Русский толковый словарь так определяет слово «каторга»: «принудительные, тяжелые работы, соединенные с заключением в особых каторжных тюрьмах, лишением всех прав и ссылкой».
В средние века в государствах бассейна Средиземного моря преступников заставляли работать на военных гребных судах – галерах, называвшихся по-гречески и по-сербскохорватски каторгами (отсюда и слово), – в качестве гребцов, приковывая их цепями к весельным банкам.
Каторжные работы в царской России были тягчайшим после смертной казни наказанием. Назначались за уголовные и за политические преступления. Возникла каторга в России при Петре I.
Строительство новых городов, портов и крепостей вызывало усиленную нужду в рабочих руках. Правительство прибегало к принудительному труду в широких размерах. Количество ссылаемых на каторгу определялось не тяжестью преступлений, а потребностью в рабочих руках. Первой каторгой был Азов (с 1696 г.).
Ненадолго была создана и морская каторга. Первая галера, доставленная из Голландии, послужила моделью для русских галер. В 1703 г. каторжные работы были введены при сооружении Петербурга и распространились по всем балтийским городам.
Каторга также была введена в Таганроге и Оренбурге (для сооружения Орской крепости и разработки илецкой соли). С 1704 г. ссылка в Сибирь была заменена 10-летними каторжными работами. В 1722 г., с обнаружением в Нерчинском районе золота и серебра, ссылка в Сибирь была восстановлена, но уже в форме принудительных работ на Нерчинских рудниках, чем было положено основание Нерчинской каторги – первой каторги в Сибири. Во 2-й пол. XVIII в. каторжный труд был сосредоточен в двух районах – Екатеринбургском и Нерчинском. Уральская Екатеринбургская каторга просуществовала до 1800 г., Нерчинская каторга до революции 1917-го оставалась центром сибирской каторги.
Работали каторжане не только в рудниках, но и на литейных, винокуренных и соляных заводах. Особенно тяжела была солеваренная каторга. Она была связана с мучительством (битьем кнутом, вырыванием ноздрей, клеймением, отмененными в 1818 г., и заковкой в кандалы).
В начале XIX в. каторгу стали рассматривать как способ колонизации далеких окраин. Каторга в Европейской части России была уничтожена и заменена вечной ссылкой в Сибирь, точнее – с оставлением на вечном поселении в Сибири по отбытии срока каторги. Истощение золотоносных жил в Нерчинском районе привело в 50-х гг. XIX в. к перенесению каторги в район р. Кары – на золотые прииски, составлявшие часть кабинетских земель, то есть собственности царя.
Работа в Карийской каторге совершалась в невероятно тяжелых условиях, а обращение начальства с каторжанами было столь зверским, что за один лишь 1851 г. их погибло до тысячи человек. Но зато в этот год было добыто 100 пудов золота. Хищническая добыча быстро привела к истощению золотоносных земель, что создало кризис каторги.
Собранные в тюрьмах огромные массы ничем не занятых уголовных каторжан разбегались, терроризируя местное население. Закон 1869 г. упразднил каторгу в Восточной Сибири (она осталась только для уроженцев Сибири) и ввел систему каторжных тюрем, или централов. Таковые были устроены в Пскове, Вильно, Новоборисоглебске, Новобелгороде, Перми, Симбирске, Тобольске и Александрове (близ Иркутска).
Суровый режим в централах при отсутствии каких бы то ни было работ приводил к быстрому вымиранию заключенных. Так, в Виленском централе смертность достигла 25% общего числа заключенных. В 1879 г. централы были уничтожены, и каторгу в реформированном виде снова перенесли в Восточную Сибирь. Центром каторги вновь стал Нерчинский округ, где были сосредоточены тюрьмы Зерентуйская, Мальцевская (женская), Кадаинская, Кутомарская, Александровская, Акатуевская, Алгачинская и другие, а также ряд каторжных промыслов.
Работали каторжане на кабинетских заводах. Независимо от сибирской каторги, была создана каторга на острове Сахалине в связи с обнаружением там каменного угля. Тюремное ведомство, взяв на себя его разработку, в 1861 г. высадило на остров каторжан, положив этим основание в районе г. Дуэ первой тюрьмы на Сахалине – Воеводской.
Добыча угля принудительным трудом оказалась однако невыгодной и в 1875 г. была прекращена. Однако партии каторжан продолжали прибывать и использовались на работах по прокладке дорог, сооружению мостов и зданий. В 1875 Сахалинская каторга вошла в систему каторжных работ как особая квалифицированная каторга за особо тяжкие преступления.
Предполагалось заселить весь остров отбывшими срок каторжанами, превратив его в исправительную колонию. Но каторжная колонизация потерпела крах.
Отбыв срок, поселенцы из бывших каторжан убегали на материк. В 1905 г. японцы, заняв Сахалин, умертвили 300 человек, находившихся в Рыковской тюрьме. Когда после Портсмутского мира южная часть Сахалина отошла к Японии, каторга на Сахалине перестала существовать.
Применение каторжных работ к боровшимся против государственного строя началось при Петре I, одновременно с возникновением самой каторги.
Первыми политкаторжанами явились участники Стрелецкого бунта 1698 г., сосланные Петром на каторжные работы на галеры. Политическая каторга в собственном смысле начинается с декабристов, первая партия которых прибыла на Нерчинский завод в 1826 г.
В 1849 г. на каторгу были сосланы петрашевцы. С 1862 г. в Нерчинских рудниках появились политические узники царствования Александра II – Обручев, Чернышевский, Михайлов и другие. В 70-е гг. XIX в. на каторгу ссылаются нечаевцы, землевольцы – по процессам «50», «193» и другим, а также пионеры рабочего движения – по процессам Южнороссийского и Южнорусского рабочих союзов.
В 80-х гг. на каторгу были сосланы активнейшие народовольцы по процессам «18» в Одессе, «20», «14», «16» и другим в Петербурге. Помимо Сибири, политические каторжане содержались также в Новобелгородском и Новоборисоглебском централах, отличавшихся особенно жестоким режимом.
После ликвидации централов все политкаторжане были переведены частью на Кару, частью в специально устроенные каторжные отделения в Трубецком бастионе и Алексеевском равелине Петропавловской крепости и в Шлиссельбургской крепости. В 70-х гг. XIX в. центральная каторга была перенесена на Кару, где из 7 существовавших тюрем одна была предназначена для политических.
Карийская каторга видела в своих стенах виднейших деятелей революционного движения 70-х и 80-х гг. Беспощадный режим по отношению к политическим каторжанам нередко приводил к кровавым трагедиям (Карийская трагедия, Зерентуйская трагедия). После ликвидации Карийской каторги в 1890 г. политические были переведены в Акатуй и влиты в общую массу уголовных. Ссылка политкаторжан на Сахалин началась в 1886 г. и длилась до 1905 г.
В годы перед революцией 1905-го отправление на каторгу принимает массовый характер. Наряду с одиночками террористами из эсеров на каторгу ссылались участники социал-демократических организаций, уличных демонстраций, аграрных беспорядков, волнений в политической ссылке, работники тайных типографий...
Революция 1905-го и прошедшая в итоге Октябрьской забастовки амнистия 21 октября сократили политическую каторгу.
Но последовавший затем разгром революционного движения увеличил число каторжан до невиданных в России размеров. В конце 1905-го общее число каторжан не превышало пяти тысяч человек, в 1908 г. – достигло 16450 человек, в 1913 – 32826 человек.
Из них свыше 5 тысяч были политическими. Политическая каторга после революции 1905-го состояла главным образом из участников военных и вооруженных восстаний, работников боевых и военных социалистических организаций; сама принадлежность к социалистическим партиям с 1908 г. каралась каторгой.
Разместить всю эту огромную массу в Сибири не представлялось возможным. Поэтому были восстановлены под названием временных каторжных тюрем централы – в Херсоне, Москве (Бутырка и женская Новинская), Варшаве, Саратове, Харькове, Орле, Риге, Ярославле, Пскове, Шлиссельбурге, Владимире, Смоленске, Николаеве и Вологде.
В этих централах содержалось до 13 тысяч человек; 8 тысяч содержалось в каторжных тюрьмах Нерчинского района, в Тобольском и Александровском централах. До 3 тысяч работало над сооружением Амурской колесной дороги («Колесухи») и Круго-байкальской железной дороги.
С конца 1907 г. политкаторжане были уравнены с уголовными в общем бесправии. Необычайно суровый режим в централах носил характер нарочитого мучительства, что вызывало бесконечные столкновения, не раз имевшие трагический исход. В этом отношении прославились каторжные тюрьмы в Акатуе, Алгачах, Зерентуе, Кутомаре, Пскове и Орле. Однако жестокости централов бледнеют перед теми зверствами, которые учинялись над каторжанами, работавшими над прокладкой амурской «Колесухи».
Февральская революция 1917 года уничтожила каторгу. Однако затем, хотя в советской системе мер социальной защиты каторги не существовало, сам принцип ее был положен в основу принудительных работ в ГУЛАГе.
Так слово и долетело до наших дней, став из юридического нарицательным. И все же, советовал бы им особенно не разбрасываться: формат не тот…
А. СТРЕЛЕЦ