Путь до Белого волка, или Подарок для мамы
Все новости
ВОЯЖ
9 Июля , 13:00

И вновь по улицам Казани!

Очередная поездка в Казань — этот замечательный, с тысячелетней историей, город — вновь удивила меня необычными сюрпризами. Зачем едут в Казань? По отзывам в интернете одни едут сюда, чтобы увидеть Казанский кремль и «падающую» башню Сююмбике, сфотографироваться у необычного дерева, встроенного во Дворец земледельцев, прогуляться по Старо-татарской слободе, подняться на смотровую площадку внутри огромного Казана и получить гастрономические впечатления от национальных блюд. Другие направляются в многочисленные православные святыни или величественные мечети, которые мирно соседствуют друг с другом. Третьи соединяют все эти удовольствия вместе.

Так был построен тур нашей группы из Уфы и на этот раз. Первый объект, что мы посетили — Центр семьи «Казан» — это одна из главных современных достопримечательностей города, обыгрывающих свое название ввиду того, что построен в виде огромного котла-казана. Здесь расположился самый популярный ЗАГС города Казани. Данное сооружение выполнено в форме чаши — традиционного татарского казана. Тюркское слово «казан» означает котел для приготовления пищи. Такой вид строения выбран неспроста: чаша символизирует домашний очаг и семейный уют, а также ассоциируется с культурой местного народа.

Со смотровой площадки Казана открывается шикарный вид на набережную, Кремль, Дворец земледельцев, реку Казанка. Очаровательные скульптуры драконьей семьи, папы, мамы и деток радуют туристов возможностью сделать необычную фотосессию. Кстати, драконы в Казани встречаются часто: на фасадах домов, на орнаментах и в скульптуре. Всё потому, что дракон Зилант — персонаж многих татарских сказок. Даже на гербе Казани есть свой дракон. Особое внимание талантливый архитектор уделил символам Казани — зилантам и барсам. Их изображениями украшены стены казана, а скульптуры мифических животных расположились по периметру семейного центра. Поначалу такие чудища могут напугать, однако следует узнать, что именно олицетворяют эти существа, по мнению татарского народа.

Зилант в переводе с татарского языка означает «змей», однако ввиду того, что его изображают с крыльями, местные чаще называют его драконом. По преданию один казанский хан решил обосновать город на местности, где обитало много змей. Их решили сжечь, но один из них, крылатый, все же смог спастись: в обмен на жизнь Зилант пообещал быть хранителем татарского народа, и по сей день он оберегает город от невзгод. Согласно легенде зверь обитал на горе вблизи от реки Казанка, но когда в 1560 году там по приказу Ивана Грозного был построен православный монастырь, существо переселилось в озеро Кабан, где обитает и сейчас. Помимо прочего эти мифические существа олицетворяют благополучие, плодородие и мудрость.

Ворота охраняют крылатые барсы — еще один символ Татарстана, который изображен на гербе. Они символизируют всю мощь этого народа. Изображение животного с крыльями означает его приближенность к небу и счастью.

Гостей удивит и внутреннее убранство казанской чаши — огромный холл украшен традиционными татарскими орнаментами. При создании интерьеров архитектор вдохновился историей Волжской Булгарии, классическим стилем и эпохой XIX века, а также особенностями самого города Казань. На первом этаже гостей встречает просторный вестибюль, на втором этаже расположилась администрация центра семьи, третий этаж полностью предоставлен для торжеств — залы для бракосочетаний, для фуршета, а также комнаты для невест и женихов, на самом верху находится смотровая площадка.

Не каждый город может похвастаться таким роскошным местом для заключения брака. В день Дворец бракосочетаний может принимать торжества двадцати пар. В летнее время особенно много пар молодоженов, поэтому туристы часто становятся свидетелями торжеств и большого количества невест.

На крыше «Казана» расположена смотровая площадка, попасть туда могут не только новобрачные и их гости, но и туристы. Пусть это далеко не самая высокая точка города, высота сооружения составляет 32 метра, но отсюда открывается поистине великолепный вид на город, в том числе на реку Казанку и белокаменный кремль. Здесь можно сделать прекрасные фото. Центр семьи «Казан» расположился в живописном месте. Красивейшие, ровно стриженые зеленые газоны, на которых могут отдохнуть гости, со множеством дорожек и скамеечек располагают к отдыху и приятному времяпрепровождению не только туристов, но и местной молодежи. Территория украшена арками с цветами. На набережной можно увидеть мост с большим количеством закрепленных на его заборе замочков — их вешают туда молодожены, как символ скрепления семьи, подписывая на них свои имена, при этом ключики от них бросают в воду.

Также на набережной Чаши Казань вы можете арендовать лодку или катамаран и отправиться в прогулку по реке. На территории вблизи «Казана» власти города и республики часто устраивают общественные мероприятия, в том числе посвященные дням города и республики. Зимой сюда тоже приезжают отдыхать, чтобы покататься на тюбингах и снегокатах со здешних горок.

В 2003 году на территории Казанского кремля рядом с Благовещенским собором был открыт памятник зодчим Казанского кремля, как поведал экскурсовод, символизирующий преемственность и взаимопроникновение двух культур: татарской и русской. В скульптурной композиции изображены два человека. Фигура стоящего человека в традиционной одежде времен Казанского ханства со свитком в левой руке, причем свернутым, изображает татарского зодчего. А сидящий человек с развернутым свитком на колене — это русский зодчий, видимо, времен после взятия Казани войсками Ивана IV и падения Казанского ханства. Казалось бы, эти люди не должны быть вместе, но так сложилось, что именно русские зодчие, после сильного разрушения Казани в 1552 году, восстанавливали и заново отстраивали кремль именно в тех чертах и пределах, на которых раньше были постройки татарских зодчих. И создатели этого памятника (скульпторы А. В. Головачев и В. А. Демченко и архитектор Р. М. Забиров) даже подчеркнули тот момент, как будто татарский зодчий поощряет и направляет русского на созидание, прикоснувшись ладонью правой руки к его спине.

История Казанского кремля началась в X веке. До XVI века это была территория Казанского ханства, а после взятия Казани Иваном Грозным она стала частью России. Кремль горел, его разрушали и перестраивали в камне, расширяли и модернизировали. На его нынешней территории можно увидеть сооружения разных веков.

Одна из наиболее популярных достопримечательностей кремля — падающая башня Сююмбике. При высоте 58 метров отклонение её шпиля от вертикали составляет около двух метров. Внутри башни есть лестница наверх, на смотровую площадку.

Об этой башне есть несколько красивых легенд. Например, такая: когда Ивану Грозному приглянулась татарская царица Сююмбике, он решил взять её в жёны. Красавица обещала выйти замуж, если за неделю здесь построят высокую башню. Царь выполнил условие, изящную семиярусную башню возвели в срок. Тогда царица сказала, что хочет подняться на самый верх, чтобы в последний раз увидеть родной город… Поднявшись на самую вершину, царица выбросилась из окна и разбилась, так как не желала быть женой ненавистного царя и уезжать из родных мест. В память о любимой царице башня была названа ее именем. Трагично! Будем надеяться, что это всего лишь легенда… Хотя есть другая версия: царица не разбилась, а превратилась в белого лебедя и улетела. Я голосую за вторую!

В целом Казанский кремль — это целый комплекс памятников истории, архитектуры, археологии. Кремль окружают мощные крепостные стены с 13 башнями. Здесь можно увидеть самый старый православный храм Казани и главную мечеть Татарстана Кул-Шариф с четырьмя 58-метровыми минаретами и куполом в стиле «казанской шапки». В губернаторском дворце от архитектора К. А. Тона (автора Большого Кремлёвского дворца в Москве) расположена резиденция главы Республики Татарстан. К туристическим объектам относятся также комплекс Пушечного двора с музеем оружия и другие храмы, дворцы, музеи.

Туристы могут осмотреть интерьер мечети Кул-Шариф со специального балкона. Кстати, Кул-Шариф — не только мечеть, но и музей ислама. В украшении этого уникального здания участвовали многие страны и народы: в Чехии сделаны витражи и люстра весом в пять тонн, с Урала доставили мрамор и гранит, из Ирана — ковры.

Вход в кремль через Спасскую башню бесплатный и в любое время суток.

Выйдя из кремля через Воскресенские ворота, можно пройти к Кремлёвской набережной — ещё одной пешеходной улице Казани. В начале прогулки есть подъём по лестнице к известной достопримечательности города — Дворцу земледельцев. Удивительный и необычный элемент украшения фасада — двадцатиметровое дерево из бронзы, встроенное в здание. С наступлением сумерек дерево подсвечивают зелёным цветом, имитирующим листву. Фото у этого вечнозелёного дерева — ещё одна туристическая традиция. Конечно же, я записался на вечернюю экскурсию, но об этом отдельно.

По Кремлёвской набережной можно проехать на роликах, велосипеде, детям понравится поездка на мини-поезде. Гид пояснил, что зимой здесь заливают бесплатный каток, самый длинный в Европе.

В конце набережной расположена широкая высокая лестница, которая ведёт к Национальной библиотеке. Строгие корпуса, построенные уступом, символизируют развивающееся знамя и напоминают о первоначальном назначении комплекса — Ленинский мемориал.

При реконструкции архитекторы добавили светлые павильоны по бокам, сделали в крышах световые колодцы, а в глухих стенах окна. Теперь это современная и очень удобная библиотека.

Перед зданием библиотеки, со стороны площади Султан-Галиева, на 40-метровой стеле устремляется вверх женщина-птица Хоррият, что на татарском значит «свобода». Позолоченная фигура вращается, делая полный оборот за 40 минут. Образ женщины-птицы — это собирательный образ из мифологического пантеона. Женщина-прародительница, женщина-охранительница встречается в мифологии многих народов мира.

У татар же есть такое поверье. Над городом летает птица хомай. Она приносит счастье. Но увидеть ее может только духовно чистый человек.

От Хоррият по улице Пушкина можно пройти к площади Свободы. В XVI веке здесь проживали ремесленники и торговцы. Так как дома были в основном деревянные, рядом соорудили водоём.

Казанская ратуша некогда была местом проведения Благородных собраний и заседаний Английского клуба. Огромный зал с колоннами встречал балы и маскарады, важные приёмы и концерты. В здании ратуши выступали Рахманинов и Качалов, Маяковский и Шаляпин. Слева от ратуши расположен Большой концертный зал и за ним консерватория. Угловое здание с полукруглыми балконами — Министерство культуры.

Монументальное высокое строгое здание на площади — это Дом Правительства. Легкое, воздушное, покоряющее своей красотой и гордой величественностью здание Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля стало поистине украшением центральной площади Казани. Сочетание классических форм и татарского национального орнамента придает особое очарование этому храму искусств.

За театром начинается Ленинский сад, который переходит в парк «Чёрное озеро». У Арки влюблённых можно проверить одну местную казанскую традицию. Человек встаёт у одной дуги, спиной к центру арки, второй у другого конца дуги, также спиной к центру. Тихо сказанные слова одного человека обязательно услышит второй. Сказанное останется только между ними — другие люди ничего не услышат. Арке можно доверить даже сокровенное признание, потому её и называют Аркой влюблённых.

Парк «Чёрное озеро» — популярное место отдыха казанцев и гостей города. Можно погулять по аллеям, заняться спортом или расположиться на берегу, устроив пикник. Здесь есть площадка для воркаута и развлечения для детей. Летом на озере проводят соревнования судомоделисты.

От парка маршрут ведёт вверх, по улице Мусы Джалиля. Здесь расположен очень необычный для региона собор в стиле петровского барокко.

Джалиль родился в 1906 году в татарской деревне. Уже в юности он начал писать поэзию и довольно быстро приобрел известность. Активно участвовал в культурных событиях республики и страны в целом. У Джалиля сложилась трагичная судьба, ведь во время Великой Отечественной войны он был призван на фронт и попал в тюрьму Моабит в Берлине. Однако, несмотря на невыносимые условия, он продолжает творить и так появляется на свет произведение «Моабитские тетради».

В течение 2-х лет заключения поэт писал стихи о героизме, Родине, мужестве и ужасе войны. Всего две тетради, а именно они принесли мировую известность татарскому поэту. К сожалению, Джалиль был приговорен к казни в 1944 году. Перед этим он передает тетради своему соседу по камере и тому удается передать это ценное наследие великого поэта миру.

В 1956 году поэту посмертно присваивается звание Героя Советского Союза.

Памятник великому татарскому поэту был возведен в 1966 году. Он представляет собой величественный мемориал. Поэт, у которого скованы колючей проволокой ноги, гордо смотрит ввысь, изо всех сил, несмотря на боль, пытаясь разорвать оковы. Мемориал дополняют проникновенные строки из произведений Мусы Джалиля, а также имена его пленных соратников, казненных во времена фашистского режима.

Далее наш путь лежит к Петропавловскому собору. История его, как поведал экскурсовод, началась с 1565 года. Сначала здесь была деревянная церковь. В 1722 году Пётр I по пути в персидский поход остановился в Казани у купца Ивана Михляева. Его дом располагался как раз напротив старой деревянной Петропавловской церкви. Остановка пришлась на празднование 50-летия государя. В благодарность за оказанную честь купец решил на месте деревянной церкви возвести каменный храм, высокий и роскошный.

Разноцветная роспись и каменная отделка фасадов на уровне открытой галереи, лепнина и огромные арочные окна нижнего храма — таков сегодня собор Петра и Павла. По внутреннему убранству собор похож на лучшие питерские храмы: фрески из слюды, позолоченная резьба Царских врат, 25-метровый иконостас. Окна в верхнем ярусе так мастерски спланированы, что свет будто льётся с неба. Широкая лестница ведёт в верхний храм.

На пути — очень заметный Дом Ушковой, яркая достопримечательность и объект культурного наследия. Сын владельца химзавода Алексей Ушков преподнёс особняк своей невесте как свадебный подарок. Внутри особняка, как нам рассказал экскурсовод, — грот и будуар, лестница из чёрного китайского мрамора, резные драконы и витражи, роспись и мозаики, зимний сад и камины. Все комнаты выполнены в индивидуальном стиле — ампир, рококо, неоготика и другие, а внутри под куполом малюсенькая мечеть, где приглашенные гости-мусульмане могли совершать намаз.

Посетив Казань, вы просто обязаны побывать в сказке. Именно так переводится название театра кукол — Экият. Театр построили в виде замка-дворца, и здесь себя чувствуют как в сказке не только дети, но и взрослые. С разных сторон здания картинка разная, можно угадывать, из каких сказок взят сюжет оформления театра. Каждому туристу нужно обязательно посетить озеро Кабан — днём здесь можно покататься на лодке или катамаране, покормить уток, есть лавочки для отдыха. Такие вот своего рода Патриаршие пруды!

Парк Тысячелетия открыли в 2005 году в честь 1000-летия города. На этом месте раньше была старая застройка, а не лес. Поэтому молодые деревья только-только заполняют аллеи. Можно пройти через ближний вход со стороны озера, дойти до центрального фонтана, сделать несколько фото, выйти в следующие ворота со стороны озера и продолжить прогулку по набережной.

Очень красивая территория у театра имени Камала. По обе стороны набережная, летом работают фонтаны и ярмарки, вечерняя подсветка и цветочные скульптуры украшают площадь.

Шурале — мифический персонаж из татарских сказок. Его обычно описывают как низкорослое, горбатое существо с длинными тонкими пальцами и небольшим рогом на лбу. По словам «очевидцев», он любит шутить и проказничать, а также щекотать заблудившихся путников (может даже защекотать до смерти). В сказке хитрый дровосек не дал себя в обиду, лешего перехитрил и наказал. Между дровосеком и шурале можно присесть на бревно и сделать фото.

Рассказывать о Казани можно бесконечно. Очень красивый город, похожий на одну из европейских столиц. Здесь гармонично сочетаются античные и современные здания, просторные площади, парки и скверы, яркая, но ненавязчивая реклама, многочисленные ночные подсветки. Меньше, чем в Уфе загруженность транспортом городских улиц, сказывается наличие метро. Все автобусы городских маршрутов «НефАЗы» и «МАЗы» выкрашены в красный цвет, троллейбусы — в зеленый. Намного больше парков и скверов, на месте сноса старых застроек здесь тут же разбивают места отдыха и прогулочные зоны.

Авторы: Василий АРТЕМЬЕВФото автора и участников тура
Читайте нас: