Все новости
ВОЯЖ
9 Мая 2021, 17:10

Страницы Петербургской симфонии

Из поколения в поколение рождались люди, понимающие язык Петербурга, этого волшебного города, который был для них миром души. Задумчивые белые ночи и чудовищные потопы, русская поэзия и русская революция… Овеянный исторической славой, покрытый сединой литературного прошлого, сегодняшний Петербург является завтрашним днем России.

Северная столица, не так давно отметив свой трехвековой юбилей, открыла новую страницу четвертого столетия. Верный своим идеалам, город, возведенный в 1703 году на берегах Невы, по-прежнему смотрит в лицо Вечности и высокой европейской культурой противостоит хаосу времени.
«Красуйся, град Петров…»
Это город, в котором природа, чахлая и убогая, но овеянная сумрачно-тревожным дыханием ненастья, и великолепное искусство, воплощенное в стройных ансамблях, объединились, чтобы создать единственный на свете ландшафт. На облик и характер столицы немалое влияние своей индивидуальностью оказали немцы. Еще Гоголь писал: «Как сдвинулся, как вытянулся в струнку щеголь Петербург. Перед ним со всех сторон зеркала: там Нева, там Финский залив. Ему есть, куда поглядеться. Как только заметит на себе перышко или пушок, ту же минуту его щелчком… Петербург – аккуратный человек, совершенный немец».
Причудливая игра света и тени, мгновенно меняющая весь пейзаж в зависимости от погоды, перспективы линейных улиц, венецианская застылость каналов, «оград узор чугунный» и, наконец, гранитные лестницы, сходящие к темной Неве, – все образует петербургскую симфонию воздуха, воды, металла и камня.
Величественные дворцовые ансамбли, придающие городу «строгий, стройный вид», – создание разума и вдохновения славных зодчих. От имени всех градостроителей сказал Карло Росси: «Цель не в обилии украшений, а в величии форм, в благородстве пропорций, в нерушимости».
Неповторимое очарование и притягательность невской столицы воспевали поэты. «Чувство Петербурга» в русской поэзии воплотилось как феномен национальной культуры. У каждого большого художника непременно свой Рим, свой Париж, свой Петербург. Он отбирает лишь то, что близко его духу и природе переживаний. Льстивые одописцы XVIII века пели дифирамбы царям, лишь бегло упоминая о красоте Северной Пальмиры, для других это был «гордый град Петров» – доблесть России и залог ее бессмертия.
Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Достоевский, Блок… Эти великие имена навсегда впечатались в историческую жизнь города, который щедро питал их воображение. И если внимательно вглядеться в следы старого Петербурга, они, пожалуй, расскажут о своих «трубадурах» больше, чем иная книга. Гулкое эхо их голосов и шагов раздается в тех уголках, которые особенно любили мастера слова:
Давно стихами говорит Нева;
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь Летний сад – «Онегина» глава,
А по Разъезжей бродит Достоевский…
(С. Маршак)
В «Медном всаднике» Пушкин увековечил прекрасный облик северной столицы – национальной славы молодой России, «мужавшей с гением Петра». Но в его петербургской повести мы отчетливо слышим не только гимн, но и трагедию – обреченность судьбы «маленького человека», попавшего в непосильный водоворот жизни. За парадной внешностью Петербурга, за волшебными таинствами белых ночей русские поэты и писатели разглядели холодный, жестокий и гибельный мир бесправия и страдания.
Одновременно с пушкинскими сочинениями появились повести Гоголя, на пестрых страницах которых переплелись реальность и фантастика, самое обыденное с самым необыкновенным. Таков Невский проспект – эта «всеобщая коммуникация» Петербурга. «Боже мой! Стук, гром, блеск… мосты дрожали; кареты летели; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились под домами…» Но на поверку весь этот блеск и грохот, вся эта адская суматоха – мираж, обманчивый покров на окаянную, безнадежную жизнь: «О, не верьте этому Невскому проспекту!», тут «все обман, все мечта, все не то, чем кажется».
Так, начав с метких юмористических зарисовок Невского, посмеявшись вдоволь над причудами моды, над разношерстной толпой, Гоголь приходит к грустному выводу. Праздность Невского не заслоняет жизнь трудовых, грязных, будничных Мещанских, Гороховых. Теперь Северная Пальмира, о которой юноша Гоголь мечтал из своей Полтавской губернии, «казалась вовсе не такой, как он думал».
Лезвие гоголевского дара грозило всевозможным российским «департаментам подлостей и вздоров». За всей немыслимой фантасмагоричностью его сюжетов стоит историческая действительность – безотказно работающая машина полицейского государства, омертвение человеческой души в продажном и лживом мире чинов и денег, безысходное отчаяние униженных и оскорбленных, которым остается одна свобода – умереть или сойти с ума.
Вся эта «громадно-несущаяся жизнь» воспринималась Гоголем как нечто дикое, безобразное, не соответствующее человеческой природе. И свое ощущение всеобщего безумия он и выразил в парадоксальных «безумных» образах.
…С лица самодовольного чиновника исчез нос и зажил самостоятельной жизнью; служит по ученой части, разъезжает в карете, молится в церкви. Таинственный портрет наделен губительной силой. А на окраине столицы, возле Калинкина моста, покойник в вицмундире по ночам пугает прохожих и стаскивает с них шинели…
Призрачный Петербург
Неприветливо встретила Нева в августе 1832 года 18-летнего Лермонтова. «С своим туманом над водой», северная столица показалась ему «скучным городом».
Но впоследствии, вдохновленный просторами Финского залива, поэт напишет «Парус» – символ свободы, которой не хватало юному мечтателю. Вместо занятий поэзией были муштра, военные парады и караульная служба. Здесь, в Петербурге, он создает «Маскарад», в котором смело срывает маски со своих лживых, притворных персонажей и, покидая сцену света, бросает на прощанье:
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
Прирожденный москвич, Аполлон Григорьев сумел постичь и душу Петербурга, его «странно-пошлый мир». Однако поэт признается в любви невской красавице-столице, но не с ее светской жизнью в «роскоши и неге», а с вызывающей сочувствие человеку с «его страданием больным».
Совершенно в духе Гоголя ослепительный блеск пышного фасада царского дворца Григорьев ощущает как нечто призрачное, мнимое:
И пусть горят светло огни его палат,
Пусть слышны в них веселья звуки, –
Обман, один обман! Они не заглушат
Безумно страшных стонов муки!
До поэта никто не заговаривал об этом Петербурге так прямо. В растрепанных стихах и нервной прозе он буквально обнажал его, совлекая роскошные декорации. И даже в колдовскую белую ночь этого наблюдательного «петербургского зеваку» обступает «рой отвратительных видений» нищей и страдальческой жизни.
Потом заговорила «муза мести и печали» Некрасова, и над Россией зазвучал истинно петербургский «рыдающий стих»:
О город, город роковой!..
Душа болит. Не в залах бальных,
Где торжествует суета,
В приютах нищеты печальных
Блуждает грустная мечта.
После Достоевского образ города с «чужим», «не родным именем» начал заметно тускнеть, выцветать, более того – исчезать из литературы. Поэзия же совсем отвернулась от имперской столицы, возведенной на крови и костях человеческих.
И лишь через тридцать лет начнется возрождение интереса к городу Петра. Когда юный Блок вживется в проблематику чародейно-страшного мира романов Достоевского, заново пересоздавая его собственным воображением. Часами поэт будет бродить по улицам призрачного города в сопровождении Родиона Раскольникова и Аркадия Долгорукого, пытаясь понять «угрюмый и загадочный» мир странных героев Достоевского.
«Чтобы узнать хорошо Петербург, – говорил Аполлон Григорьев, – надобно посвятить ему всю жизнь свою, предаться душой и телом». Блок так и сделал. Прекраснее и царственнее этого места для «петербургского гения» не было ничего на свете. В длинных пеших прогулках «гуляка праздный», поэт исходил его вдоль и поперек, часто навещая самые захолустные уголки. «Музыка ведет бесповоротно, куда глаза глядят мои…»
В блоковской «стране Финского залива» продолжалась «петербургская сказка», и, расставаясь с XIX столетием, она уводила с собой поэта к шумным перекресткам нового времени.
Стоит очутиться в центре имперской столицы – и мы увидим ее парадные, стройные улицы и проспекты, лучами устремленные к Адмиралтейству. Купечески-столичная Гороховая несколько изменилась в ХХ столетии, когда с одной стороны ее перекрыли зданием ТЮЗа; Вознесенский проспект любезно провожает тебя до самой Фонтанки и, изящно приподнимая шляпу, раскланивается с Измайловским проспектом.
А вот и безупречный франт Невский… Устремившись в бесконечность, подхватывая на лету своих прохожих, он все тот же великолепный лгун и соблазнитель. Как отмечает В. Лелина: «Невский – это театр, это сцена с меняющимися декорациями, с местами для зрителей, с галеркой и кулуарами». Ничего не изменилось с тех пор, как Гоголь «раскусил» его. Только Время прокатилось по проспекту; кое-где задержалось, кое-где и следа не оставило.
…Сверкающие в зелени белокаменные павильоны Царского Села, фонтаны и каскады Петергофа приглашают на встречу с прошлым. Великокняжеские дворцы, сады, парки и сегодня служат местом дальних прогулок и воспоминаний.
…Деревья обступают мавзолеем «двухсот, трехсот и старше этих лет». И так воздушна тень в старинном гроте! А на земле аллей – везде, куда ни глянь – отметины тростей или зонтов. Листва напоминает нам шуршанье платьев времен екатерининских балов. Мелькнули чьи-то темные ресницы… и «тихий танец отдаленных встреч» нам повторила нимфа Эхо…
На все времена город на Неве и его окрестности являются удивительным творением величайших мастеров. Прелесть и роскошь этой северной Венеции – воистину ларец драгоценностей, который принадлежит России, всему миру, каждому цивилизованному человеку.
Ольга КУРГАНСКАЯ
Читайте нас: