственной защиты от всевозможных врагов и вредителей. Но именно за свою ядовитость, за высокое содержание смертоносного никотина табак как культурное (!) растение стал широко возделываться и производиться по всему миру прямо-таки в небывалых, уму непостижимых масштабах.
ТАБАЧНАЯ ГИПОКСИЯ
Медицина знает, что малые дозы ядов или токсинов стимулируют жизнедеятельность любого живого организма. И большинство лекарств ядовито. Большие же дозы разрушают и убивают организм! Коварство табака в том и состоит, что потребляется он малыми, дробными дозами, но не как лекарство — эпизодически, а систематически! И главное, длительно. Причем во все повышающихся дозах, во все возрастающих количествах. В результате продолжительная и все всевозрастающая никотинизация приводит к привычному хроническому отравлению. К постоянному кислородному голоданию. К гипоксии! К заторможенности дыхательного центра. К смолению табачными смолами бронхиального дерева. К блокаде кислородопереносящей функции крови. К замедлению обмена веществ. И прежде всего — в нервных тканях. К разрушительным деструктивным процессам в головном и спинном мозге. К поражению сосудов. Мозга. Сердца. Слизистых оболочек. Кожи…
ТАБАЧНЫЕ БОЛЕЗНИ
В своей жизни я потерял нескольких своих друзей, погибших исключительно от табачных болезней: врача, музыканта, мотогонщика, который даже после удаления одного из своих легких не бросил курить; журналиста, искусствоведа и коллекционера, умершего от рака ротовой полости; военного летчика и писателя, которому ампутировали ногу — табачная спонтанная гангрена… И даже самый близкий, самый мудрый из всех моих друзей — врач, психолог и педагог — бросил курить только после того как перенес подряд два инфаркта миокарда…
ОПАСНОСТЬ БЕЗОПАСНЫХ СИГАРЕТ
Когда-то я прочитал, что в какой-то стране, ведущей непрерывные войны, изучался вопрос: нельзя ли в целях экономии военных расходов урезать солдатскую пайку и компенсировать это выдачей табака?! Не знаю уж, насколько удалось им урезать солдатскую пайку, но выдача табака, а то и спиртных напитков для многих армий — обычное дело. И, несомненно, табак, алкоголь, наркотики — неизменные спутники всех войн с их стрессами и шоками, тяготами и лишениями… Но вот парадокс: уже скоро шестьдесят лет, как мы живем в относительном мире. Во всяком случае, никто из нас не голодает, не холодает, а табакокурение не только не сократилось, а напротив — увеличилось, сделалось неконтролируемым, проблемным явлением нашего вроде бы мирного времени. Откуда же такая потребность? Такой ненасытный табачный рынок? А все дело в том, что его сотворили мы сами!
Так, после военных и первых послевоенных лет, когда табакокурение еще имело какое-то маломальское оправдание (война, разруха, голод), горькая эта привычка передалась от отцов и дедов сыновьям и внукам — новому поколению курильщиков. В силу своей контагиозности. По инерции. Но это была все же ослабевающая инерция. Когда же всех нас более-менее обустроили и кое-как накормили, оказалось, что часть земельных угодий и производительных сил можно высвободить под возделывание и производство табака, сулившего дать быстрый экономический эффект, большие и легкие, «длинные» деньги. Пусть даже за счет здоровья и долголетия народа.
Вот тут-то и сыграли свою зловещую роль табакопроизводители и табакоторговцы. Особенно их изощренная, крайне агрессивная торговая реклама! Явная и скрытая. Все эти изощренно романтические имена и наименования табаков, папирос, сигарет. Все это завлекательное, красочное их оформление — пластиковые упаковки, броские этикетки, таинственные товарные знаки, загадочные гербы и эмблемы.
Кого же они завлекали? Старых заклятых затяжных куряк — поклонников моршанских махорок и доморощенных самосадов «вырви глаз»? Или тех же ребятишек, желторотых сосунков, у которых еще и молоко-то на губах не обсохло? Или вполне половозрелых девиц, замученных своей гормональной «химией» и падких на все неординарное — яркое, броское, модное?
Еще более страшную, прямо-таки кощунственную роль сыграли здесь всевозможные апологеты безвредных табаков и безопасных сигарет. Даже медики, ученые врачи, тискавшие в газеты статейки под жизнерадостными заголовками: «Хотите курить без вреда? Пожалуйста!» или: «Знаешь, что я сделал? Тиснул в газетку статейку о вреде курения… и на весь гонорар накупил себе курева!».
Еще помнится, как тогдашний Всесоюзный онкологический центр АМН СССР выступил с рекомендациями по выращиванию табака с меньшим содержанием никотина! Дословно: «Кроме того, уменьшение воздействующих на здоровье вредных веществ в табачных изделиях достигается выращиванием табака с пониженным их содержанием, а также применением специальных фильтров».
Какая только муха их укусила? С какого такого дуба они свалились? На наши-то слабые убогие головы…
Казалось бы, испокон веков производятся «обезвреженные» табаки, применяются всевозможные специальные фильтры, всяческие противоникотиновые затычки, антиникотиновые патроны и так далее. Однако это не только не сняло проблемы зловредности курения, но лишь усугубило, расширило, осложнило и углубило ее.
Ведь табакокурение, и это надо подчеркнуть, — психическое заболевание из ряда токсикоманий (по номенклатуре ВОЗ). А любая мания — это безумие! Сумасшествие. Психоз.
Кому не известно, например, что алкоголика не провести на безалкогольных винах, а табакокура — на безникотиновой мякине из морских водорослей. Эти номера у них не проходят. Им не нужны тонкие вина или легкие дамские табаки. Им подавай чего-нибудь попроще, подешевле да подурнее! Как они, к примеру, разговаривают на этот счет с простаками, с неофитами табакокурения: «Фильтр куришь? В нем меньше никотину? Соси лучше палец — в нем еще меньше!»… И сосут — сначала соску, потом палец, потом сигарету. С фильтром.
Так что выращивание для заядлых курильщиков табака с меньшим содержанием никотина или производство сигарет с фильтром равносильно возделыванию сахарной свеклы с меньшим содержанием сахара или выпуску несладких сладостей для сладкоежек.
А вот что говорят и пишут об этом действительно знающие и честные, пока еще не отчужденные от народа врачи: «Безопасная сигарета возможна не более, чем безопасная синильная кислота». А если и возможна, то курить ее записные табакокуры все равно не станут.
Кто же, спрашивается, тогда будет ее курить?
Вот тут-то и начинается самая страшная опасность «безопасных» сигарет! Потому что курить их будут начинающие курильщики — опять же ребятишки, школьники, мальчики-девочки, подростки, девушки, женщины! И будут курить до тех пор, пока не накурят себе психическую болезнь — токсикоманию. Токсикоманическую никотиновую зависимость! И тогда непременно и благополучно перейдут на более опасные сигареты, а если таковых не окажется, то и на суррогаты, на ангельские травки и дьявольские зелья! И уже переходят, ежеденно и еженощно! Можете не сомневаться.
Ваш доктор Георгий КАЦЕРИК
газета «Истоки» от 14 декабря 2019 г.