Имя и отчество наверняка многие не помнят, как недавно подсказали – Ильяс Ахматнабиевич. Не, сам запомнился очень и очень ярко, просто как-то сразу привыкли называть по фамилии. Настолько фамилия органично сочеталась с его внешностью. «Кара» по-нашенски это «черный», а он был с экзотичной по тем временам черной бородкой. (Ясен пень, «карам» – с арабского «великодушный», но там вам не тут, не было интернета). Всегда ко всем доброжелателен, с хитроватой улыбочкой и глаза лучились, блестели как ягоды черемухи после дождя (как у нашего Габдельхакова). Преподавал же вариационную статистику и теорию вероятности. Это у меня любимый конек, возможно, идефикс (в медицинском смысле), так что неимоверным усилием воли затыкаю хлеборезку, унимаю блудливые пальчики на клавиатуре и не буду дальше углубляться.
Ильяс Ахметнабиевич был заядлый нумизмат. Сам не видел коллекцию, но вот брат слегка приятельствовал и после того, как у него отучился, рассказывал. Хорошему человеку всегда охота сделать что-нибудь приятное. Вот и мы несколькими древними монетами, случайно выкопанными с родительского подворья во время хозяйственных работ, пополнили его собрание. Если бы заранее все знать, порадовали бы его всем найденным, нет же, часть сдали в школьный музей, потом все равно оттуда растащили. А там были и явно редкостные, в том числе «денга» странной прямоугольной формы (в сети смотрел, не нашел такую).
Из воспоминаний Михаила: «Для сдачи Карамову зачета у однокласника выпросил Екатерининский пятак. До сих пор со мной, но в кармане держал». Не понадобилось, сам справился. И боязно же – неизвестно, как бы отреагировал на презент во время экзамена – кем-кем, а вот взяточником и душнилой он точно не был! Света припомнила, она Ильясу Ахметнабиевичу прямо заявила – вот близкородственную математику хорошо понимаю, физику –тоже, а вот вариационную статистику – не очень. Даже не стал допытываться, сразу поставил зачет. А как же – Светлана у нас круглая отличница!
...Убили его. В проклятые 90-е. Потом слышал много версий. Вроде его автомобиль остановили на улице криминальные отморозки. Совершенно случайно, вероятность мизерная, но судьба такая, наверное. Велели везти их гоп-компанию по какому-то адресу. Ильяс Ахметнабиевич воспротивился и был просто забит на месте. Царствие небесное, был очень хорошим специалистом и человеком.
А тех отморозков, будем себя хоть так утешать, на том свете поймаем и отметелим...
Из воспоминаний Айдара Габдельхакова: «На уроке Карамова. Ильяс Ахматнабиевич что-то выводит своим калиграфическим почерком на доске и сопровождает это объяснением в свою бороду в направлении доски. Айдар Гайдарович (Хусаинов) то ли не услышал, то ли решил прикольнуться, но произносит: «Ильяс Ахматнабиевич, повторите, пожалуйста, членораздельно!» В аудитории гробовая тишина, минута молчания, Карамов в полоборота к слушателям... Ничего не сказал, продолжил лекцию дальше». «На лекцию Карамова Дмитрий Геннадьевич (Новоселов) приходит с опозданием в классном кожанном пиджаке. Карамов делает замечание: «Почему в верхней одежде?» Новосёлов возражает: «Это не верхняя одежда, а пиджак!» На что получает ответ: «Называй это хоть трусами, но ко мне на урок в этом больше не приходи!» Когда это писалось, в группе однокурсников подправили – то был Ришат Лукманов, всплыла версия и про Радика Галлямшина. Видать, было много подобных случаев) И сам точно помню – Радик (не Галлямшин, другой) сидел в своей вишневой, короткой куртке. Коновалов сперва возмутился, потом сразу же сам нашел компромисс – это же у вас курточка вместо пиджака, типа, не верхняя одежда? Радик, не будь дураком, охотно согласился) То был Гарипов, он же Гарри Поврадик. Как сейчас пояснила Светлана: «Димка с Зящей (Сашей) развлекались, меняли чуть чуть межбуквенные интервалы в словах. Так из Гарипова Радика появился Гарри Поврадик, Мидхунчик Раборти вместо индийского актера Мидхуна Чикраборти». Ну, наверное, это у нас родовое, лесфаковское: когда устроился на лесокомбинат, сам сразу присвоил должностные кликухи уважаемым товарищам – Дир (директор), Гллес (главный лесничий), Глинж (главный инженер), Бух (бухгалтер) и так далее.
Про Карамова старшекурсники поведали пару интересных эпизодов. Короче, кто-то пустил слух, что Ильяс Ахметнабиевич – дальтоник. Грех не воспользоваться такой оказией, один студент расписал шпаргалки зелеными чернилами, вольготно разложил листы перед собой и начал готовиться к ответу. Карамов сперва онемел от такой наглости, а когда разобрался что к чему, сильно развеселился, только вот самому студенту не до веселья стало).
А один студент совсем-совсем не врубался ни в теорию вероятности, ни, тем более, в вариационную статистику. Ильяс Ахметнабиевич неподдельно удивился – а как же ты смог поступить в вуз с такой подготовкой? Экзаменуемый, видать, сам был в шоке от происходящего, простодушно поведал: «Отец барана привез». И незамедлительно получил в зачетке отметку «удовлетворительно», с комментарием – «За честность!»
Продолжение следует…