Все новости
ЛАЙФХАКИ
12 Сентября 2019, 19:14

Консультирует юрист

Уважаемая редакция газеты «Истоки»! С моей банковской карты неожиданно пропало пять с половиной тысяч рублей. Как это произошло, не знаю. Карта у меня накопительная, то есть на остаток вклада ежемесячно начисляют проценты. А ранее мне звонили, якобы из «службы безопасности» банка, попросили сверить данные банковской карты, чтобы перечислить эти проценты. Ну, я и назвала. Могу ли я вернуть эти деньги? Елена Звонарева, г. Уфа. На вопрос нашего читателя мы попросили ответить юриста Фаниля Давлетьярова.

Звонки и сообщения от мошенников – исключительно известная сейчас схема афер с банковскими кредитными картами. Злодеи связываются с наивными держателями карт, прикидываются сотрудниками экономической организации и под различными поводами вымогают данные банковских карт и логины-пароли для входа в мобильный банк, а затем обчищают счета людей. Чем небезопасна плата банковской картой без ввода пин-кода?
Когда обладатель банковской карты сам дает третьим лицам данные банковской карты, за пропажу средств экономическая организация ответственности не несет. В любом договоре каждого банка указано, что ответственность за операции по банковской карте ложится на ее обладателя.
По закону банк не должен компенсировать суммы несанкционированных операций в случае нарушения покупателем порядка применения банковской карты и интернет-банка.
Проще говоря, в случае если аферисты добрались до счета с вашей санкции (то есть не в итоге сбоя сети или же взлома), экономическая организация в возвращении средств откажет. Ведь никто не вынуждает человека говорить третьим лицам секретные данные.
Но это не говорит о том, что не следует биться за собственные средства – право на судебное разбирательство у людей остается. Бывали случаи, когда в самих экономических организациях происходили утечки данных покупателей в руки мошенников, которые воспользовались полученной информацией для обмана людей.
Популярны и случаи, когда аферисты по собственной воле возвращали средства потерпевшим, опасаясь уголовного преследования и судимости.
Также стоит отметить, что закон обязует банк сначала возвратить похищенные средства, а уже затем проводить разбирательства по возврату неверно перечисленных средств с учетом всех имеющихся событий жульнической операции. Но судебная практика говорит о том, что отечественные суды зачастую принимают сторону банков, потому что знают вину самих людей в предоставлении доступа к картам и счетам третьим лицам.
Естественно, финансовые организации без охоты идут на то, чтобы незамедлительно сделать возврат денег жертвам. Большее количество шансов у наиболее ценных держателей банковских карт и тех, у кого сумма похищенных средств не выше вероятных судебных расходов. Еще большие банки, не желая портить свою репутацию, постараются сделать возврат денежных средств держателям банковских карт, тем более в случае, если они предоставят подтверждения собственной непричастности к неправомерной транзакции. Но этот случай явно не ваш.
Как же поступать в том случае, если похитили средства с карты? Первым делом нужно незамедлительно позвонить в финансовую организацию, заявить о несанкционированном списании денег и попросить приостановить перечисление средств. Не помешает и блокировка карты (если мошенники не обчистили счет полностью).
Чтобы избавить себя от таких неприятностей, запомните простое правило: никому и никогда не сообщать данные своей карточки, паспорта, логин и пароль от личного кабинета. Даже если вам звонят из «службы безопасности» банка, вежливо сообщите, что не можете разговаривать прямо сейчас, повесьте трубку и перезвоните в банк сами по телефону горячей линии, который указан на карточке.
Как вас могут обмануть
И не забывайте о методах мошенничества с банковскими картами, которые стали уже классическими. Вот некоторые из них:
1. Мошенники представляются работниками банка
Это свежая схема обмана, которая набирает большую популярность у мошенников. Человеку изначально поступает СМС с номера 900 (сервисный номер Сбербанка), в котором неизвестное лицо просит перевести ему некоторую сумму денег, которая спишется со счета жертвы, если в ответном сообщении отправить присланный цифровой код.
Либо операция будет подтверждена автоматически через 600 секунд. Человек естественно ошарашен от такой безвыходной ситуации. И тут начинается самое интересное…
Вдруг раздается телефонный звонок с официального номера Сбербанка (8-800-555-5550), на другом конце провода мужчина, который обращается к жертве по имени и сообщает, что его пытаются обмануть мошенники. А он, как специалист службы безопасности банка, должен разобраться и помочь в этой проблеме.
Далее сотрудник «Сбербанка» говорит, что надо остаться на линии, написать ответ на сообщение – код, который там указан, вставить пробел и слово – «отмена перевода». После этого деньги, вместе со «специалистом службы безопасности банка», бесследно исчезают.
На вопрос, может ли мошенник позвонить, прикрываясь номером Сбербанка, да так, чтобы и при обратном звонке, и в детализациях звонков был указан именно этот номер, представители сотовых компаний не скрывают, что такое технологически сделать можно.
2. Продавец – покупатель
Человек (будущая жертва) размещает объявление о продаже какого-либо товара на одном из популярных сайтов объявлений и становится прицелом для мошенников. Звонит покупатель и говорит, что готов приобрести продаваемую вещь.
Далее он сообщает, что находится в другом городе и готов произвести оплату на карту, а за покупкой отправит курьера из транспортной компании. Жертва пересылает мошеннику номер своей банковской карты, а также все паспортные данные, так как они нужны транспортной компании.
Через некоторое время поступает звонок с номера, которому все привыкли доверять – 8-800-555-5550 (официальный номер Сбербанка). Голос: «Здравствуйте. Я сотрудник службы безопасности Сбербанка. На Ваш счет поступил перевод в размере (называет сумму). Так как сумма большая, требуется подтверждение. Вам на телефон была отправлена смс с кодом подтверждения.
Если вы мне ее назовете, то сумма сейчас же зачислится на ваш счет». Жертва верит и предоставляет мошеннику всю информацию, после чего все деньги с карты исчезают.
3. Мошенничество с помощью беспроводного терминала и бесконтактной технологии PayPass.
Злоумышленники снимают деньги у пассажиров с помощью беспроводного терминала через одежду и стенки сумок. Посредством бесконтактной технологии PayPass с карточки без PIN-кода можно снять до 1000 российских рублей. К несчастью, подобные воришки вполне могут заполонить места массового скопления народа.
Чтобы снять деньги со счета, достаточно приложить устройство к карману или сумке, считыватели бесконтактных карт работают на расстоянии до двадцати сантиметров, достать их проблем не составляет. Уязвимость бесконтактных карт можно снизить с помощью «шапочки из фольги», точнее, кошелька. Условно говоря, если Вы положите карту в фольгированный пакет, специальный радиоэкранированный кошелек или металлическую коробочку, транзакцию провести будет нельзя.
И не забывайте о методах мошенничества с банковскими картами, которые стали уже классическими. Вот некоторые из них:
Скимминг
Это кража данных карты при помощи специального считывающего устройства (скиммера). Злоумышленники копируют всю информацию с магнитной полосы карты (имя держателя, номер карты, срок окончания срока ее действия, CVV- и CVC-код), узнать ПИН-код можно с помощью мини-камеры или накладок на клавиатуру, установленных на банкоматах.
Стать жертвой скимминга можно не только снимая наличные, но и оплачивая покупки в торговых точках.
«Мама, у меня проблемы, не звони, переведи деньги на этот счет»
Даже если Ваш ребенок сидит на диване рядом с Вами, Вы испугаетесь, получив такое сообщение. Так уж устроены родители: они беспокоятся о своих детях, и реакция на возможную угрозу им очень сильна.
А если Ваш ребенок где-то в городе, или хуже того – в командировке, турпоездке и прочее? Простая, эффективная и наглая схема, использующая сильные чувства и базовые, фундаментальные инстинкты.
Будьте всегда начеку, тогда Вы сохраните свои кровные!
Подготовил Виктор КАРЕЛИН