Все новости
ХРОНОМЕТР
15 Января 2022, 13:00

Загадочный адмирал

Фридрих Вильгельм Канарис. Вся жизнь этого человека и даже его смерть не дают ответа на вопрос: с кем и против кого он воевал, кто были его друзья и враги? Попробуем отрешиться от привычных представлений и взглянуть на этого человека беспристрастно.

Формирование характера

 

Вильгельм Канарис родился в 1887 году, был младшим из трех детей директора крупного металлургического комбината Карла Канариса и его супруги Августы Амелии, урожденной Попп. Большую часть своей юности Вильгельм провел в большом доме в Дуйсбург-Хохфельде, в который семья переехала через несколько лет после его рождения. Здесь у любознательного мальчика было все: книги, к которым он рано пристрастился, огромный сад, где можно было играть в индейцев, теннисная площадка.

С ранних лет Вильгельм много времени проводил в общении с животными. Это были собаки, кошки, лошади. Будучи еще совсем маленьким, мальчик получил в подарок козла, который таскал маленькую тележку со смеющимся от восторга Вильгельмом по дорожкам сада. Когда юноше исполнилось 15 лет, отец купил ему верховую лошадь. В течение всей жизни Канарис использовал любую возможность для верховой езды, он любил лошадей и умел с ними обходиться.

У Вильгельма с детства обнаружилась необыкновенная наблюдательность и стремление всегда вникать в суть дела. Ничто не ускользало от его внимания, а его замечания по тому или иному поводу нередко приводили взрослых в смущение.

Тот период, когда ум мальчика начал критически воспринимать окружающий мир, был эпохой Вильгельма II, когда молодая Германская империя превращалась в ведущее индустриальное государство континента.

Первая мечта юного Канариса о будущей профессии весьма озадачила его родителей: попутешествовав по Эгейскому морю, мальчик заявил, что хочет служить в Имперском флоте. Преодолев сопротивление родственников (а в семейном древе Канарисов не найти ни аристократов, ни военных), он в апреле 1905 года был зачислен в Императорскую военно-морскую академию. За суровым курсом строевого обучения и теории последовало девять месяцев учебного плавания в Средиземном море. Один из товарищей Канариса позже отметил, что у того не бывало проблем с экзаменами. «Он не торопился говорить, а торопился слушать». Частенько Вильгельм использовал и свое чувство юмора. В целом он показал себя удивительно выносливым человеком.

 

Приключения на море и на суше 

На первой же своей должности на малом крейсере «Бремен» молодой Канарис зарекомендовал себя как хороший специалист и дисциплинированный офицер. А еще оказался необычайно способным к иностранным языкам. Он прекрасно владел английским, французским, испанским, немного русским, во время своего первого похода на «Бремене» изучал страны Южной Америки, быт и нравы их жителей.

В 1912 году лейтенанта Канариса переводят на крейсер «Дрезден», совершающий плавание в восточной части Средиземного моря в связи с напряженной обстановкой на Балканах. В частности, ему поручают выяснить, как идет строительство железной дороги, финансируемое немецкими банками. Канарис блестяще справляется со своим первым заданием в роли разведчика.

В 1915 году в дуэли с английским крейсером у берегов Чили «Дрезден» был потоплен. Раненых доставили в Вальпараисо, остальных интернировали на остров Квириквина, откуда Канарису удалось бежать благодаря умению перевоплощаться и владению различными диалектами. Сначала он на весельной лодке добрался с Квириквины до материка, затем по суше, большей частью верхом на лошади, перебрался через Анды. Рождество 1915 года Канарис отмечал уже в Аргентине, в доме немецкого поселенца. В Буэнос-Айресе беглец подыскал себе подходящий корабль и «превратился» в молодого чилийского вдовца Рида Розаса, плывущего в Голландию, чтобы вступить в право наследства от одного из родственников своей матери-англичанки. Во время плавания многие пассажиры смотрели друг на друга с недоверием, однако мысль о том, что чилиец Рид Розас, который вскоре после отплытия из Буэнос-Айреса завязал хорошие отношения со многими британскими спутниками, мог быть кем-то другим, никому не пришла в голову.

В скором времени Канарис прибыл к своей тетке в Гамбург. Теперь, когда все трудности были позади, наступила реакция: он дрожал, не хотел есть, не мог спать. Но, не давая себе отдыха, Канарис поехал дальше, чтобы явиться к своему шефу и доложить о случившемся с «Дрезденом» и его командой.

Летом 1916 года Канарис неожиданно появляется в Испании, где в качестве сотрудника аппарата немецкого морского атташе приступает к вербовке агентов из числа испанцев. Тогда и начала складываться агентурная сеть будущего начальника абвера. С некоторыми из своих агентов Канарис будет работать долгие годы.

После успешного завершения операции в Испании Канариса, прекрасно знающего обстановку в Средиземном море, назначают командиром подводной лодки. За полтора года она стала сущим проклятием для французских и английских судов, а Канариса за боевые отличия награждают Железным крестом 1-го и 2-го классов.

Осенью 1918 года, после поражения Германии, Канарис привел субмарину в Киль. В стране, охваченной революционными волнениями, он берет на себя трудную задачу – обеспечить связь между отрядами самообороны и частями, преданными кайзеру.

С 1919 года Канарис – адъютант военного министра, в 1923-м – старший помощник командира на крейсере «Берлин», где под его началом служит Рейнхард Гейдрих, будущий глава нацистского Управления имперской безопасности и один из главных недругов Канариса. На следующий год Канарис направляется с секретной миссией в Японию для организации строительства подлодок для Германии, которой по условиям Версальского мира было запрещено их иметь.

Поднявшись в звании до капитана 1-го ранга, Канарис по году служил командиром линейного корабля «Силезия» и комендантом крепости Свинемюнде. Но следующее назначение стало неожиданностью для многих – в том числе и для самого Канариса.

 

Шеф абвера 

1 января 1935 года Канарису приказывают возглавить абвер – отдел разведки и контрразведки военного министерства. Абвер образован в 1919 году, а так как условия Версальского договора не допускали воссоздания в Германии разведывательных органов, на абвер формально возлагались функции военной контрразведки в вооруженных силах. С 1933 года абвер находился в постоянном конфликте с нацистскими спецслужбами СД и гестапо.

Понимая, что Гитлер готовится к войне и что ждет Германию в случае развязывания ею войны в Европе, Канарис вступает в контакт с заговорщиками, которые начиная с 1938 года планировали свержение гитлеровского режима путем военного переворота. Однако до начала 40-х годов дальше разговоров подпольщики не продвинулись. Между тем при активном участии абвера была подготовлена известная провокация в Глейвице, послужившая предлогом для нападения Германии на Польшу, а в 1940 году, будучи уже в звании адмирала, Канарис получил сведения о планах Великобритании по захвату норвежских портов – и Германия опередила немцев, оккупировав Норвегию.

В начале 1941 года Канарис провел успешную операцию по дезинформации советского командования. При этом Канарис (равно как и многие другие высшие офицеры Германии) был против развязывания войны с СССР – но в своей правоте Гитлера убедить не сумел.

Как отмечается во «Всемирной истории шпионажа»: «При всех своих отличных деловых качествах Канарис жил двойной жизнью. Как военный, он не мог допустить мысли о том, чтобы не выполнить приказ или выполнить его не лучшим образом, но как аналитик и человек, воспитанный в духе лютеранского гуманизма, он не мог не понимать, что политика тотального насилия обернется духовной изоляцией Германии и немцев и в конце концов разрушит саму Германию».

Все-таки в нем уживалось слишком много противоречий…

 

Психологический портрет 

Личная порядочность Канариса никогда не подвергалась сомнению даже в гестапо: жил скромно, для ведомства лишнего не просил. Когда в 1936 году Канарис купил себе маленький дом в Шлахтензее, была продана дорогая скрипка его супруги, – сбережений бы не хватило. Небольшой рабочий кабинет был обставлен только необходимой мебелью без всякого стиля и выбора. На письменном столе – модель крейсера «Дрезден», рядом пресс-папье, на каменной подставке три бронзовые обезьяны: одна из них приставила руку к уху и напряженно слушает, вторая с интересом смотрит вдаль, третья прикрывает рот рукой. Это символ разведки, она должна слышать, видеть, но молчать.

В кабинете имелись стеллажи с делами, которые Зеппель, жесткошерстная такса, безнаказанно использовала вместо угла, маленький сейф и железная походная кровать.

Самым надежным индикатором человеческой души являются животные. Шеф абвера обожал собак и лошадей. Чем тяжелее становилась обстановка на фронте, тем чаще он искал помощи у молчаливых созданий. Бывая в Испании, Канарис постоянно носил в карманах сахар для лошадей и осликов. Дома, в Германии, едва заслышав ржание, тут же бросал книгу и спешил на конюшню – посмотреть, что поделывает Моль, его арабская кобылица.

Но больше всего Канарис любил своих собак и собак вообще. Когда адмирал приезжал куда-нибудь с проверкой, бывалые люди в нужный момент выпускали пса, и Канарис тут же добрел.

Задавить собаку на дороге он считал тяжким преступлением. Его шофер постоянно получал строгие наставления быть крайне осторожным в этом отношении; когда Канарис сам вел машину, то мог так резко затормозить, что подвергал свой автомобиль и своих пассажиров большой опасности, лишь бы не сбить собаку.

Такса Зеппель, фотография которой украшала карниз камина в служебном кабинете, был его любимцем. Однажды, когда Канарис находился в командировке, Зеппель заболел и, несмотря на искусство ветеринара, умер. В абвере ломали голову над тем, как сообщить шефу о смерти его таксы. Наконец к торговцам собаками в Берлине отправили человека с заданием найти жесткошерстную таксу, похожую на Зеппеля. Сотрудники Канариса подумали, что, может быть, горе будет не таким тяжелым, если на место Зеппеля уже будет найдена замена прежде, чем Канарис узнает о его смерти. И хотя Канарис был глубоко огорчен утратой, однако новый питомец сразу же стал объектом его заботы.

Коллеги-сослуживцы были готовы идти за него в огонь и воду, прекрасно зная, что и «старик» всегда подстрахует их, заступится, не боясь гнева вышестоящих. Канарис по природе был игроком и конспиратором и был особенно рад людям, которые не соответствуют шаблону, которые не только оригинальны, но и в каком-то роде не от мира сего, однако при условии, что эти люди умные и изобретательные; простаки его не интересовали.

 

Завершение карьеры 

Военная разведка рейха не сумела своевременно доложить о передислокации советских войск под Сталинградом. В 1942 году положение Канариса после провала попыток спровоцировать восстания в Южной Африке, Индии и на Кавказе пошатнулось. В начале 1943 года несколько сотрудников абвера были арестованы гестапо по подозрению в организации покушения на Гитлера, и было начато расследование деятельности всей разведслужбы. В феврале 1944-го Гитлер объявил об отстранении шефа абвера от должности и переподчинил большую часть ведомства Главному управлению имперской безопасности СС. Самого Канариса назначили руководителем штаба по борьбе с экономической блокадой – «мягкая» отставка и закат военной карьеры.

В середине 1944 года бывшие сотрудники абвера сообщили Канарису о готовящемся покушении на фюрера. Но после взрыва бомбы 20 июля Гитлер чудом остался жив. Через три дня после покушения Канарис был арестован по обвинению в сознательном попустительстве политическим преступникам. Причастность Канариса к заговору доказать не удалось, но в начале февраля 1945 года его и других подследственных перевезли в концлагерь Флоссенбюрг. Положение адмирала стало безнадежным, когда случайно были обнаружены его дневники, в которых он отрицательно отзывался о Гитлере: записи бесед о подготовке мятежа с многочисленными подробностями подтверждали причастность Канариса к заговору. 8 апреля 1945 года Канариса и его заместителя приговорили к смертной казни через повешенье, на следующий день приговор привели в исполнение. Дневник адмирала был уничтожен.

Степень участия Канариса в подготовке заговора до сих пор остается не выясненной – но еще живы люди, которые обязаны адмиралу жизнью. По результатам исследования израильского историка Дани Орбаха, Канарис спас от уничтожения более 500 евреев, переправляя их за границы рейха и выдавая за своих агентов. Среди спасенных числится и бывший духовный лидер иудейского религиозного движения любавических хасидов (Хабад) Йосеф Ицхок Шнеерсон, еще в начале 1940 года вывезенный из страны офицерами абвера.

Представители иудейского религиозного течения Хабад неоднократно подавали официальное прошение в израильский Национальный мемориальный центр Холокоста Яд ва-Шем с просьбой признать Канариса праведником народов мира, но получили отказ.

 

*  *  *

 

Так все же Канарис – нацистский деятель, исполнитель воли фюрера – или...

Шеф абвера не был членом НСДАП, по этой причине не мог иметь чин СС. На военную службу он поступил за 28 лет до прихода Гитлера к власти, нацистскую идеологию не разделял. К слову, вермахт, в отличие от НСДАП и СС, преступной организацией никогда признан не был (это лишь Вооруженные силы Германии), и сам факт службы в нем не делает человека нацистом.

Был ли Канарис военным преступником? Военный преступник – это человек, нарушивший нормы международного права о правилах ведения войны одним их двух способов: через личное участие (например, занимался мародерством или сознательно уничтожал заведомо мирное население) либо через отдачу соответствующих приказов. Непричастен он и к развязыванию Второй мировой войны, ведь решение о вступлении в войну принимает политическое руководство, а не офицеры. Как уже говорилось, Канарис был и против войны с СССР. Известно высказывание адмирала: «Война, которая ведется без соблюдения элементарной этики, никогда не может быть выиграна. Есть Высшая справедливость на земле».

Он всегда оставался верен той Германии, которая могла занять свое место в ряду цивилизованных наций. Заслуживает внимания замечание одного из высокопоставленных офицеров абвера, автора нескольких работ по истории и теории разведывательных служб Пауля Леверкюна: «Личная трагедия адмирала Канариса заключалась в том, что он со своей доступной ему информацией как никто другой мог представить себе приближение неумолимого рока».

Автор:Галина ФАДЕЕВА
Читайте нас: