Все новости
ЛАЙФХАКИ
18 Июля 2020, 14:18

Этикет – залог культуры. Поведение в храме

Однажды митрополит Антоний Сурожский в одну из литургий вышел на проповедь и сказал:«Вчера вечером на службу пришла женщина с ребёнком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей грубое замечание. Она покраснела, развернулась и ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребёнке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм».

Развернулся и ушёл. Это была вся проповедь. Вопрос, а много ли мы знаем о церковном этикете? Где и каких правил придерживаться? В Греции, например, вполне допустимо зайти в храм в шортах и футболке, независимо от пола, женщинам можно стоять на литургии без головного убора, в порядке вещей остановить священнослужителя на улице, попросить у него благословения и даже сфотографироваться на память. А каких правил мы должны придерживаться у нас в России?
Если обидели в храме…
К сожалению, у нас до сих пор нет культуры общения с людьми, случайно вошедшими в храм. У нас некоторые прихожане, особенно из числа старшего поколения, воспринимают себя в церкви как хозяева. И вот заходит молодой человек или, чаще, девушка (особенно если она зайдет в брюках или без платка) и вместо того, чтобы сказать ей какое-то доброе и ласковое слово, они набрасываются на нее и начинают осуждать за то, что она не так одета, не так выглядит, у нее губы накрашены… И иногда это сопровождается грубостью, неприязнью. Человек встретил в храме такое обращение, которого совсем не ждал, и он произносит горькие слова: «Больше я в храм не зайду».
Подобные ситуации в православных храмах комментирует Митрополит Волоколамский Иларион: «Я думаю, что это абсолютно недопустимое поведение. Мы в Церкви не хозяева. Хозяин в Церкви Бог. Мы все приходим в Церковь, потому что нам нужна Церковь. И если человек зашел с улицы, и он не так одет или не там встал, то не на это надо обращать внимание. А обращать внимание надо на то, что человек пришел к Богу. Если человек пришел к Богу, значит, что-то его привело: или жизненные испытания, или потеря близкого человека, или просто любопытство. Мы должны всякому человеку открыть двери в Церковь, встречать его приветливо, с любовью.
Церковный этикет
Православный храм – это место особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни.
Собираясь впервые посетить богослужение, приготовьтесь к тому, что правил поведения в храме достаточно много. И все их необходимо соблюдать. В православной церкви существует собственный устав, знание которого считается обязательным. Этот устав научит, как осенять себя крестным знамением, с какими мыслями приближаться к храмовому комплексу, как вести себя во время службы. Поначалу регламент покажется сложным, но вы быстро привыкнете.
Задолго до посещения храма нужно продумать свой внешний вид. Если у вас имеется нательный крестик, обязательно наденьте его на шею. Женщинам нельзя иметь на лице броскую косметику – помаду, тени, румяну. Правила исключают короткие юбки и брюки, откровенные топы – всё, что подчеркивает женские прелести. Голову принято покрывать шарфом либо платком. Мужчины перед дверьми храма должны обнажить голову.
Приходить к службе надо заблаговременно, за 10-20 минут. Приближаясь к православному строению, необходимо поднять взор на купола и кресты, после чего трижды перекреститься. Сделав это, совершите поклон (в пояс). Эти действия рекомендуется закрепить молитвой мытаря. Чтобы своим поведением не оскорбить Бога, запрещается:
сквернословить;
курить;
идти к храму в нетрезвом виде;
брать с собой животных.
Теперь нужно подняться на паперть храма, задержаться на мгновение и вновь троекратно перекреститься. Постарайтесь отрешиться от суетных помыслов и сконцентрироваться на духовных вещах. В самом храме думайте о светлом, избегайте уныния.
Во время богослужения допустимо приобретать свечи, всё остальное (кресты, книги, иконы) покупается заранее. Считается дурным тоном отвлекать прихожан, молящихся в храме, рассматривать их, устанавливать свечи напротив каждой иконы. Если вы посетили храм, когда там празднуется важное религиозное событие, постарайтесь поцеловать главную икону. Целовать нужно край образа, предварительно перекрестившись. Прикладываться к иконам напомаженными губами категорически запрещено.
При грамотном поведении в храме вы не будете мешать другим верующим. Старайтесь не задавать в храме лишние вопросы – это можно сделать после службы. Согласно действующим правилам в церкви нельзя:
громко беседовать;
держать руки в карманах;
жевать;
смеяться;
фотографировать или снимать на камеру;
разговаривать по мобильному телефону.
Если вы отправляетесь в церковь с детьми, проследите, чтобы они не шумели. Маленький ребенок внутри храма может устроить истерику. В этом случае стоит покинуть здание церкви вместе с малышом.
Также не стоит перемещаться по храму во время службы. Проходя мимо Царских Врат, осените себя крестом.
Сделать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, можно негромко и деликатно, а лучше вообще воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет места наглое, хулиганское действие.
Наконец, нужно оставаться в церкви до полного окончания богослужения.
Человеку, переступившему церковный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к ближнему. Действительно, как назвать свечницу, как обратиться к священнику? А ведь никаких трудностей нет. Христиане – это одна семья, где все друг другу родные. А родным не нужны условности.
«Брат», «сестра» – наилучшее обращение к мирянам. Мы все – дети Единого Бога и потомки Адама и Евы. «Батюшка» или «отец» – так называют священников как совершителей таинств, «чрез которые люди рождаются к жизни духовной». Обычно после слов «отец» добавляют имя, например, «отец Николай», «отец Андрей».
Всякий верующий человек считает непременным при встрече со священником или епископом испросить благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.
Первое из них – приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и приложиться к ней губами.
Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.
Второй смысл священнического благословения – это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, сложной операцией, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения.
Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас...», «Благодать Господа нашего...», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы.
Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.
Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазывает елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит.
Церковная записка
Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка была прочитана внимательно и неспешно, помните правила:
Пишите четким, понятным почерком.
Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).
Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).
Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении.
Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет – отроком (отроковицей) и пишется: мл. Александра или отр. Надежду.
В заупокойных записках отметьте «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине.)
Свеча
Свеча – это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.
Возженная свеча присутствует на церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания.
Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка – малая жертва Богу. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой.
Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы – о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) – о упокоении усопших. Если желает сердце – можно поставить свечку любому святому или святым.
Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы – жертва уже принята Богом.
Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность – Божественная благодать.
Покидать церковь надлежит с поклонами и троекратной молитвой. Если на паперти обнаружен нищий, просящий подаяние, ему следует помочь. Благие дела зачтутся на небесах.
И последнее. У нас почему-то люди при плохом самочувствии идут на работу и ещё гордятся этим. Также и в храмы идут, когда болеют. Почему бы не задуматься: если чувствуете себя неважно, если есть подозрение на вирусное или респираторное заболевание, не надо подвергать окружающих опасности. Лучше остаться дома. В крайних случаях, когда тяжело больной верующий хочет причаститься в таком состоянии, надо пригласить домой священника. Это не какое-то нововведение, известная практика, когда к больному приезжает батюшка. Священник приедет, исповедует, причастит.
Подготовил Виктор КАРЕЛИН
Фото из открытых источников