21 Мая 2022, 11:00

Мы опять одиноки...

Ответ на вопрос «Есть ли жизнь на Марсе?» получен еще в 1976 году, после посадки на Марс американских исследовательских аппаратов «Викинг».

Надежда людей на встречу с «зелёными человечками» с Красной планеты окончательно рухнула. Настала пора полного «разочарования» в Марсе – планете, в недавнем прошлом, казавшейся близнецом Земли.

Среди основных целей последней экспедиции, предусматривавшей исследование поверхности Красной планеты марсоходами «Спирит» и «Оппортьюнити», поиск жизни на Марсе даже не значился. От машин требовалось лишь подтвердить гипотезу о том, что когда-то, пусть даже очень-очень давно, на его поверхности была вода. И хотя факт наличия в прошлом целых океанов был действительно установлен, легче тем, кто ещё надеялся найти жизнь на Марсе, не стало.

В последнее время взоры научных астрономических кругов были направлены на более отдалённые планеты Солнечной системы. А именно, в сторону газовых гигантов, таких как Сатурн и Юпитер, а точнее – их многочисленных спутников. Данные, полученные в 70-х годах прошлого века с автоматических зондов «Пионер» и «Вояджер», внушали оптимизм и представляли несомненный интерес для дальнейшего поиска жизни вне Земли. Наибольшее внимание вызывали луны Юпитера, Ио и Европа, а также спутник Сатурна – Титан. Последний оказался самой большой луной в Солнечной системе. Размеры его и впрямь «титанические» – он лишь немного уступает Марсу и превосходит размеры таких планет, как Меркурий и Плутон.

Но… Ио оказался привлекательным лишь для геологов – на его изменчивой поверхности не прекращаются извержения серных вулканов, но он лишён атмосферы и воды.

Европа, планетка величиной примерно с нашу Луну, единственная, где воды оказалось в избытке, так же оказалась лишена всякой воздушной оболочки, а крайне низкая (-145 градусов по Цельсию) температура поверхности превратили её в промёрзший насквозь океан.

Титан оказался единственным спутником, покрытым мощным атмосферным слоем. Его воздушная оболочка, перенасыщенная азотом и метаном, настолько плотно укутывает планету, что солнечные лучи не в силах достичь и «разогреть» её поверхность. Из-за такого «парникового эффекта наоборот», там царят чудовищные (до –180 градусов) морозы, а по титанской «земле» текут метановые реки с берегами из аммиачного льда и впадают в озёра из жидкого этана. А над всем этим периодически идут водородные дожди. И совершенно отсутствует вода. Условия для выживания микроорганизмов в такой окружающей среде, мягко говоря – спартанские, а точнее – нереальные. И всё же Титан оставался последней надеждой для романтиков от космонавтики и астрономии – до того момента, как 14 января сего года зонд «Гюйгенс» первым смог заглянуть своим стеклянным глазом под атмосферный «занавес» Титана и, произведя удачную посадку, разглядеть его поверхность во всех подробностях. На представших взору человечества снимках обозначился всё тот же унылый, совершенно безжизненный пейзаж. Мы уже видели такие «картины» прежде – знакомые неровности, глыбы камней и валунов, словно бы списанные с фотографий поверхностей Луны, Меркурия Венеры, Марса.

Полёт станции «Кассини-Гюйгенс» к Сатурну и его спутнику Титану занял целых семь лет. Она пролетела в межпланетном эфире 1 миллиард 250 миллионов километров. И всё это для того, чтобы в очередной раз подтвердить – и здесь жизни нет. Еще один мёртвый мир.

Всем нам есть над чем призадуматься. С помощью космических аппаратов мы не обнаружили жизни вне Земли. И чем дальше оказываются автоматические станции от Земли, тем ниже становится вероятность того, что жизнь, пусть даже в простейших своих формах, будет всё-таки обнаружена.

Казалось бы, люди должны бы, наконец, осознать и понять всё своё одиночество, разглядеть, в конце концов, уникальность свою и своей Голубой планеты. Открыть глаза и поразиться окружающей живой природе – её многообразию и гармонии.

Автор:Д. ПАВЛОВ