Как-то, сойдя на своей остановке «Спортивная», был поражен зрелищем самодеятельного индейского уличного оркестра. Сразу подумалось – а где наши коллективы? Не за железобетонными стенами театров, на фоне малиново-зеленых бархатов и в свете софитов, а вживую, в неформальной обстановке суетливой уфимской улицы? Почему, что в социальной сети, что на любом театрально-поэтическом собрании уфимской богемы, – сплошные Галадриэли да Тристаны и Изольды?
Нет, конечно, все мы, независимо от этнической принадлежности, гордимся жемчужиной Южного Урала – эпосом «Урал-батыр», в 1910 году записанным фольклористом Мухаметшой Бурангуловым. Не одно поколение читателей воспитал русский перевод Газима Шафикова. Предпринимались и попытки прозаического пересказа, с элементами этнофутуризма. Достаточно вспомнить книгу Айдара Хусаинова. Этим летом, кстати, вышла долгожданная научная публикация машинописной копии рукописи Бурангулова, подготовленная Шаурой Шакуровой. Но если все ясно с классической составляющей эпоса, то что можно сказать о ее древнетюркской основе?
В «Урал-батыре» содержатся глухие упоминания о культе верховного бога неба Тенгри, в жертву которому приносят коней. Существует мнение, что образ Умай – супруги Тенгри – в «Урал-батыре» трансформировался в дочь небесного царя Хумай. Кроме того, башкиры, как и большинство тюркских народов, сохранили легенду о первом шамане Коркуте. Очень интересными представляются предания различных башкирских родов: Гайна, Бурзян, Юрматы. В образах колдуний и небесных дев смутно проступают урало-алтайские божества.
Еще больше отголосков мифологии древних тюрок сохранилось у чувашей, являющихся потомками той части населения Булгарии, которые не приняли ислам. В образе верховного бога чувашей (Тура) угадывается изначальный Тенгри. Имя его сына, громовержца Аслати, содержит древнетюркский корень «ас», что означает «помощник».
Предлагаем вниманию любопытных читателей небольшую подборку пересказов мифов древних тюрок, башкир и чувашей.
Давным-давно, когда Кук, Небо, было внизу и давило Йер, Землю, царил хаос. Миром правили мгла и прах.
Но вот прилетела утка, снесла два яйца. Из них вылупились Тенгри – дикий исполин, Умай – благодетельная царица и Эрклиг – кровожадный государь. Тенгри и Умай вступили в брак, породив божество Ыдук Йер-Суб – Священную Землю-Воду.
Творение мира на этом не закончилось. Вода проникла в пещеру, где отдыхала Умай, и заполнила ямки, своими очертаниями напоминающие животных и людей. Когда Умай разожгла очаг, глина ожила от тепла. Так возникли звери, рыбы, птицы и люди.
Однако никто не мог выйти за пределы пещеры. Тогда Тенгри отделил Кук, Небо, от Йер, Земли. Чтобы небо больше никогда не соприкасалось с землей, он установил между ними серебряную стрелу. Затем Тенгри сделал Эрклига владыкой нижнего мира, дав брату в помощники Бюрта – бога скорой смерти.
Вот что еще рассказывают о Тенгри и Умай. Тенгри посвящали высокие деревья и коней. Он покровительствовал воинам. У Тенгри были посланцы – бог путей на пегом коне и бог путей на вороном коне. Его супруга Умай носила красные и белые одежды. Символом богини был треугольник, а также гребень, ножницы и стрела. Кроме того, у нее имелся особый трехрогий головной убор. Умай посылала женщинам детей и облегчала роды.
Говорят, что в древности процветал гуннский род Ашина. Но в одной из кровопролитных битв он был разбит и истреблен соседями. Из всего рода остался один десятилетний мальчик, которому враги отрубили руки и ноги, а затем бросили в болото.
Однако мальчик не погиб. Целебная вода залечила его страшные раны, а жившая в зарослях осоки волчица выкормила мясом.
Прошло какое-то время. Мальчик возмужал и превратился в юношу. Однажды он отправился на охоту и не вернулся назад.
Волчица отправилась в горы на северо-запад от Алтая, где нашла горную пещеру. За пещерой была долина. Там волчица родила десять сыновей. Старший из них назвался в честь приемного сына волчицы Ашиной и стал править братьями, у входа в пещеру он повесил знамя с волчьей головой.
Так появилось на земле племя Тюрк.
по мотивам башкирского фольклора
Что стало после с небесной четой Тенгри и Умай? Что стало с Ыдук Йер-Субом, их сыном? Что стало с Эрклигом? Каждый из родов племени Тюрк рассказывал об этом по-своему. Но истину знал один Коркут.
Коркут был покровителем певцов и изобретателем струнного инструмента кубыз. Коркут пел о том, что со временем племя Тюрк размножилось. Подобно насекомым, люди разошлись по шкуре Ыдук Йер-Суб – Священной Земле-Воде. Они стали приносить в жертву Тенгри пленников, а Умай – молочные и мясные блюда.
Но вот беда. В те времена земля была очень холодной. Спросите почему? Потому что небесное светило находилось во власти злой колдуньи, что жила за Тол, огненной рекой.
Однажды приехал верхом на олене человек по имени Гайна. Он убил колдунью и вызволил солнце из подземелья.
– Каждый день жди нас в это время, – сказало светило и поднялось в небо. Гайна ждал солнца, и оно каждый день в одно и то же время всходило над землей.
Так, ежедневно ожидая солнце, Гайна незаметно для себя привязался к этим местам. Решил не покидать их, там и обосновался.
Прошло еще какое-то время. Как-то один охотник принес домой медвежонка. Вдруг этот медвежонок заговорил по-человечьи. Это так удивило охотника, что он сделал медвежонка своим приемным сыном.
Чем взрослее становился медвежонок, тем явственнее проявлялось его человеческое обличье. Вырос он необычайно сильным. Когда пришла пора его женить, ему не могли найти ровню: всех страшила его мощь.
А на берегу реки Ток жила девушка-силачка. Она два мельничных жернова под мышкой таскала. Схватилась она как-то с медведем, и оказалось, что силы у них равные. Девушка и сын охотника поженились. От них-то и пошла медвежья порода. Она еще не перевелась среди родов Бурзян и Усерген.
Что касается рода Юрматы, то он произошел от человека по имени Юрми. Говорят, он хотел подстрелить лебедя, но тот обернулся прекрасной девушкой. Юноша женился на ней, и их потомки образовали род Юрматы.
Века складывались в тысячелетия. Тысячелетия – во тьму времен. Облик дикого исполина претерпел изменения. Тенгри превратился в добродетельного небесного царя Самрау, владыку птиц…
Как дальше сложилась жизнь Коркута? Однажды Коркут увидел во сне людей, рывших ему могилу. Желая спастись от смерти, он отправился странствовать, но сон преследовал его. Наконец, решив, что смерть ждет его только на земле, Коркут разостлал на поверхности Сырдарьи одеяло и стал день и ночь сидеть на нем, играя на кубызе.
Когда усталость сломила Коркута и он заснул, смерть в образе ядовитой змеи ужалила его.
По преданиям, мир создал небожитель Тура. Было у Туры четыре брата: Аслати – громовержец, Хурт – покровитель пчел, Тырпул – покровитель хлебов и Выльах – покровитель скота.
Кроме них на небе жили многочисленные матери природных стихий со своими мужьями и детьми: Хевел – мать солнца, Уйах – мать луны, Сил – ветра, Етем – молнии, Вут – огня, Шыв – воды.
Тогда Аслати велел Сил и Етем пригнать черные тучи. Завыла буря, сверкнула молния, загрохотал гром. Но Тура даже бровью не повел.
Решил Хурт напустил на брата рой пчел. Но и это не помогло.
– Эх, ничего вы не умеете! Разве так нужно будить великого Туру? – воскликнули Тырпул и Выльах.
Позвали они Вут и Шыв. Разложили костры, стали печь хлебы, варить мясо. Вкусный запах поплыл по небу. Чуть шевельнулся во сне Тура, но потом завалился на другой бок и захрапел громче прежнего.
Поняли братья, что им не разбудить Туру. Делать нечего, встали по четырем углам неба и подняли его высоко-высоко на своих плечах.
Когда наконец Тура проснулся, он пошел искать братьев. Тут под ним загрохотало небо, из-под ног полетели искры-молнии. Понял Тура, что больше никогда не сможет спуститься на землю, заплакал – пошел дождь.
Давным-давно, когда могучий Тура помогал людям добывать пищу, жили на земле два брата. Старший назывался Якишем, а младший Велюком. Якиш был жестокий и коварный. Велюк – добрый, как малое дитя.
Однажды Якиш пошел на охоту, но не убил ни одного зверя. Голодный и злой он пришел к брату.
После того как Велюк угостил Якиша медом, тому захотелось узнать, где находятся пчелы, которые собрали сладкий мед. Велюк повел брата в лес и показал дупла, которые знал.
– Смотри, если вздумаешь добыть мед, не забудь принести первый кусок сотов в жертву Хурту, покровителю пчел! – предупредил Велюк.
Через несколько дней Якиш вздумал взять мед из одного дупла. Отломив кусок сотов, он тотчас начал его есть.
Хурт рассердился и приказал пчелам напасть на Якиша. Кинулись пчелы на вора и умертвили его.
Когда Велюк увидел неподвижное тело брата и лежащих вокруг него пчел, то стал плакать: ему было жаль брата и своих кормилиц.
В слезах уснул он и услышал во сне голос Хурта. Хурт велел ему взять теленка и облить водой; что будет с водой, то надо сделать и с мертвыми пчелами.
Проснулся Велюк, поймал теленка и облил его. Теленок отряхнулся, вода светлыми каплями попадала на землю и ушла в нее. Тогда Велюк, следуя повелению Туры, разбросал мертвых пчел и закопал их в землю. Это были первая пашня и первый посев.
Скоро из земли появилась травка, на которой потом выросли колосья. Одни были покрыты точь-в-точь такими жалами, какими пчелы убили Якиша; на других зерна висели так, как висят на дереве пчелиные рои. К тому времени, когда Велюк обычно собирал мед, колосья поспели. Велюк выбил из них зерна, растер между двумя камнями, смешал с водой и стал есть вместо меда.
Высоко в горах жил могучий великан Улып. А внизу, в долине, – люди. Они пахали землю, выращивали рожь, пасли на лугах скот.
Аслати, громовержец, призвал Улыпа к себе и сказал:
– Велика твоя сила, да что от нее проку. Отправляйся-ка ты к людям, будь им помощником и защитником.
Спустился Улып с гор. Вековые леса ему по пояс, глубокие река – по колено.
Пришел Улып к людям в долину. Смотрит – живут те в теплых домах, в полях у них колосится высокая рожь, на лугах пасутся тучные стада. Подумал великан: «Если я захочу – все это богатство будет моим».
Позабыл Улып, зачем послал его Аслати в долину, выгнал людей из их же домов, отобрал у них поля, скот и взял себе в жены самую красивую девушку. Люди покинули родные места и ушли далеко на север. Жена родила Улыпу двоих сыновей. Выросли они, как и отец, великанами.
Прошло время, и жена Улыпа умерла. Погоревал Улып, а потом ушел в свои родные горы, искать другую женщину. Ушел и пропал. Ждали, ждали его сыновья, не дождались и отправились на поиски отца.
Поднялись на вершину самой высокой горы и увидели Улыпа. Был он прикован железными цепями к гранитной скале.
Сказал старый Улып сыновьям.
– Аслати покарал меня за то зло, которое я причинил людям. Отныне и навеки прикован я к этой скале. А вы, мои сыновья, отыщите людей и постарайтесь исправить сотворенное мною. Идите на север к верховьям большой реки. Когда вы достигнете места, где она сливается с другой большой рекой, принесите жертвы богам. Вы будете жить среди людей и станете для них помощниками и защитниками.
Простился старый Улып с сыновьями и заплакал. Растопили его слезы горные льды, потекли ручьи в долину. А сыновья Улыпа пошли, как велел им отец, на север к верховьям большой реки.
Придя на место, они принесли жертвы богам. Помня наказ отца, братья стали жить в дружбе с людьми. Они помогали людям вырубать леса под пашню и корчевать пни, очищать от камней поля и сеять рожь.
Племя Улыпа живет на земле до сих пор.