Теперь и сын ходит в детский сад. И утро мое начинается с беспрерывного жужжания телефона: «Снимите нас с питания», «Поставьте на питание», «А вы гуляете?», «Откройте дверь, пожалуйста»…
Стоит педагогу поинтересоваться: «Кто завтра пойдет в театр?», как в течение всего дня на телефон поступает череда сообщений: «Мы придем», «А мы не пойдем», «А всем надо идти?» Но здесь ничего не поделаешь – это дело нужное.
У меня двое детей, и я состою в четырех чатах. Первый – группа детского сада с воспитателями. Здесь, как правило, все общаются уважительно и спокойно. Следующая группа – «Чат без воспитателей». Тут сложнее, так как имеются двое-трое родителей, которые постоянно всем недовольны: «Почему так много денег в фонд группы сдаем?», «А почему в других садиках столько не сдают?», «А что это за дурацкую папку вы выбрали для фото?» При этом в садике периодически проходят собрания, на которых все эти проблемы поднимаются и решаются.
Считаем дальше. Третья группа (уже школьная) – «5 В без учителя» и четвертая – «5 В» (с учителем).
Наш учебный год начался с того, что родители принялись обсуждать одного из педагогов в чате с учителем: «Что это за женщина теперь немецкий ведет у наших детей?», «Почему это у моего ребенка двойка?» Классный руководитель тут же попросила не сплетничать и не обсуждать коллегу в чате. Но беседа продолжилась. После этого классная удалилась из группы…
В родительских чатах без учителя вообще происходят настоящие войны, люди переходят на личности, оскорбляют друг друга. Совсем недавно мать одноклассника дочери, не разобравшись в ситуации, весь день отправляла в чат гневные сообщения о том, что ее сына обидели и теперь она будет мстить за свое чадо. Мстить всем – и родителям, и детям…
О чем разговаривают наши дети? Конечно, об уроках: что задали, как выполнили задание. О планах – куда пойдут гулять, что можно посмотреть в интернете… И это я пишу о самых безобидных темах.
Недавно в их классном чате мы обнаружили, что дети обсуждают подарки учителям. На 8 марта представители родительского комитета подарили классному руководителю набор посуды. И недовольство подарком, которое обычно начинается во взрослом чате, на сей раз забурлило в чате у детей. Они обсуждали, что у родителей нет вкуса, что подарок не стоил потраченных денег... Разразился скандал, потому как кто-то из взрослых эту переписку прочитал. Дети стали создавать другие, скрытые чаты, их снова «ловили», и весь этот детектив продолжался почти два дня.
Можно только представить, сколько времени ушло на это все…
Слово родителям и педагогам:
Юлия Шабеева (мама девятиклассника): «Самое спокойное время – летние каникулы. Я всегда жду их с нетерпением. Нет больше бессмысленной болтовни в чатах, и можно отдохнуть».
Ирина Соболева (мама второклассницы): «У нас в родительских группах все довольно мирно, случается непонимание, и это нормально. Но недавно я узнала, что мамы создают отдельные чаты, в которых сплетничают по поводу учителей, других родителей. Это неприятно. Зачем?»
Альфия Сатаева (воспитатель детского сада): «С одной стороны, чаты помогают нам в работе. Всю оперативную информацию пишем туда, родители тут же откликаются. Было бы очень сложно принимать звонки от каждого родителя, всех выслушивать. В нашей группе 52 ребенка. Мы уже привыкли к большому количеству сообщений. Так что чат вещь полезная, хотя от него и устаешь».
Эльвира Сафина (учитель младших классов): «Иногда удивляешься – приходят на собрания с виду культурные родители, а потом в чате читаю, как они разговаривают между собой! Чуть ли не к ненормативной лексике прибегают. Есть и те, кто неуважительно разговаривают со мной. Удивительно».
Почему у нас пока нет культуры общения в группах?
Первая причина – конкуренция. Ее высокий уровень в обществе приводит к постоянной борьбе за место под солнцем. Родителям хочется показать, что они лучше в чем-то разбираются, что у них особое мнение.
Есть и такая тенденция – нам постоянно советуют говорить своему ребенку, что он самый-самый, и это правильно. Но порой родители забывают объяснить ребенку, что вокруг него есть и другие люди, что не бывает ситуаций, когда прав только он. Индивидуализм в разумных пределах может быть полезен для развития, но главное, чтобы он не перерос в эгоизм.
Еще одна проблема – дети слушают дома разговоры об учителях; подчас взрослые, обсуждая их, не скупятся на гневные выражения. И, в конце концов, ученик, приходя в школу, больше не видит в педагоге авторитета. И считает ли он при таком подходе авторитетом кого-либо вообще?
Возникает напряжение, ребенку кажется, что раз он не усваивает предмет, в этом виноват учитель. К чему это все ведет? Стираются границы – ребенок – взрослый, учитель – ученик. Уровень агрессии растет со всех сторон. И свары в чатах – это отголосок невыраженного гнева, неумение определить границы.
Во-вторых, в ватсаповских группах встречаются разные психологические типажи. Например, те, кто стараются слова лишнего не сказать, они всегда на стороне большинства и предпочитают отмалчиваться, не высовываться. Есть и другие – с неиссякаемой энергией. Им все надо сделать правильно, каждому указать на ошибки, бороться за справедливость. Третий типаж – вечно недовольные. Им не нравится все – учителя, одноклассники ребенка, школьная система…
Учитывая то, что, общаясь в чате, человек не смотрит собеседнику в глаза, он может «безопасно» высвобождать очень многие подавленные чувства и эмоции. Но не будем забывать о том, что настоящего высвобождения не происходит и на такого родителя потом косо смотрят.
Недавно в один из родительских чатов, в котором я состою, переслали фото девочки. Вместе с фото был текст: «Уважаемые родители, может, кто-то знает этого ребенка? Нашли на улице. Находится в нашем здании».
Реакция последовала мгновенно: «Какой ужас!», «Представляю, как родители перепуганы!», «Надо в милицию звонить, чего ждать?»
Волна сообщений покатилась, как снежный ком. Но минут через пять кто-то из родителей отправил в чат ссылку на статью о том, что это – фейковая новость. Эта же девочка уже была «потеряна» и в Сибири, и в Саратовской области, и где-то еще.
Обратите внимание: основная отличительная особенность фейковых сообщений ватсапа в том, что никакой конкретики в них нет. Ни город, ни адрес не указаны.
Такая информация – о поддельных лекарствах, ядах в детском питании, «скрытых» в нашем городе жертвах коронавируса – заставляет нас нервничать.
Что мы с вами можем сделать при получении похожего сообщения, дабы невольно не поспособствовать распространению панических настроений?
Первое – отнестись к нему критически. Эмоциональное сообщение без конкретных данных – это чаще всего попытка манипулировать нами. Есть в сообщении адреса, фамилии, должности? Если нет – это уже повод задуматься.
Второе. Так как эмоциональный отклик у нас уже есть и пальцы сами нажимают на кнопки, не останавливаем себя. Но только вместо того, чтобы нажать «переслать», нажимаем – «скопировать». И вставляем этот текст в любой поисковик. И с огромной вероятностью увидим, что информация ложная.
Как защитить свою психику?
– Уберите звуковые уведомления, тогда вам не придется всякий раз вздрагивать от жужжания телефона;
– заведите привычку проверять сообщения раз в день в удобное для вас время;
– если впоследствии вы пропустили что-то важное и не можете эту информацию найти, задайте уточняющий вопрос;
– поднимите на родительском собрании тему о том, что сообщения частного характера, например, учителю или конкретному человеку из родительского комитета, разумнее отправлять «в личку»;
– иногда лучше и в самом деле промолчать и принять мнение большинства, чем вступить в конфликт, который неизвестно чем закончится.
Некоторым людям не хватает социального общения. Для них общение в чатах – одна из возможностей пополнить этот дефицит. Люди хотят ощущать свою причастность к какой-либо социальной группе. У кого-то это родительский коллектив класса. Ничто не мешает вырабатывать свои правила группового общения. Если вы видите проблему, проявите инициативу и поговорите об этом на родительском собрании. Мир меняется так стремительно, что мы не всегда успеваем приспособиться к новым возможностям. Но все решаемо.
Родительский чат поднимает скрытые в душе детские травмы, нереализованные потребности, невыраженные эмоции. В нашей власти выбрать – нервы или спокойствие, информация или эмоции.