Все новости
ЛАЙФХАКИ
31 Октября 2019, 13:04

Готовим авто к зиме

Как автолюбитель с более чем тридцатилетним стажем скажу – зиму ждет каждый опытный владелец авто. Однако без пресловутого Дня жестянщика, как правило, не обходится ни один сезон (тьфу-тьфу). Буквально в текущие выходные по телевизору прошел сюжет, как плачевно обернулся первый гололед для автолюбителей Екатеринбурга. Мало того, что коммунальные службы города не были готовы к первому гололеду, с летней резиной на дороги выехали тысячи автолюбителей. В результате, десятки и сотни битых машин, не обошлось и без пострадавших.

Действительно, далеко не всегда просто выбрать оптимальный момент – когда следует «переобуться». Многие автомобилисты не торопились менять резину, полагая, что похолодание окажется кратковременным и потом им придется еще, как минимум, месяц ездить на шипах по асфальту. Но не так страшна сама зима, как приход первого снегопада и гололеда. От водителей в такой момент требуется особенное внимание, резкое изменение погоды требует и соответствующего скоростного режима. Самое главное – не бойтесь опоздать на работу! Если снизить скорость на 15–20 км/час в отличие от летних поездок и увеличить дистанцию от впереди идущего автомобиля в два раза, тогда точно доберетесь без происшествий.
Расслабляться по первому снегу (гололеду) за рулем ни в коем случае нельзя, нужно быть готовым к любым неожиданностям: заносу, пробуксовке, увеличению тормозного пути. Эти опасности легко предвидеть и избежать, контролируя ситуацию на дороге.
Так что же нужно сделать, чтобы движение в опасный осенний период стало как можно безопаснее? Постараюсь по этому поводу поделиться своим опытом. Начнем, конечно, с колес. Мы же стараемся на зиму выбирать себе обувь, которая не скользит! Для нашего уральского климата подходят шины шипованные и фрикционные «европейские», которые еще называют «липучками». Очевидно, что шипованные шины предназначены для суровых зим, когда автомобилистам приходится перемещаться в условиях, приближенных к экстремальным – в лютый мороз и снежные заносы. Европейские же покрышки – «липучки» созданы в первую очередь для слякотной погоды. Не секрет, что многие автомобилисты в крупных городах, как, например, Уфа, уже давно перешли на этот тип шины. Объясняют они это тем, что основные магистрали в столице чистятся неплохо, при этом коммунальные службы щедро используют различные реагенты. В результате зимой, даже в морозную погоду, водителям очень часто приходится ездить по растаявшим дорогам.
Но, что бы ни говорили, скажу по своему опыту – хорошие шипованные покрышки гораздо безопаснее «липучек». Поскольку резину таких шин делают более жесткой, и в ситуации резкого торможения она более безопасна. Конечно, шипованные шины более шумные, да и понадобится их помощь вам, может быть, лишь раз в году, когда вы неожиданно окажетесь на обледеневшем участке дороги. Но именно от этого единственного раза, возможно, и будет зависеть ваша жизнь.
Помимо привычных круглых шипов в последнее время большой популярностью стали пользоваться квадратные. Это последние разработки ведущих производителей. У них, в отличие от привычных круглых шипов, другая форма твердосплавной вставки, которая лучше цепляется за лед. Новшество сокращает тормозной путь на льду и значительно продлевает срок службы шипов. Кстати, у кого зимняя резина осталась с прошлого года, советую пересчитать шипы! Если потеряно по два-три на покрышке, это не страшно, а вот если более десяти, то шины лучше поменять. Дешевле выйдет!
Не попадайтесь и на такую уловку – в последнее время продавцы все чаще и чаще предлагают покупателям так называемые всесезонные шины, заявляя, что, дескать, автовладелец вполне может обойтись одним комплектом колес, что ему нет никакого смысла тратиться отдельно на летнюю и зимнюю резину. Однако эксперты убеждены: чудес не бывает. Так, чаще всего «всесезонка» зимой тормозит неэффективно, а в летний период будет изнашиваться гораздо быстрее.
Что же еще нужно сделать, чтобы встретить зиму, как говориться, во всеоружии? Обязательно проверьте тормозную систему, качество антифриза, залейте в двигатель синтетическое масло, смените жидкость в бачке омывателя на «незамерзайку». Тормозная жидкость должна быть прозрачной, не важно, какого цвета, лишь бы в ней не было примесей. Обратите внимание на масло: оно должно быть с минимально возможной прописанной в инструкции вашего автомобиля низкотемпературной вязкостью. Да и свечи зажигания стоит проверить, не говоря уже о высоковольтных проводах: если им исполнилось 8–10 лет – смело меняйте!
Далее. Перед холодами не помешает приобрести новый аккумулятор, если старому – пять лет и более. Причем аккумулятор желательно купить максимальной емкости для вашего типа, размера и модели автомобиля.
Да, что касается незамерзающей жидкости для обмыва стекол, то старайтесь приобретать ее в специализированных магазинах, уж больно много пошло в последнее время контрафактов.
Теперь о комфорте внутри салона. Все знают, как неприятно садиться на холодное промерзшее сиденье. Если же комплектация вашего авто не предполагает подогрев сидений, то можно приобрести специальные накидки. Я, например, в течение нескольких последних лет пользуюсь недорогой утеплительной накидкой «Русская зима» и она прекрасно себя зарекомендовала в наших условиях. Работает от прикуривателя. Есть варианты, встраиваемые под обивку кресел, но они сложнее в установке и стоят существенно дороже.
Теперь о ковриках на днище. Зимние коврики обязательно должны быть на резиновой основе. В последнее время популярностью пользуются влаговпитывающие, которые способны удерживать до 1 литра влаги. Коврик быстро высыхает, за счет этого он очень эффективен. Также удобны комбинированные, состоящие из ворса и резины. Они также хорошо впитывают влагу, но после зимы их точно придется отправлять в химчистку.
Практически каждый водитель сталкивался с тем, что после мойки зимой дверь авто чуть ли не намертво прилипает и отдирается с трудом. Самое лучшее – когда машину помыли, попросить мойщика протереть все уплотнители насухо. Также продуть замки передних дверей сжатым воздухом. Опытные мойщики сделают это без напоминания. А если машину помыл сам водитель в частном доме и дверцы примерзли? Я решаю этот вопрос при помощи обычного удлинителя и электрического фена для сушки волос. Включаю самый мощный режим фена, 5 минут и дверцы легко открываются.
Сегодня разработчики автопринадлежностей трудятся, не покладая рук и придумывают все больше предметов, которые необходимы водителям для того, чтобы жизнь автолюбителя на время холодов стала более комфортной. Некоторые из таких вещей оказываются весьма полезными. Например, автопамперсы. Кладутся они сверху на обычный коврик или вместо него. Причем второй вариант, предпочтительнее. Очень много ковриков под ногой не слишком хороший вариант: еще попадут под педаль в самый неподходящий момент.
Обычные щетки стеклоочистителя также желательно поменять на зимний вариант. Один из самых удачных вариантов зимних щеток – это помещенные в резиновый чехол, который препятствует их обмерзанию.
В морозы стекла автомобиля могут зарасти ледяной коркой. Чтобы с ней быстро справиться, нужно иметь под рукой средство «Антилед». Побрызгали и минуты через две-три можете включать стеклоочистители. «Антилед», кстати, годится и для размораживания замков автомобиля. Обрабатываем два раза в неделю, и замок не замерзнет даже при сильном морозе. Также для уплотнителей дверей и стекол разработана специальная силиконовая смазка. Небольшой совет, если вы ее купили, хранить смазку лучше дома: проверено, упакованное в виде аэрозоля средство на морозе может замерзнуть.
Рядовая ситуация. Машина ночевала под открытым небом, а ночью прошел сильный снегопад. Помимо мягкой щетки на длинной удобной ручке для этого случая обязательно запаситесь скребком. Некоторые производители объединили две необходимые вещи в одну, сделав весьма симпатичный и полезный предмет.
Нелишне будет иметь в багажнике провода для прикуривания. Так называемые «пускачи» пригодятся, когда ваш автомобиль не заведется от своего аккумулятора. Если вы решили сэкономить на последнем, то провода точно понадобятся. Не помешает также возить с собой капроновый буксировочный трос. Он мягче металлического, смягчает рывки, например, при вытаскивании машины из сугроба, и безопасен для рук.
И еще. Не экономьте на защите картера, даже если ваш клиренс не самый низкий, лучше пусть лист железа принимает на себя удары о снежные «бровки».
Было бы очень хорошо, если в свободное время появилась возможность отработать с опытным водителем навыки езды зимой в безлюдных местах, почувствовать машину на гололеде, в снежных заносах и сугробах. Это придаст уверенности.
Обязательно отработайте следующие маневры:
– если автомобиль попал в сугроб, раскачайте машину, включая попеременно заднюю и переднюю передачу, плавно нажимая педали газа и сцепления. При необходимости под колеса можно подложить коврики из салона, если больше ничего нет под рукой;
– если машина попала в глубокую колею, немного раскачайте автомобиль вперед-назад, как говорилось выше, выверните колеса, а уже при выезде из колеи сбросьте скорость, чтобы избежать возможного заноса;
– вы подъехали к спуску. Необходимо снизить скорость, перейти на пониженную передачу, не торопясь спуститься и уже внизу пользоваться прерывистым торможением. Ни в коем случае на спусках нельзя ездить на нейтральной передаче или с выключенным сцеплением, это снизит управляемость автомобилем и может вызвать отказ тормозной системы.
Ну вот, пожалуй, и все. Удачной вам езды на зимних дорогах!
Василий АРТЕМЬЕВ