Все новости
ЛАЙФХАКИ
24 Сентября 2019, 19:59

Консультирует юрист

Уважаемая редакция газеты «Истоки»! С интересом читаю рубрику «Консультирует юрист». У меня по этому поводу есть свой вопрос. Я живу одна, родственников и гостей у меня не бывает. Законно ли взимание платы за домофон каждый месяц, и могу ли я отказаться от этой услуги? Роза Шамсутдинова, пенсионерка, г. Уфа. На вопрос нашей читательницы отвечает юрист Фаниль Давлетьяров:

С недавнего времени проблема домофонов и платежей за них стала одной из самых распространенных в области ЖКХ. С одной стороны раздаются возгласы, что абонентская плата абсолютно законна и необходима, другие уверяют, что платить за домофон незаконно и требуют перерасчета уплаченных за домофонные устройства средств.
Количество судебных дел о «домофонном вопросе» растет с каждым годом. Законна ли плата за домофон? Обе стороны по-своему правы, так как законность начисления платы за домофон зависит от нескольких условий, в которых следует разобраться.
О чем говорит законодательство?
Оплата за домофон, а также обслуживание домофонных устройств регулируется следующими законами и актами:
– постановлением правительством РФ № 491 «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме»;
– постановлением правительства РФ № 354;
– законом «О защите прав потребителей»;
– Жилищным кодексом РФ.
Согласно этим правовым актам, домофон входной двери входит в состав общего имущества многоквартирного дома. По закону оплата домофона должна входить в состав счета за содержание общего имущества.
Однако на практике оплата часто идет дополнительной графой в коммунальных счетах, то есть ежемесячно с каждой квартиры удерживается определенная денежная сумма.
В то же время, зачастую собственники сами виноваты в том, что им начисляется оплата за обслуживание домофона. Распространена ситуация, когда собственники при установке домофона заключают отдельный договор, предусматривающий ежемесячную абонентскую плату за обслуживание домофона.
То есть, если между собственниками и компанией, установившей домофон, заключен договор на обслуживание, то абонентская плата учитывается в отдельной статье коммунальных счетов.
Условия договора должны соблюдаться обеими сторонами, поэтому взимание оплаты за обслуживание устройства абсолютно правомерно.
Начисление платежей за домофон зависит от воли обслуживающей организации и условий договора. Некоторые из компаний идут навстречу собственникам и исключают из их платежек пункт об оплате обслуживания, другие оставляют пункт об оплате и начисляют пеню за неоплаченные услуги. Это неправильно. Взыскание средств с собственника квартиры может проходить только в судебном порядке, при этом никаких препятствий для доступа в подъезд собственнику со стороны организации быть не должно.
Таким образом, правомерность платы за домофон зависит от наличия или отсутствия договора, заключенного между жильцами и отдельной обслуживающей организацией. В случае, если собственник желает отказаться от домофона единолично, ему обязательно следует обратиться в обслуживающую организацию с уведомлением об отказе от домофонного устройства. В таком случае домофонная трубка в квартире будет отключена.
Для того, чтобы отказаться от домофона, собственник имеет право написать заявление об отказе. Данный документ должен содержать адрес, ФИО собственника и просьбу об отключении домофона в индивидуальном порядке. Заявление посылается заказным письмом на адрес обслуживающей организации. При этом электронный ключ от домофона можно оставить себе.
По закону, обслуживающая организация не вправе препятствовать свободному доступу собственника к жилому помещению, к тому же ключ является собственником жильца, уже оплаченным ранее. Так что домофонный ключ останется у хозяина квартиры даже после того, как тот откажется от домофона. Требование о возврате домофонных ключей обслуживающей организации является незаконным и может быть проигнорировано собственником.
Подготовил Василий АРТЕМЬЕВ