Все новости
ЛАЙФХАКИ
21 Ноября 2019, 16:35

От вешалки до занавеса. Этикет в театре

Театр – особое место, куда не принято приходить в джинсах и кроссовках, а уж тем более в спортивном костюме. Для мужчин желателен темный костюм, светлая рубашка и галстук. Женщины же обычно посещают театр в вечерних платьях. Уместны экзотические наряды, дорогие украшения. На дневные спектакли одеваются скромнее, чем на вечерние. При этом не следует злоупотреблять духами, поскольку сильный запах может не понравиться вашим соседям. Прическа должна быть такой, чтобы не мешать зрителям на местах сзади. Неуместны также сумки, предназначенные для улицы, магазинов.

Однако строгого дресс-кода для посещения театра нет, если оно не является протокольным мероприятием, например, частью культурной программы для высоких гостей. Спектакли идут и в будние дни, и порой люди приходят в театр сразу после работы. Современный этикет не имеет ничего против повседневной одежды, а публика молодежных и экспериментальных театров часто одета в рваные джинсы, кроссовки, сандалии на босу ногу. Такой внешний вид не считается нарушением приличий, но не приветствуется.
Тот, кто приглашает другого на спектакль, должен находиться у входа в театр с билетами в руках. Если вы идете в театр целой группой и все билеты у вас в один ряд, постарайтесь распределить места так, чтобы мужчины и женщины сидели через одного, причем крайние места должны, безусловно, достаться мужчинам. Если у вас места в ложе, пожилые дамы должны сидеть впереди, а молодые девушки и мужчины – сзади. Если в антракте одна из дам не пожелает выходить в фойе, нельзя оставлять ее одну: один из мужчин должен остаться с ней и составить ей компанию.
Как известно, театр начинается с вешалки, вернее, с гардероба. Правила здесь не отличаются от общепринятых: мужчина сначала помогает снять верхнюю одежду даме, и только потом раздевается сам. Номерки кавалер оставляет у себя. Хранить их нужно в кармане, а ни в коем случае не вертеть на пальце. Следует помнить, что фото- и видеосъемка в зале возможна только с разрешения администрации театра.
В зрительный зал кавалер входит первым, показывая билетеру билеты, к местам первым проходит кавалер, показывая дорогу и освобождая проход. Опоздание в театр и вход в зал после поднятия занавеса считается главным нарушением этикета, ведь тот, кто «идет меж кресел по ногам», мешает и актерам, и зрителям.
До начала спектакля положено проходить на свое место спиной к сцене и лицом к сидящим зрителям. В антракте или по окончании представления по ряду проходят лицом к сцене, демонстрируя тем самым уважение к артистам.
Если ваши места в середине зала, лучше занять их немного раньше, чтобы не беспокоить сидящих по краям, в обратном случае, напротив, можно немного задержаться. Если все же кто-то проходит в середину, после того, как вы уже заняли свое место, нужно встать, чтобы дать им возможность пройти. Мужчина помогает сесть даме, опуская сиденье кресла, затем садится сам. Женщина, пришедшая в театр в шляпке, должна спросить у сидящих сзади, не мешает ли им ее головной убор, и при необходимости снять его.
Знакомым, сидящим в другом ряду, полагается кивнуть, но не перекрикиваться с ними, даже если занавес еще не поднят.
Сидеть принято прямо, спокойно, по возможности как можно реже меняя позу, чтобы сидящему за вами не приходилось также менять положение. Разваливаться в кресле или присаживаться лишь на край не следует. Не стоит сидеть, закинув ногу на ногу или широко расставив ноги. Разглядывать зрителей в зале в бинокль в театре считается верхом неприличия – он используется исключительно для просмотра спектакля. В антракте можно покинуть свое место, чтобы посетить туалетную комнату, буфет или просто пройтись по фойе.
Аплодисменты – это лучшая благодарность артистам. В театре аплодируют по окончании каждого действия, иногда – при появлении известного актера и после удачно сыгранной сцены. На концерте приняты аплодисменты в конце каждого исполненного произведения. Свист и крики – неприличное проявление восторга.
Но на концерте есть незыблемое правило: аплодисментами не прерывают исполняемые музыкальные произведения. Во время концерта нужно быть особенно внимательным, чтобы не начать аплодировать слишком рано. Цветы исполнителю вместе с поздравлениями или приветствием нужно отдать работнику театра, который отнесет их на сцену.
Этикет в театре советует капельдинеру, который провожает вас на место и предлагает программку, хотя и не обязательно, дать небольшие чаевые.
Как вести себя при просмотре спектакля
В наше время, к счастью, люди ходят в театр, чтобы посмотреть спектакль, а не демонстрировать самих себя, поэтому болтовня, перешептывания и комментарии любого рода во время действия совершенно неуместны и лишь мешают окружающим наслаждаться зрелищем. Воспитанные люди не позволяют себе заснуть во время спектакля; даже если у нас выдался тяжелый день, а спектакль оказался скучным, мы должны противиться приступам дремоты. В самом крайнем случае ущипните себя, чтобы не заснуть.
Если спектакль вызвал чувство жестокого разочарования, недовольный зритель не должен согласно этикета в театре выражать свой протест вслух, достаточно воздержаться от аплодисментов по окончании спектакля или уйти домой в первом же антракте, если, конечно, он не в числе приглашенных: в этом случае правила хорошего тона обязывают скрыть свое недовольство, чтобы не ранить чувства того, кто думал оказать нам любезность.
Вставая и садясь, избегают шума. Сиденье кресла опускают бесшумно. Вставая, придерживают рукой, чтобы оно не ударилось о спинку кресла. Занимать оба подлокотника – бесцеремонно. Не стоит опираться на спинку переднего кресла или упирать в нее ноги. Занимая место на балконе, не вешайте на барьер балкона бинокль, сумочку, программку и другие предметы. Их надо держать в руках.
Публика может приветствовать выступающего или выступающих общим вставанием. Если вы пришли в театр не одна (один), не оставляйте на долгое время спутника или спутницу одного. Можно сходить во время антракта в буфет, но не нужно есть в фойе, так же, как и в зале. Проходя во время антракта мимо прогуливающихся, не разглядывают их. В театре или концерте дождись, пока опустится занавес, а не бегите заранее в гардероб за пальто. Выходить из зала можно только после того, как актеры покинут сцену.
Кстати, во времена Пушкина и Лермонтова артисты не пользовались таким уважением – они принадлежали к низшему сословию в отличие от «чистой» публики. Только хорошее воспитание удерживало человека от того, чтобы заходить в зал после начала спектакля и уходить до его окончания подобно Евгению Онегину:
Еще амуры, черти, змеи
На сцене пляшут и шумят...
А уж Онегин вышел вон.
После спектакля кавалер обязан проводить даму домой. Можно предложить продолжить вечер обсуждением спектакля в каком-нибудь кафе или ресторане.
Идем в кино
Правила этикета при посещении кинотеатра менее строги, чем при посещении обычного театра, но они все же существуют. Отличие состоит, например, в более свободном стиле одежды: здесь вполне уместны джинсы и свитер. Однако посещать кинотеатр, как и любое другое общественное место, в спортивном костюме все же не следует.
Следует обратить внимание, что не во всех кинотеатрах есть гардероб, поэтому вполне допускается сидеть в зрительном зале в одежде. Ее можно снять, но расположить таким образом, чтобы она не мешала соседям.
Занимать свои места следует после приглашения в зрительный зал. При проходе к местам действует тот же принцип, что и в театре: мужчина проходит к ним первым, помогая сесть даме. В отличие от театра, занять свое место обычно можно, даже опоздав на несколько минут. Специально для таких случаев перед показом фильма обычно показывают краткий рекламный блок или анонс предстоящих премьер, раньше его называли «журналом». После его окончания в зале на несколько секунд зажигают свет. Если вы прибыли уже после того, как закончился рекламный блок, то следует занимать свободные места с краю.
Так же, как и в театре, в кинозале во время сеанса не следует громко разговаривать, долго и громко смеяться или мешать просмотру фильма другим образом. Мобильный телефон перед началом киносеанса следует отключить или поставить в бесшумный режим.
Полезные советы на каждый день
Билеты нужно покупать заранее, не надеясь на удачу в последний момент у кассы перед самым началом спектакля. Если вы заказывали билеты по телефону, проверьте, совпадает ли ряд и место с оговоренным в заказе.
После того, как вы купили билет, рекомендуется прочитать пьесу, узнать о ее авторе, в результате чего у вас сформируется свое видение пьесы, с которым вы сможете сравнить постановку режиссера, трактовку того или иного образа актером. Это сделает восприятие спектакля более полным, даст возможность обсудить его (после окончания или в антракте) с вашим спутником.
Перед приобретением билетов следует изучить план зала, который висит рядом с окошком кассы, и выбрать удобные для вас места.
Если нет возможности свободного выбора, и места находятся далеко от сцены, следует взять театральный бинокль.
В случае недомогания посещение театра следует отложить, чтобы не мешать кашлем, или другими проявлениями нездоровья другим зрителям.
Если место занято, следует обратиться к дежурному по залу.
Правила поведения на концерте
На концерте симфонической музыки лучшие места – несколько отдаленные от сцены. Именно там вы сможете услышать цельное звучание оркестра.
На таком концерте действуют те же правила, что и в театре, только до начала концерта нужно ознакомиться с программой или внимательно слушать объявления ведущего концерта. Если не знаете произведения, подождите, пока отреагирует более сведущая публика и присоединитесь к ней.
К шуму в залах филармоний относятся еще критичнее. Поэтому нужно принять все меры к тому, чтобы не мешать другим своим кашлем или другим шумом.
На фестивальных премьерах, различных кинопраздниках действуют правила поведения, как в театре театральные, в том числе аплодисменты во время просмотра и по окончании его.
Василий АРТЕМЬЕВ