Все новости
ВОЯЖ
21 Октября 2023, 17:00

Абхазия – страна души! Часть первая

Как прекрасно, что природа в России имеет несколько климатических поясов. В июне я прекрасно провел половину отпуска, купаясь в светлых водах Уфимки, но вот пришел сентябрь и октябрь на носу, а в запасе две недели отпуска, надо куда-то ехать. Выбор пал на Сочи. Но бархатный сезон – все отели заполнены под «завязку», оно и понятно, туристические туры во многие страны из-за пандемии закрыты, а летний сезон продлить хочется, вот все и рвутся. Но вот удача: в турагентстве «Пегас» нам с товарищем неожиданно предложили путевку в Гагры. Чем хороша Абхазия? Здесь не нужен загранпаспорт, здесь не вводят для туристов никаких препонов по пандемии, никто не требует справок, тестов и сертификатов на прививку. Как объяснила в турфирме менеджер Элеонора, Абхазия за счет этого обогатилась на 5 лет вперед! Правильно – отели забиты, цены заоблачные, поток туристов идет четким непрерывным конвейером.

Прямых рейсов самолетом в Абхазию нет, так и не узнавал почему, видимо, там нет своего аэропорта, поэтому летели авиакомпанией «Северный ветер» в Сочи, в аэропорт Адлера. Там нас встретила милая девушка, и так как путевкой оплачен трансфер, нам предоставили легковую машину до места назначения. Границу Россия – Абхазия проходили также без особых проблем: выходишь из машины, проходишь пограничный контроль, опять садишься в машину и прямиком до места назначения. Абхазия встретила теплой солнечной погодой +23 градуса. Забегая вперед, скажу, что такая погода стояла на протяжении всех 9 дней нашего путешествия, лишь один день до обеда шел небольшой дождь.

В Гаграх мы остановились в четырехзвездочном отеле «Европа». Номер с балконом и видом на море, до которого 300-400 метров. В номере большой телевизор, холодильник, кондиционер. Отель новый, построен только в прошлом году. Но есть огромный бассейн с подогревом воды, зона отдыха, плетеные висячие кресла с пледами, как я их назвал «осиные гнезда», детская площадка, выход к морю, неплохая столовая, шведский стол. И не пожалели: спокойное, тихое, красивое место. Рядом рынок, множество кафешек, магазин, где можно даже рассчитаться картой Сбербанка. Из минусов – территория пока еще не озеленена, ни деревья, ни кустарник за год вырасти не могут.

И, конечно, нам предложили множество экскурсий. Среди наиболее значимых – озеро Риза, Ново-Афонский монастырь, церковь Симона Кананита, карстовые пещеры, Гегский водопад, Альпийские луга, Перевал Пыв, концерт органной музыки в Пицунде, Дача Сталина, Квадро-тур (катание по бездорожью на квадроцикле), ущелье Черниговка, пещера Хабю, Каньон Аапста, сплав по реке Бзыбь – 12 км, а также рыбалку в море, полеты на параплане, конные прогулки по ущелью и многое-многое другое.

Все взвесив и обсудив, мы в первую очередь выбрали Новый Афон. Почему? Новый Афон – город с древней историей, древнее название его – Анакопия. Первое упоминание о нем относится к III веку. Этот город находится в центральной части Абхазского побережья.

Основными достопримечательностями Нового Афона являются:

  1. Знаменитая Ново-Афонская пещера.
  2. Остатки Анакопийской крепости и древнего храма на вершине Иверской горы.
  3. Ново-Афонский монастырь.
  4. Грот и храм святого апостола Симона Кананита.
  5. Железнодорожная станция Псырцха, парк с системой прудов в ее окрестностях, искусственный водопад.
  6. Дача Сталина.

Так что, если захотите посмотреть сразу всё и в сопровождении экскурсовода, можете смело покупать экскурсию. Мы с товарищем решили ехать «дикарями», чтобы не быть привязанными к группе и осмотреть больше то, что нравится. Кстати, к группе туристов можно присоединиться и послушать гида нелегально, никто не прогонит.

Поехали на маршрутке. Билет стоит всего 200 рублей. Ехать из Гагры час с небольшим. Кстати, стоимость экскурсии 1200 руб. Прибыв на место, мы оказались у подножья самого знаменитого Ново-Афонского Монастыря. Обычно, все туристы подъезжают к нему с центральной аллеи, с двух сторон окаймленной высокими кипарисами, которую называют царской аллеей. Она так названа в честь императора Александра III, который в 1888 году вместе с императрицей Марией Федоровной присутствовал на освящении главного престола соборного храма и пошел по этой аллее от морского причала к монастырю. Император подарил монастырю куранты для колокольни, которые и поныне украшают её.

Но мы поднимались с левой стороны по склону, где нет ни ступенек, ни перил. Да, это не самый известный и удобный путь к монастырю. Но тут есть небольшой нюанс, дело в том, что поднявшись по этой дороге можно замолить часть своих грехов. Об этом нам рассказали в маршрутке женщины-паломники. Что для этого надо? Взять внизу камень, который можешь по силам унести и поднять его наверх. Наверное, все знают такую фразу: «время разбрасывать камни, время собирать камни». Но что она означает? Высказывание принадлежит царю Соломону, который раздумывает, что есть человеческое счастье. Результатом размышлений мудреца становится вывод, что радость и горе сменяют друг друга, подчиняясь неким высшим законам, и каждой жизни под небом установлен свой срок.

В юности, да и в более поздние годы мы делаем ошибки, «разбрасываем» злые и скверные поступки, но проходит время – осознаём содеянное, исправляемся, стараемся «собрать свои камни», искупить грехи, видя последствия своей неразумности. Объяснить это выражение напрямую дело неблагодарное и бессмысленное. В нем каждый увидит своё, каждый может выдвинуть собственную гипотезу.

Вот и я взял по своим земным грехам камень поувесистей – и вперед, по крутой дороге в гору. Путь оказался нелегким, но на том и построен данный ритуал. Поднимались не спеша. Останавливались, отдыхали, фотографировались и любовались окрестностями.

Зато какое облегчение чувствуешь, когда бросаешь камень в специально отведенное место и окидываешь взглядом Ново-Афонский монастырь. Красота несказанная, а как здесь чувствуется величие времен – не передать словами!

Немного истории. Строительство монастыря началось в 1875 году по проекту архитектора Н.Н. Никонова, а в 1879 году царь Александр II утвердил «Устав Новоафонского монастыря». По своим архитектурным достоинствам монастырь выделялся среди других обителей и был одним из самых грандиозных произведений неовизантийского стиля.

Монастырский комплекс состоит из шести храмов: надвратный храм Вознесения Господня – один из них.

Самым величественным сооружением монастыря является собор во имя великомученика Пантелеимона. Он был воздвигнут в 1888–1900 годах по проекту Н.Н. Никонова при участии настоятеля монастыря игумена Иерона. Всю каменную работу выполнили умельцы-греки во главе с Христофором Пуло, переселившиеся в Сухум из Трабзона. Проектируя Новоафонский монастырь, Никонов использовал в его композиции формы неовизантийского стиля, применявшиеся в церковном зодчестве России конца XIX – начала XX века.

Христианские традиции здесь свято чтут. Женщин в монастырь пускают только при условии покрытой головы и закрытых ног. Туристкам в шортах – дают длинные юбки, либо широкие фартуки. В церковной лавке продают свечи (по 20 и 50 рублей), ну и всё остальное. Купил три: за здравие родных и близких, за упокой родителей и одну – покровителю путешественников Святителю Николаю Чудотворцу. Конечно же, не удержался и купил деревянную копию Иверской иконы Божией Матери мастерски вырезанную из кипариса. Икона имеет непростую историю. По древнему церковному преданию, Иверский образ Божией Матери был написан святым апостолом Лукой в первом веке, еще при жизни Пресвятой Богородицы. Долгое время он пребывал близ малазийской Никеи. Согласно греческому сказанию, во время царствования императора Феофила (829-842) образ хранился в домовой церкви одной благочестивой вдовы. В то время большое распространение получила иконоборческая ересь.

Христиане, почитавшие иконы, подвергались жестоким гонениям, которые продолжались целый век (вплоть до 843 года, когда был созван Константинопольский собор, подтвердивший истинность иконопочитания). По приказу императора Феофила все иконы уничтожались и предавались поруганию.

Во время одного из разбойничьих нападений на обитель один преступник в гневе пронзил икону копьем. Из пробитого места тотчас хлынула кровь, которая до сих пор видна на иконе, – на щеке Пресвятой Богородицы. Пораженный увиденным, разбойник раскаялся в своем поступке. Он принял иноческий постриг (монашество) и стал вести подвижническую, христианскую жизнь. Монах отличался кротостью, простотой и достиг святости. В монашестве он получил имя Дамаскин, но его покаяние и смирение было настолько велико, что всю свою жизнь он просил братию называть себя Варваром.

В другой раз в дом женщины, которая благоговейно хранила у себя Иверский образ Божией Матери, ворвались воины-иконоборцы. Они хотели уничтожить древнюю икону. Вдова пообещала дать им деньги, если те не станут трогать святыню. Воины ушли. Опасаясь осквернения образа, ночью, в глубокой скорби, вдова отправилась к берегу моря. Благословив иконой своего сына, женщина пустила ее с молитвой по волнам. Икона встала вертикально к воде, и ликом к берегу поплыла по морю. Обратившись к своему сыну, женщина сказала: «Ступай на Святую гору Афон, а я останусь здесь, я готова пострадать от рук воинов нечестивых за любовь мою к Божией Матери». Сын пошел за иконой по воде, как по земле. Через несколько лет сын этой благочестивой вдовы стал монахом на Святой горе Афон, недалеко от того места, где позже была основана Иверская обитель. Именно от этого монаха афонские иноки узнали об иконе Божией Матери, плывущей по волнам.

По легенде, однажды афонские иноки увидели в море огненный столб. Ночью монах Иверского монастыря старец Гавриил увидел во сне Божию Матерь, которая велела ему идти по воде и взять икону в монастырь. Три дня и три ночи братия молилась перед чудесно явившейся иконой, а потом поместили ее в соборной церкви. Утром обнаружили они икону на стене, над монастырскими воротами. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой, а желает быть Хранительницей. Тогда монахи построили надвратный храм во имя божией матери и поместили чудотворный образ в него.

Поразила богатая роспись собора во имя великомученика Пантелеимона. Она создана в 1911–1914 годах при настоятеле архимандрите Иларионе. Работы выполняли мастера из села Палех Владимирской губернии и группа московских художников под руководством Н.В. Молова и А.В. Серебрякова. Мастера попытались сохранить напоминание о традициях Старого Афона, в то же время отражая российский колорит. Сегодня многие иконы, росписи на стенах стерлись, штукатурка осыпалась, но, как я предполагаю, реставрацию не делают специально, чтобы сохранить дух времени.

В центральном приделе на апсиде находится изображение Божией Матери, благословляющей всех молящихся в храме. Стенные росписи Пантелеимоновского собора являются одним из последних памятников русской церковной иконописной школы, и отражают в том числе основные православные праздники.

Продолжение следует…

Автор:Василий АРТЕМЬЕВ
Читайте нас: