Все новости
ЛАЙФХАКИ
22 Сентября 2020, 17:03

Неподъемный груз знаний

И снова лямки на дочкином школьном рюкзаке приходится подшивать… А все потому, что учебников и тетрадок очень много, и ткань не выдерживает – рвется.

«Почему бы вам с соседом по парте не носить учебники по очереди?» – спрашиваю я. «А нас каждую неделю пересаживают – на прошлой неделе с Петровой сидела, а на этой – с Ивановым», – отвечает дочка и кладет в рюкзак учебники, рабочие тетради и дополнительные пособия. Беру рюкзак и понимаю – даже для меня он тяжелый. «Что же будет со спиной?» – думаю я.
Если в начальной школе ребенок с удовольствием носит яркий портфель с ортопедической спинкой, то вероятность того, что в подростковом возрасте он будет ходить в школу все с тем же «здоровым» ранцем, минимальна. Подростки считают себя взрослыми, и им больше важен дизайн.
И опять-таки, если в начальном блоке мы, провожая ребенка в школу, можем помочь ему донести рюкзак, то в средней школе он вынужден делать это самостоятельно. Если разобраться – учебников не так уж и много, и они вовсе не такие тяжелые, как в советское время. Но к этим самым учебникам прилагаются, помимо обычных зеленых тетрадей, еще и рабочая тетрадь, словари. Отдельным пунктом идет сменная обувь. И это тоже нагрузка.
Вес портфеля по нормам не должен быть больше 10% от общего веса ребенка. Но, глядя на ученика, который в полусогнутом состоянии идет в школу, мы понимаем, что эта норма далека от истины.
Тяжелый портфель вынуждает ребенка наклоняться вперед. Шея неестественно выпрямляется, а шейные мышцы сильно напряжены. Кровеносные сосуды хуже перегоняют кровь, они сдавлены, а потому у ребенка возникают частые головные боли.
Вынужденный наклон вперед перегружает также и бедра, и коленные суставы, голеностоп и стопу. Результат – усталость во всем теле.
Конечно, все это ухудшает настроение и снижает физическую активность.
Что же делать?
Конечно, есть вариант – оставлять часть учебников в школе. Но администрация за оставленные в классе вещи ответственности не несет.
Казалось бы, технический прогресс должен облегчить жизнь, по крайней мере, упростить выполнение каждодневных нагрузок. И в этом смысле пособия, учебники на электронных носителях, ридерах могут стать отличной альтернативой бумажному учебнику. Однако согласно санитарным нормам, ребенок может пользоваться электронным гаджетом ограниченное время, иначе пострадает зрение. Но где найти ту грань, решить, что вреднее – посадить зрение или ухудшить состояние позвоночника?
Согласно поправкам к закону РФ об образовании, с 1 января 2015 года российские школы получили право полного перехода на электронные учебники. А российские издатели обязаны выпускать только те учебники, которые имеют электронную версию для планшетов. При этом электронный учебник должен быть полноценным интерактивным инструментом, а не просто «читалкой» с набором оцифрованных страниц. Однако без подключения планшета к интернету образовательная революция нам не грозит, а обратный вариант чреват для урока «потерей» ученика, которого в сети привлекает не только полезный контент. Впрочем, издательства не спешат переводить свои книги в электронный вид – невыгодно. А чтобы школе обеспечить себя электронными учебниками в полном объеме, нужна лицензия каждого издательства, пособия которых используются в образовательном процессе. Сейчас стоимость лицензии (действует до трех лет) на книги в цифровом формате сопоставима с ценами на печатные учебники.
Электронный учебник, вроде бы, открывает огромные возможности, но чтобы ими воспользоваться, надо полностью изменить методику преподавания.
К учебнику нужны не только методические рекомендации для учителя, но и руководство по установке и техническому использованию. Преподаванию с использованием электронного учебника не учат и никогда не учили ни в одном педвузе России. Значит, всему миллионному отряду школьных учителей предстоит пройти недешевые курсы повышения квалификации и освоить новую технологию. Притом, что многие из них подобных прогрессивных новшеств не одобряют и отказываться от привычной «бумажной» практики не собираются.
Тем не менее, опрошенные нами дети сказали, что им проще работать с учебником – легче найти нужный материал, да и прочитанное с планшета труднее запомнить.
– Загляните вместе с ребенком в портфель. Иногда дети забывают вытащить оттуда ненужные учебники, книги, другие предметы, не связанные с учебой.
– Есть и дорогостоящий вариант. Купить еще один комплект учебников, которым ваш ребенок будет пользоваться в школе.
– На родительском собрании вы можете попробовать написать заявление на имя директора о пересмотре расписания для детей вашего класса. Если сделать парные уроки в один день, то ребенок будет носить не 6 книг, а меньше.
– Объясните ребенку, что нельзя носить ранец на одном плече, это приведет к излишней нагрузке на позвоночник.
– Никто не отменял зарядку. Нужно развивать мышцы спины, заниматься плаванием.
Рекомендуемые характеристики к школьному рюкзаку
– Лямки должны быть подогнаны так, чтобы ранец плотно прилегал к спине, а его нижняя часть опиралась на нижнюю же часть спины. Лучшие лямки — широкие и с мягкими подкладками. Варианты с поясными ремнями редки, но очень хороши для поддержания здоровья спины школьника.
– На общий вес влияет и собственный вес ранца, поэтому отдавайте предпочтение сравнительно простым моделям и ограничивайте желание ребенка обвешать его побрякушками. 15 граммов там, 50 граммов здесь — набирается солидная тяжесть.
– Собирая портфель, учите ребенка, что самые тяжелые учебники и вещи должны находиться максимально близко к спине. Чем ближе к внешней части — тем легче они должны быть.
Марианна ДАВЛЕТОВА