Все новости
ЛАЙФХАКИ
5 Октября 2021, 12:30

100 ответов учителю

Много внимания личности учителя уделял В. А. Сухомлинский. «Нет другой более творческой работы, – утверждал он. – Особенная, не сравнимая ни с каким другим делом профессия». «Моя педагогическая вера», «Мы продолжаем себя в детях», «На нашей совести человек», «Народный учитель», «Письмо о педагогической этике», «Учитель и дети» – далеко не полный перечень статей, в которых им создан образ современного учителя.

В. А. Сухомлинский много ездил по стране, бывал в школах, получал тысячи писем. Ответы на вопросы, возникавшие во время встреч с учителями и в их письмах, он обобщил в работе «Сто ответов учителю». Можно по праву назвать ее практической педагогикой: почти все проблемы, связанные с трудом учителя, в ней ясно и кратко раскрыты. Хотелось бы, чтобы эта книга лежала на столе каждого преподавателя, так как лучшего друга, советчика, наставника трудно себе представить.
В небольшой статье невозможно рассказать обо всех ста ответах, поэтому обратимся лишь к некоторым.
«Что такое призвание к труду учителя? Как оно формируется?» В начале ответа автор отмечает особенности профессии учителя. Это – человековедение, проникновение в сложный духовный мир. Умение открывать в человеке новое, изумляться этому, видеть человека в процессе становления – вот то, что питает педагогическое призвание. Сухомлинский говорит учителю, что если его утомляют ученики, кажутся одинаковыми, то надо решить вопрос: быть ли учителем?
Один из советов Сухомлинского учителю: «Будьте доброжелательны». Он советует относиться к ученику как к собственному сыну, дочери. Когда речь идет о неуспевающих, непослушных чужих детях, учителя стремятся исправить положение наказанием: исключить из школы, снизить отметку за поведение, поставить не одну двойку в журнал и дневник. Как своему ребенку, так и любому ученику следует по-отцовски, по-матерински желать добра. Сердце должно подсказать, как поступить, если у ученика случилась беда.
Доброжелательными должны быть и учащиеся по отношению к учителю. Их надо учить чувствовать сердцем состояние другого, его настроение. И если дети видят горе в глазах встретившегося человека, они должны попытаться ему помочь.
Учителя часто говорят о том, что у них не хватает времени. В. А. Сухомлинский отвечает и на вопрос: «Где брать время? Сутки имеют только 24 часа». В начале ответа автор рассказывает об открытом уроке, который прошел блестяще. Когда у учительницы спросили, сколько времени она готовилась к уроку, то ответ был таков: «Всю жизнь». Что это значит? Смысл ответа учительницы в том, что надо накапливать знания изо дня в день, читая научную и художественную литературу.
Фундамент знаний закладывается в начальной школе. Хорошо, если учитель составляет специальные задачники, сборники упражнений. Например, таким был у Сухомлинского «Задачник для рассеянных и невнимательных».
«В чем секрет интереса» – следующий совет учителю. Дети легче усваивают материал, когда на уроках интересно, и они проходят быстро, эффективно. «Первый источник, первая искорка интереса к знаниям – в подходе учителя к материалу». Насколько это справедливо, говорит такой пример. Как-то учительница рассказала мне о том, что ученики спросили у нее, какой поэт, писатель является ее любимым. Она удивилась вопросу и поинтересовалась у учащихся, почему он возник. Они ответили: «Когда Вы начинаете рассказывать о каком-либо поэте, писателе, то говорите о нем с такой любовью, что кажется: он самый-самый… И так каждый раз». Влияет на интерес к знаниям, урокам и применение знаний, «открытие» нового. Плохой учитель сообщает, навязывает знания учащимся. Хороший учитель строит урок так, что учащиеся сами делают «открытия». Это интересно, доставляет радость. И, наконец, интерес к процессу познания формируется в результате того, что учащиеся сознают силу своего ума.
В. А. Сухомлинский считает, что вторая половина дня ученика должна быть свободной – не бездельем, а свободной от домашних заданий. Учащиеся посещают музыкальную, спортивную, художественную школы или занимаются в кружках. Если домашние задания все-таки есть, то их учащиеся выполняют до уроков, рано утром: 2-2,5 часа в старших классах для этого вполне достаточно. И они эффективнее, чем 5-6 часов занятий после уроков. При этом весьма важным условием является то, что учащиеся должны достаточно рано ложиться спать: младшие школьники – в 9 часов вечера, старшие – в 10 часов.
Воспитание на уроках, индивидуальные беседы с учащимися, работа с трудными детьми, вопросы самовоспитания учащихся, создание школьного коллектива – обо всем этом говорит Сухомлинский. И выполнять это в повседневной жизни и работе – признак высокого профессионализма.
В. КАРЕВА
Читайте нас в