…В 1961 году первые дни августа на саратовской земле выдались погожими. На полях неумолчно гудели моторы уборочных комплексов, обмолачивавших скошенные валки золотой пшеницы. По дорогам, окутанные пылью, нескончаемым потоком шли машины с зерном нового урожая.
Солнечным утром 7 августа комбайнеры Краснокутского совхоза вывели свои степные корабли на обмолот просохших от ночной росы хлебных валков. Проверяя в который раз готовность машин к работе, они вдруг увидели в безоблачном небе необычный предмет, который медленно опускался на парашютах.
– Товарищи, это ж космический корабль Германа Титова! – раздался чей-то радостный взволнованный голос. – О начале его полета еще вчера сообщил всему миру Юрий Левитан!
«Восток-2» в полете. Из сообщений ТАСС
6 августа 1961 года в 9 часов московского времени мощной советской ракетой на орбиту вокруг Земли выведен новый космический корабль-спутник «Восток-2», пилотируемый летчиком-космонавтом – гражданином Советского Союза майором Титовым Германом Степановичем.
На 7 августа космический корабль за 25 часов 18 минут совершил 17 оборотов вокруг земного шара и пролетел свыше 700 тысяч километров. В связи с успешным завершением программы научных исследований в соответствии с утвержденным полетным заданием была произведена посадка корабля-спутника «Восток-2» в заданном районе Советского Союза.
На десятках языков народов мира звучали в эфире, ложились на ленты телетайпов сообщения Телеграфного Агентства Советского Союза о полете корабля «Восток-2». Двадцать пять часов подвига советского космонавта потрясли всю планету.
«Первых землян после возвращения из космоса, – вспоминал в своей книге “Голубая моя планета” Герой Советского Союза Герман Титов, – я встретил утром 7 августа на сжатом поле пшеницы совхоза поселка Красный Кут Саратовской области, вблизи исторического места – приземления корабля-спутника “Восток-1” 12 апреля 1961 года с Юрием Алексеевичем Гагариным. Встреча с приволжскими земледельцами была необъяснимо радостной. После сердечных объятий они буднично, по-деловому помогли мне снять яркий лазоревого цвета скафандр, угостили по моей просьбе отменной родниковой водой. Вскоре с центральной усадьбы поселка подошли машины, и мы забрали из кабины корабля бортовой журнал, кассеты с отснятой кинопленкой, некоторое оборудование. Буквально через считанные минуты меня соединили с Москвой, и я доложил правительству об успешном завершении космического полета…»
А тем временем у здания, где находился Космонавт-Два, собрались сотни людей, многие пришли с цветами. Они скандировали: «Ти-то-ва! Ти-то-ва!»
Смущаясь необычной торжественности, ставший уже всемирно известным героем, Титов благодарил собравшихся за сердечную встречу, говорил о своей бесконечной радости и гордости за успешное выполнение данного ему ответственного задания.
Как мгновение пролетели волнующие минуты встречи космонавта с хлеборобами поселка. В этот же день он встретился с Юрием Гагариным, своим дублером Андрияном Николаевым, с друзьями, будущими покорителями космоса.
8 августа после суточного пребывания по приговору врачей на даче космонавтов перед тем, как серебристый красавец ИЛ-18 взял курс на Москву, состоялась «дачная» пресс-конференция, на которую собрались журналисты московской и региональной прессы, телевидения, представители общественности. Были заданы десятки вопросов самого различного характера: спрашивали и о деталях полета, и о технических новинках космонавтики, о взглядах Космонавта-Два на жизнь.
«С первых секунд движения ракеты, – начал пресс-конференцию Герман Титов, – я приступил к работе: следил за приборами, поддерживал двустороннюю радиосвязь с командным пунктом, через иллюминатор наблюдал за удаляющейся Землей. Хронометр подсказывал, что “Восток-2” вот-вот выйдет на расчетную орбиту и должно возникнуть состояние невесомости. Первое впечатление было несколько странным – будто я перевернулся и лечу вверх ногами. Но через несколько секунд это прошло и я понял, что корабль вышел на орбиту, где не было ни дождя, ни снега, ни гроз – ничего, кроме пустоты. Можно было приступать к выполнению заданной программы…»
Наиболее дотошных журналистов интересовали вопросы: кто ваш любимый писатель, композитор, какие произведения искусства по душе? Был задан и такой вопрос: «У вас необычное имя – Герман, а сестру зовут Земфирой. Кто из родителей “автор” этих имен?» «Вопрос, – отвечал с улыбкой космонавт, – несложный, ответ будет еще проще. Мой отец Степан Павлович Титов преподавал много лет в сельской школе русский язык и литературу. Его кумир – Пушкин. Видимо, имена, литературных героев пошли от его желания. Отец учил нас любить литературу, слушать музыку».
Герман Степанович под аплодисменты собравшихся вдохновенно прочитал несколько стихотворений великого поэта.
«В космических далях, – отмечал в заключение пресс-конференции Космонавт-Два, – солнце светит так ярко, что на него невозможно смотреть, а краски настолько сильные и необычные, что поражают воображение. И все же, любуясь звездным простором, я думал постоянно о земле. Нет ничего прекраснее, чем земля Родины».
Жить и работать для народа, процветания своего Отечества, родной земли – это было кредо космонавтов-первопроходцев, кто стоял у истоков легендарной космической эры, начавшейся пятьдесят лет назад. Этот символ веры своих убеждений они пронесли через всю жизнь.
В ярком созвездии героев всех времен и народов никогда не погаснут имена первопроходцев космоса. Юрию Гагарину предстояло первым узнать, что ожидает человека в космическом полете. Его по праву называют Колумбом космоса. Герману Титову первому из людей довелось за одни сутки встретить и проводить семнадцать космических зорь. А главное – доказать, что человек в космосе может жить и работать.
Отмечая знаменательную дату – пятидесятилетие длительного космического полета Героя Советского Союза Германа Степановича Титова, необходимо хотя бы в рамках газетной статьи напомнить космическую и земную хронику Космонавта-Два.
Многие годы Титова можно было видеть в дни запусков космических кораблей и орбитальных станций на космодроме Байконур, а во время их внеземных рейсов – в центре управления полетом. Много сил и внимания отдавал он подбору нового поколения в отряд космонавтов, их подготовке, являясь одним из руководителей Центра по опытно-конструкторским и научно-исследовательским работам, председателем нескольких государственных комиссий по испытаниям космических систем. Большая научная работа проводилась Германом Титовым в качестве заместителя главного редактора журнала «Авиация и космонавтика». Кроме систематической подготовки к новым полетам, главным он считал учебу. Учился и блестяще окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского, а затем – Военную академию Генерального штаба.
Генерал авиации Титов – участник многих отечественных и международных встреч ученых, специалистов, космонавтов и астронавтов, обсуждавших проблемы изучения и использования космоса общими усилиями государств и народов только в мирных целях.
«Представим себе», писал в одной из последних работ Космонавт-Два, «что к нам на планету когда-нибудь прилетят разумные существа из других миров… И они должны увидеть человеческую земную цивилизацию, а не следы развалин в результате атомной трагедии, должны увидеть, что на планете Земля живут действительно разумные существа – люди!»
Генерал-полковник Герман Степанович Титов скончался от сердечного приступа в сентябре 2000 года в возрасте 65 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.