Сам же праздник Ивана Купалы приходится (по новому стилю) на 7 июля. Считается, что это праздник солнца, – день считается самым длинным в году, а ночь самой короткой.
Миф, лежащий в основе купальской мифологии, ученые сопоставляют с древними сказаниями о близнецах, один из которых (Иван) связан с Жизнью и Огнем, а другой (Марья) – со Смертью и Водой. Иван и Марья вступают между собой в кровосмесительные отношения, нарушая запрет, и воплощаются в двухцветном растении, пестики которого окрашены в желтый и синий цвета. У русских этот цветок, ставший одним из символов праздника, известен под названием иван-да-марья, иваньковский цвет, «цветок Купалы». Ну а связь огня и воды отражена в обычае разжигания костров по берегам рек.
В народном сознании магическая сила огня, воды, земли, растительности была в этот период настолько велика, что им приписывались охранительные, очистительные, целебные свойства. Приобщение к этой силе обеспечивало удачу на год. В то же время календарный период, на который выпадали купальные праздники, считался наиболее опасным наравне со святками, так как возрастало могущество потусторонних сил. Особенно страшной в глазах крестьян была купальская ночь – и она же являлась апогеем праздника, когда проходили веселые гуляния и совершались основные обрядовые действия, главная роль в которых отводилась молодежи.
Этот день считался самым благоприятным временем и для сбора лечебных трав – считалось, что в этот период они были «особенно сильными».
Важным атрибутом праздника являлись венки из полевых цветов. Сначала они надевались на головы девушек, а в определенный момент их дружно бросали в воду. Этот обряд сопровождался гаданием. В одних селениях считали, что если у какой девушки венок утонет – замуж выйдет, венок поплыл – еще «поживет» (так говорят, например, в деревне Иван-Кувалат Зилаирского района). В других деревнях боялись, что если венок утонет – умрет или девушка, или ее возлюбленный (деревня Побоище Кугарчинского района). В песне «По полю, полю», исполняемой в Кугарчинском районе, девушка пытается угадать будущего суженого (кто ее веночек поймает – за того она замуж пойдет).
Сегодня праздник в фольклоризированном виде проводится в Иглинском, Архангельском и других районах Башкортостана, и в нем принимают участие не только русские, но и украинцы, белорусы, латыши (их праздник именуется «Праздник Яниса», то есть Ивана, или Лиго), представители других народов.
По традиции на Ивана Купалу русские, украинцы, белорусы и латыши ночью искали цветущий папоротник, клады, водили хороводы, устраивали игры за селом, разжигали костры, пели песни, парами (парень и девушка, взявшись за руки) прыгали через костер. По поверьям, если во время прыжка руки не разомкнутся, то паре предстоит соединиться в браке. Иногда этот костер был очень высоким, и требовалось мастерство и физическая сноровка, чтобы перепрыгнуть через него. Согласно поверьям, раньше через этот костер пропускали скот, веря в очистительную силу огня. Латыши Иглинского района на праздник Лиго сжигали старые деревянные колеса, прикрепляя их высоко к деревьям. Ночью их было видно издалека, и они служили своеобразным указателем для определения места гуляния молодежи.
С праздником Ивана Купалы связана вера русских и других народов в очистительную силу воды – сами гуляния сопровождаются купанием и обливанием водой. В купальских песнях, записанных этнографами, поется о совместном обрядовом купании: кто не пойдет купаться, тот будет «пень-колода», кто последует обычаю – тот будет «бел-береза», то есть в согласии с природой. Упоминание березы неслучайно: славяне, как и удмурты, марийцы и другие народы, верят, что она обладает магическими свойствами, способностью передавать силу природы человеку.
Сегодня Иванов день проводят немного не так, как раньше, – не ночью, а днем, обычно в выходной. Собираются жители разных селений, выступают самодеятельные коллективы – русские, белорусские, украинские, латышские, башкирские. Ну а остальные атрибуты праздника сохраняются: песни и пляски, купание в реке, игры, катание на качелях, сбор целебных трав.
В Башкортостане традиционным местом празднования Ивана Купалы является село Балтика Иглинского района. Каждый год на федеральной трассе М-5, ведущей в сторону Челябинска, устанавливается указатель – «На Ивана Купалу». И стать участником праздника может любой добрый человек.