Все новости
ВОЯЖ
7 Ноября 2021, 10:30

Воды и лошади

МЕРТВОЕ ОЗЕРО

 

В начале осени мы с нашим гидом по заповеднику Шульган-Таш Марселем Абдуллиным стояли на невысоком берегу Мертвого озера, и оно показалось нам совсем не мертвым... Накрапывал редкий дождик, и на поверхности озера мы заметили всплески с расходящимися от них волнами. А потом увидели и удлиненную тень, которая, пульсируя и виясь, ленно приближалась к нам... Может быть, в озере поселился какой сом с сомятами или щука с щуклятами, икру которых могли занести перелетные птицы. А может, это было плещущее от донных выделений пятно, поднимающееся с глубин сорокаметрового карстового провала...

Я спустился к кромке воды, как меня вдруг качнуло и как бы потянуло в темный провал озера! Я сделал пару шагов по его отсыревшему склону, чтобы удержать равновесие. Это было так неожиданно, что Марсель, ухватившись за прибрежные кустарники, протянул мне руку. Что же это было? Всплеск электромагнитного поля? Выброс донных газов? Или просто сбой моего вестибулярного аппарата?..

Устойчивы передаваемые из поколения в поколение легенды и предания вроде того, что когда-то в озеро ушли лошади. Или вдруг исчезла с его безмятежной поверхности утка – прямо на глазах затаившегося в камышах охотника. Или утонула купающаяся в светлую лунную ночь девушка... Все эти стародавние поверья, возможно, имеют под собой какую-то реальную основу, являются отзвуком каких-то реальных событий. Например, в пресловутом Бермудском треугольнике все исчезновения океанологи связывают с выбросами из глубин так называемого криогенного гидрата метана, способного вызывать колоссальные водовороты и затягивать в них корабли и самолеты. А на дне такого глубокого карстового провала, как наше Мертвое озеро, может образовываться и метан, и сероводород, и прочие пены с газами...

В глубине народной памяти надолго, если не навсегда сохраняются внезапные наводнения, тем более всемирные потопы, уносящие в свои пучины и лошадей, и людей с их жилищами и скарбом. Помнятся и ураганы с гигантскими смерчами, проносящими по небу целые дома и стада животных. В свое время, путешествуя по Бурзяну, мне приходилось наблюдать и смерчи, и водовороты карстовых провалов, с ревом поглощающие дождевые воды, и целые фонтаны, поднимающиеся стеклянными шапками над мелководьем рек и озер. С другой стороны, наше загадочное Мертвое озеро искони затягивало в себя всякую органику, какая обычно превращается на дне под давлением с низкими температурами в нефтеподобные газированные осадки.

Вместе с тем цепкая народная память хранит и обрядовые поклонения искони одушевляемой, обожествляемой воде. С жертвенными подношениями рекам и озерам, родникам и колодцам. Поначалу даже в виде людей – девушек, женщин, а потом зверей или животных. Мне приходилось наблюдать, как рыбаки, чтобы умилостивить духов воды, выпускали в воду кровь козленка.

Немудрено, что подобные таинственные явления связывают с обитанием в таких водоемах всяких подводных чудовищ – водяных змей-оборотней или змееподобных владык подводных царств. Лично я не верю в чудовище типа Несси из глубоководного озера Лох-Несс. Однако похожие видения, возникающие зачастую на почве сновидений или иллюзий с галлюцинациями, дают обильную пищу для суеверий. Тем паче что мощная энергетика таких таинственных, сакральных мест настраивает на мистическое мышление, иррациональное мировосприятие. И многие из нас не купаются в запретных водоемах, не пьют «мертвой», табуированной воды. Или совершают защитные ритуалы с омовением лица, глаз, ног, привязывают к веткам деревьев разноцветные тряпочки и бросают в воду монеты, кольца и прочие украшения. Между прочим, в угорской шаманской традиции считается, что трепетание на ветру жертвенных тряпочек улучшает карму хозяина. Тем более если они трепещут на могучих деревьях в священных урочищах, на гребнях высоких гор, над глубокими темными водами...

На Южном Урале, в Башкирии к подобным сакральным местам издревле относятся вершины степных стерлитамакских Шиханов, бурзянских хребтов Масима и Иремеля, на какие по преданию поднимался еще пророк пророков, солнцепоклонник Заратуштра. Или водопад Кук-Караук, или шихан Шульганташ на Агидели с Каповой пещерой, или то же самое загадочное Мертвое озеро с его мощной, почти осязаемой энергетикой...

Кстати, в Бурзяне на все еще форелевой Иргизлинке есть небольшой карстовый провал, из которого поднимается мощнейший столб родниковых вод. Раньше на этом месте была запруда, на которой стояла водяная мельница. И как-то, когда мы проезжали по этим местам с травником Михаилом Гордеевым, мне довелось наблюдать здесь прохожих, поклонявшихся этому придорожному роднику (с омовением лиц и приношением монет).

Приходилось мне оставлять жертвенные монеты или поднимать памятный камешек и в Каповой пещере, и на Карадаге в Крыму, и при посещении дольменов долин рек Жане и Пшады Причерноморского Кавказа...

И именно в таких местах особо восприимчивые, с легко возбудимым воображением люди входят в спонтанный транс с переходом на подсознательный уровень мировосприятия. Что было особенно свойственно нашим далеким легковозбудимым и внушаемым предкам. Глубинные психологи считают, что этому переходу могут способствовать и всевозможные химические и физические свойства подобных мест – электромагнитные аномалии, блуждающие подземные токи, всевозможные газы и инфразвуки... Похожие переживания возникли у нас самих при созерцании Мертвого озера под названием Шульганкуль, или Йылкысыкканкуль – то есть озера, из которого вышли лошади... Вышел сказочный конь Акбуз и вывел за собой тучные стада домашнего скота. А потом вновь ушел в озеро вместе со всеми своими табунами...

ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ

Первооткрыватель настенной живописи Каповой пещеры А. Рюмин обнаружил сначала именно лошадь, изображение которой ласково называют теперь «Лошадью Рюмина». Действительно, если есть лошадь Пржевальского, почему бы не быть и лошади Рюмина? Тем более что среди пещерных рисунков животных изображение лошади занимает одно их первых мест.

В мифологии народов мира конь, лошадь – это всегда водное или небесное животное, символ морского бога Посейдона или небесного бога Гелиоса, большинства из громовержцев – Зевса, Одина, Перуна... Мифологические или сказочные герои именно на лошадях поднимаются в небеса и опускаются на морское дно. А мертвые переезжают на них в подземное царство. Так что лошадей приносили обычно в жертву вождям, князьям, полководцам... Лошадей искони обожествляли и воспевали в исторических поэмах и эпических сказаниях, особенно кочевники. Достаточно вспомнить изумительное описание сошедшего с грозового неба или вышедшего из глубины описанного выше Йылкысыкканкуля крылатого коня Акбуза из эпоса «Урал-Батыр»...

Словом, к лошадям всегда было хорошее отношение, за исключением, может быть, одного периода прошлого века, когда лошадей признали вдруг экономически нерентабельной скотиной. В Китае стали истреблять воробьев, а у нас лошадей. И вот уже лошади пошли на дефицитную колбасу под названием «Дружба». Колбаса, между прочим, была качественной, но отношение к лошадям не лезло ни в какие ворота. Вместе с тем нашему поколению довелось пережить великое время, когда мы еще ездили на колесных телегах и прямо с телег пересели на космические корабли...

И теперь вот, путешествуя по Южному Уралу, по Бурзяну, мне показалось, что отношение к лошадям изменилось. И несомненно, в лучшую сторону. С некоторых пор едва ли не все выходящие на пенсию бабаи стали обзаводиться своими собственными лошадями. Мосластыми рабочими меринами или гладкими жирными кобылицами с жеребятами... Путешествуя по степным и горным дорогам, мы то и дело встречали целые табуны пасущихся лошадей, кое-где даже смогли покататься на них верхом. И конечно же, попробовали жирного, наваристого элеша из конины с квадратной лапшой. А еще попили ядреного белопенного кумыса на придорожной Акбулатовской ферме, с которой у меня связаны воспоминания далекой бурзянской молодости...

Автор:Георгий КАЦЕРИК
Читайте нас: