Все новости
ЛАЙФХАКИ
12 Ноября 2019, 18:06

Этикет на работе

Уважаемые читатели! В прошлом публикации нашей газеты мы рассказали вам, как вести себя в общественном месте, в магазине, в гостях. Надо признать, тема вежливости вызвала высокий резонанс, мы получили немало положительных откликов продолжить публикации и даже конкретные предложения, о чем написать в первую очередь. Исходя из пожеланий, приоритет сегодня отдается хорошим манерам на работе.

Правила офисного этикета
В деловой среде так же, как и светской жизни, существует свод законов и правил, именуемый этикетом. О человеке судят по делам его, по его поведению и умению выстраивать грамотные отношения в деловой среде.
Время – деньги
Пунктуальность, уважение к чужому времени и грамотное владение основами тайм-менеджмента – основа основ в деловом мире. Можно быть ярким харизматичным презентатором, великолепным переговорщиком, профессиональным управленцем, но постоянно опаздывать, воровать чужое время, тратить жизнь на ожидания, пустопорожнюю болтовню не по делу. Вряд ли при таком раскладе получится построить долгосрочное сотрудничество с крупными компаниями: непунктуальных людей в деловом мире не уважают.
Соблюдение дресс-кода
Первое впечатление о человеке легко сложить по его внешнему виду: деловой костюм, аккуратная прическа, гармонично подобранные аксессуары. Внешний вид определяет статус и положение в обществе, может рассказать о характере и внутреннем мире человеке гораздо больше, чем его слова. Если предприятие или организация не имеет строгих стандартов в отношении внешнего вида персонала, необходимо придерживаться общепринятых норм и правил, принятых в деловом мире.
Рабочий стол
Порядок на рабочем столе – порядок в голове. Этот старый постулат золотыми буквами нужно высечь на дверях любого делового кабинета. Необязательно быть гуру психологии, чтобы понять, как и кто из сотрудников работает, лишь увидев их рабочий стол.
Заваленный неразобранными бумагами, с толстым слоем пыли на столе.
Девственно чистый, без единой лишней вещи.
Уставленный фотографиями детей, любимых, цветами, сувенирами.
Строгий порядок, ровные стопки бумаг, книг и папок. Все на своем месте.
Какие сотрудники, владельцы этих рабочих столов, интересны работодателю в первую очередь? Догадайтесь сами.
Грамотная речь
Внешний вид расскажет о человеке многое, однако его умение общаться может заставить забыть собеседника, как и во что тот одет. Структурированная деловая речь по существу, без «воды», без лирических отступлений – дар делового человека. Использование слов-паразитов, вводных слов, повторов, кривляния, искажение голоса, пародийность в деловом мире – табу.
На работе – работать!
Если сделать фотографию рабочего дня большинства сотрудников офисов и предприятий, картина будет весьма удручающей. Пятьдесят процентов рабочего времени уходит на сплетни, перекуры, чаепития, посещение социальных сетей, решение личных дел. И лишь остальное время – на ту самую работу, за которую платят зарплату. Сотрудник, который приносит компании прибыль, быстро делает головокружительную карьеру. Секрет его успеха прост: 80 % рабочего времени он работает, пока другие «отдыхают».
Телефонный этикет
Деловое общение невозможно без телефонных переговоров, этика в данном случае помогает быстро наладить отношения и достойно провести переговоры. Многие партнеры по бизнесу, клиенты судят о компании по телефонным беседам и ответам сотрудников по телефону.
К телефонному диалогу нужно готовиться заранее: подготовить вопросы, которые необходимо задать собеседнику, уточнить время, имена и даты, которые могут понадобиться в разговоре.
Личные звонки в рабочее время допускаются лишь в случае крайней необходимости. Пустой треп по телефону мешает коллегам, отвлекает внимание сотрудников и формирует имидж несерьезного пустого человека.
Взаимоотношения начальник – подчиненный
Согласно правилам делового этикета, руководитель ко всем сотрудникам должен относиться ровно, одинаково, соблюдая при этом разумную дистанцию. Замечания подчиненным всегда нужно делать с глазу на глаз, показательную публичную «порку» логично организовывать после того, как сотрудник не отреагировал на порицание начальника.
Отдавать приказы, давать устные задания начальнику нужно четко, конкретно, получать обратную связь, контролировать процесс, проводить анализ эффективности исполнения.
Подчиненный должен выполнять приказы и распоряжения руководителя, при этом имеет право высказать собственную точку зрения, дать совет по улучшению решения того или иного вопроса.
Отношения между сотрудниками
Микроклимат в коллективе во многом зависит от того, какие отношения сложились в компании между коллегами. Ровные, доброжелательные, уважительные отношения – основа здорового коллектива. Если кто-то из сослуживцев допускает промах или ошибку, коллегам важно научиться его не высмеивать, а корректно указать на недостатки в работе, предложить свою помощь.
Служебные романы, взаимная ненависть, холодная война, серые кардиналы и офисный планктон, козни друг против друга – злые силы, мешающие рабочей обстановке и решению главных задач коллектива.
Рукопожатие – единственный тактильный жест прикосновения к собеседнику, который разрешен в деловой среде. Похлопывания по плечу, жаркие объятия, поцелуи и другие жесты дружелюбия возможны лишь среди очень близких партнеров и родственников. При рукопожатии рука не должна быть апатичной, влажной или холодной. Долго трясти или сильно сжимать поданную руку собеседника не принято.
Любой рабочий день должен начинаться с приветствия. Все сотрудники компании первыми должны здороваться с начальником, исключением считается та ситуация, когда начальник сам входит в кабинет, в котором все подчиненные уже заняли свои места.
Это более общие правила, но существуют еще и другие тонкости, которые следует знать сотрудникам офиса.
1. Не стоит допускать едкого юмора и фривольностей, даже если это неотъемлемая черта вашего обычного разговора, и вы любитель острить и прикалываться над коллегами. Обязательно следите за своей речью, исключите сленг и старайтесь с первого раза запомнить имена коллег и клиентов.
2. Следует играть в команде и по правилам команды, ведь успех вашей фирмы зависит от каждого сотрудника и от того, добросовестно ли он походит к выполнению поставленных задач. Поэтому не стоит прикрывать других сотрудников, если они откровенно «забивают» на свои должностные обязанности.
3. Если вы подчиненный, не стоит вмешиваться в обсуждение важных вопросов, если разговаривают между собой руководители.
4. Стоит избегать выяснения отношений с коллегами по электронной почте, если вдруг у вас появились разногласия. Так вы мало того, что ничего не добьетесь, скорей всего, эта переписка станет доступна всем. Спорные моменты лучше выяснять лично, не повышая тон.
5. Не надо рассказывать на работе о ваших домашних делах, и уж тем более о любовных похождениях и служебных романах, даже если в вашем офисе практикуются посиделки, за которыми можно все обсудить.
6. Когда вы обедаете, старайтесь не кушать блюда, которые имеют резкий отталкивающий запах (например, копченая рыба, сало, лук, чеснок и т.д.).
7. Умейте контролировать свои эмоции. Надо исключить прыжки по кабинету в случае радостных событий и горькие рыдания, если случилось что-то неприятное. Помните, что такие эмоции уместны лишь в присутствии своих друзей и родных.
8. Никогда не надо заявлять партнерам о проблемах компании, недобросовестных работниках, неквалифицированном руководстве и прочее, так она теряет доверие. Если срывается сделка или что-то подобное, можно просто сослаться на техническую или партнерскую причину. В противном случае, вы утратите авторитет, как со стороны своего начальства, так и со стороны деловых партнеров. Не обсуждайте никогда ни других сотрудников, ни руководство. Иначе вы можете прослыть сплетником и лицемером.
9. Стоит бережно относиться к имуществу фирмы. Канцтовары предназначены для выполнения вами рабочих моментов, а не для того, чтобы вы пользовались ими в своих личных целях (распечатывали себе рецепты блюд, красоты, карандаши и фломастеры припасали для детей и др.). Если вы и пошли на подобный шаг и решили распечатать своему ребенку диплом, постарайтесь, чтобы это осталось незамеченным как со стороны коллег, так и со стороны начальства.
10. Не берите с чужих столов без спроса канцелярские товары или другие личные вещи сотрудников.
11. Если вы решили налить себе чай или кофе, предложите его и своим коллегам, а после чаепития обязательно вымойте свою чашку.
12. Не ввязывайтесь в мимолетные интимные отношения на работе. Помимо различных неприятных слухов, вы запросто можете лишиться должности.
13. Не стоит пренебрегать и традициями офиса (это могут быть и поздравления с праздниками, и корпоративы, и пятничные ритуалы). Это можно расценить как неуважение к фирме, и к коллегам в частности. Но в то же время держите все под контролем. Помните, что пятна на репутации ничем не отмоешь!
Соблюдая эти простые правила, вы не только будете выглядеть компетентным и воспитанным человеком в глазах сослуживцев, общаться с начальством и коллегами вам станет намного проще.
Подготовил Василий АРТЕМЬЕВ