Ви́ктор Бори́сович Разве́ев родился 27 февраля 1954 в городе Уфа, Башкирская АССР, РСФСР, СССР. Родители - Борис Филаретович Развеев и Аврора (в крещении Анна) Ивановна. Они познакомились и поженились на месте ссылки в Магадане. В 1943 году за 30-минутное опоздание на работу Аврору Ивановну (она принимала роды у своей старшей сестры) посадили на пять лет. Ей было 17. Отбывать направили в Магадане. Потом вышла замуж. Борис Филаретович Развеев отсидел в лагере при Сталине 18 лет. В июле 1949 года у них родился первый сын Борис. Вскоре они переехали в Уфу. Отец занимался охотой, мама работала продавцом. В 1954 году в семье родился младший сын- Виктор.
Из воспоминаний: "..Уфа, подвал площадью 30 кв. метров, где жили 16 человек - я, моя мамочка, брат, дяди и тети со своими семьями. Нас расселили, когда мне исполнилось 18 лет, и я ушел в армию. Дворовые драки, игра в футбол. Любимую еду свою помню - прибегаешь с улицы, открываешь банку сгущенки и половину выпиваешь. Помню, что мамочка всегда много работала, мною в основном занимался старший брат".
"Профессиональную карьеру футболиста Виктор Развеев начал в 15-летнем возрасте, попав в команду мастеров класса "Б" "Уфимец". Учился в 10 классе образцовой уфимской школы, в которой гордостью были не спортсмены, а победители интеллектуальных олимпиад. Совмещать профессиональный футбол с учебой было непросто. В 8.00 тренировка на стадионе. Школа. И снова тренировка. Но были и приятные моменты. Например, обеды в ресторане "Агидель". Он располагался в центре Уфы совсем рядом со школой, и надо было видеть с каким видом ученик Развеев каждый день во время большой перемены чинно входил в цивильный ресторан, где его вместе с другими игроками команды мастеров ожидали калорийные блюда. Или, например, зарплата. Разумеется, получала ее мама, но все равно. Во-первых, 90 рублей деньги по тем временам приличные. А во-вторых, все-таки его деньги. Платили их, кстати, не за просто так. Развеев играл ярко и очень результативно. Невысокого роста, скоординированный, крепко стоящий на ногах. И в юные годы, и в пору зрелости он редко кому уступал в единоборствах. Забивал до 90% всех голов в команде. Так что прозвище Муня-Мунтян дали ему не случайно.
А вот в школе учился с ленцой, хотя и без двоек. Преподаватели ценили его за природный ум, который он, однако, не спешил демонстрировать на уроках, и за крепкий характер лидера. Беспомощно разводили руками, констатируя: парень серьезно болен футболом. "Болезнь" была прогрессирующей. А тут еще любимый тренер Федор Сергеевич Наликов, до самозабвения преданный футболу, подлил масла в огонь, как-то возьми да и скажи в запальчивости: у тебя прекрасное будущее, махнул бы на учебу рукой. Пересолил, что называется. Виктор понял тренера буквально и махнул рукой чересчур резко — вовсе перестал ходить в школу. По утрам артистично наполнял портфель учебниками и... прямиком на стадион. Театр продолжался две недели, пока учителя не всполошились. Нагрянули домой. Скандал. Мама и старший брат в ужасе, таких кренделей они от Виктора никак не ожидали. Состоялся откровенный разговор. Пришлось взяться за ум." (источник)
С 1972 года Виктор Развеев стал выступать за «Строитель» (Уфа). Затем проходил службу в армии в составе куйбышевской футбольной команды СКА-16 (с 1974 года).
Из воспоминаний: "Призывался я из Уфы, по месту жительства. За день до призыва наша футбольная команда "Уфимец" проиграла вологоградцам. И вот в четыре часа утра за мной пришли из военкомата. Это был 1973 год. Я в шерстяном спортивном костюме, с длинными, до плеч волосами отправился в армию. Привезли меня на Кряж, в Куйбышевскую область. Волосы обстригли тупой машинкой и отправили в баню мыться. Без горячей воды. Там же, на Кряжу, я столкнулся с дедовщиной. Пару раз подрался, при чем один раз меня прилично отметелили. Первые три недели я был в учебной роте, осваивал профессию водителя-механника БТР. А потом, поскольку я был спортсменом, меня забрали в СКА, в спортроту. Там дедовщины уже не было".
Развеева включают в состав сборной Вооруженных Сил СССР, он проводит под руководством знаменитого А.В. Тарасова несколько показательных матчей. Селекционеры из "Крыльев", заинтересовавшись талантливым армейцем, приглашают его в дубль. Но по окончании армейской службы, в 1975 году Развеев принимает решение вернуться в Уфу.
Из воспоминаний: "Почти все мои воспоминания в жизни связаны с футболом. И армейски тоже. В 1974 году в Тбилиси в ходе первенства вооруженных сил наша команда заняла третье место. После этого трех человек с ПриВО забрали в сборную ВО СССР. И там нас тренировал легендарный Анатолий Тарасов. Вообще-то он хоккеист, но его перебросили подтянуть наших футболистов. А он тренировки проводил, ориентированные на подготовку хоккеистов. Он сажал нас друг на друга и заставлял так бегать. Это для хоккеистов хорошо, а вот для футболистов польза сомнительная.
Последние два месяца перед дембелем я провел на должности директора клуба на том же Кряже. 8 мая 1975 года мои куйбышевские друзья посадили меня в уфимский поезд и я отправился домой".
По возвращении в Уфу снова стал играть за «Строитель».
В 1977 году Развеева приглашают в сборную России. Набирали ее из игроков 1-й и 2-й лиг. Предстояла поездка в капстрану, Развеева уже внесли в список, а потом неожиданно... вычеркнули. Как оказалось... из-за старшего брата.
Старший брат Борис три года срочной службы провел на Северном флоте. Потом поступил на юридический факультет филиала Уфимского университета и окончил его. Работал юрисконсультом на заводе «Машэнерго» в Уфе. 28 февраля 1974 года женился на будущей матушке Татьяне.
В середине 1970-х годов Борис Развеев возглавил религиозное диссидентское движение в Уфе.
По воспоминаниям музыканта Юрия Шевчука: "... Борис Развеев, "отец" уфимской "тусовки", самый волосатый и, в то же время, самый разумный и начитанный человек, прошел по улице со свиньей в ошейнике, чем вверг в колоссальное изумление всех партийных и милицейских работников". В 1976 году Бориса Развеева крестил в Москве известный пастырь, протоиерей Димитрий Дудко. В это же время Борис познакомился с иеромонахом Моисеем (Чигвинцевым), который стал его духовным наставником. Пел на клиросе уфимского кафедрального собора.
В КГБ Виктора Развеева вызывали четыре раза. Предлагали отказаться от брата-антисоветчика. Клали перед ним чистый лист бумаги, уговаривали, оказывали привычное в этих случаях морально психологическое давление. Он не предал брата, который был для него опорой в жизни.
В 1979 году Виктор Развеев перешёл в ижевский "Зенит".
В конце 1981 года он получает вновь приглашение из Куйбышева. "Крылья" нуждались в игроке с "плавающим" амплуа — диспетчера и бомбардира одновременно. Он играл на позиции "под нападающими", что означало: руководить, распасовывать, забивать. К тому же его выбирают капитаном.
Дебютировал Виктор Развеев 2 мая 1983 года в Чебоксарах в матче со «Сталью» (2:1). Первый гол забил 21 июня 1983 года в Нижнем Тагиле во встрече с «Уральцем» (1:1). Быстро стал лидером и капитаном команды. В сезоне 1984 года забил 23 гола, один из которых стал полуторатысячным в истории «Крыльев Советов» (в ворота свердловского «Уралмаша» 27 сентября 1984 года).
Из воспоминаний:
— В 1984 году (скорее все же это происходило в 1986 году- О.И.) я играл за "Крылья Советов". Сидел дома, смотрел, как сейчас помню, матч "Динамо" (Киев)
— "Спартак" (Москва). И вдруг в перерыве объявляют: сейчас перед вами выступит известный диссидент Развеев Борис Борисович. У нас гости на кухне. Я захлопнул дверь, сжался в комок. Это был мой брат. Пиджак с чужого плеча, взгляд потухший, неузнаваемый. Я бывал у него в Салавате, где он сидел, и ни разу он не выглядел подавленным. Хотя измывались над ним, как могли. Его посадили специально к уголовникам, думали, сломается. А случилось другое, сокамерники его зауважали — за ум, сдержанность, силу воли. Будучи юристом, он помогал заключенным правильно оформлять жалобы, чем доводил надзирателей до белого каления. Чтобы проучить, его привязывали к стулу и били валенками по почкам. Он был мужественным человеком. И вот с экрана на меня смотрит незнакомый, родной мне человек. Читает по бумажке: "От книги, изданной в Швейцарии, отказываюсь, все понял, осознал, виноват...". Потом, спустя три года, он мне все рассказал. После очередного "шмона" его вызвали в кабинет и сообщили, что у него "нашли" наркотики. Поставили перед выбором: либо сгниешь в тюрьме, либо прочтешь текст по бумажке. Он предпочел жизнь. И у меня никогда не повернется язык упрекнуть его за это. Борис страшно страдал, замаливал грехи. В положенный срок его освободили. Вернулся в духовную семинарию, потом закончил академию. Организовал сбор пожертвований, на которые построил храм в Уфе.
Из интервью: "Брат. Отец Борис научил меня всему - от футбола и бильярда до отношения к жизни и людям. Самый главный урок, который я усвоил, - любить людей. Всегда, когда говорю о нем, слезы на глазах... Это был удивительный человек. У него осталось трое детей. А уж его духовных чад не сосчитать. И почти все приехали к нему на похороны. Сколько добрых слов я услышал тогда о своем брате! Мне его очень не хватает".
(Примечание: В 1978 году Борис Развеев был арестован и обвинен в том, что по чужому студенческому билету хотел полететь на самолете (разница в цене составила 11 рублей 30 копеек). Получил шесть месяцев колонии общего режима. Срок заключения отбывал в г. Мелеузе, Башкирия. После тюрьмы много ездил по стране в надежде стать священником. Побывал в Иркутске, в Курске, но под давлением КГБ, местные архиереи вынуждены были отказывать в рукоположении.
Продолжение следует...