Все новости
ХРОНОМЕТР
26 Декабря 2021, 13:00

Несбереженное наследие

Конструктивизм – авангардное течение в архитектуре 20–30-х годов минувшего века – представлен в Уфе несколькими зданиями. Для своего имени они оказались сооружениями неординарными не только по масштабу, но и по социальному предназначению.

В 1929 году в Уфе была размещена крупная хозяйственная организация – трест «Башжелдорстрой». На него возлагалась важная задача: сооружение железной дороги от Оренбурга до Уфы с последующим ее продолжением до Кунгура. Магистраль должна была ускорить освоение природных ресурсов Западного Приуралья, новый импульс для развития получали труднодоступные районы БАССР. Одновременно со строительством основной магистрали рассматривались и варианты пуска в эксплуатацию линии железной дороги от Магнитогорска до Мелеуза с продолжением ее до Бузулука. Небольшая по протяженности магистраль от станции Сара в Оренбуржье до Баймака в Башкирии с выходом на Магнитогорск подключала к индустриальному освоению еще большие территории.

Для размещения управленческого аппарата «Башжелдорстроя» потребовалось выстроить большое здание. Городские власти предоставили под строительство земельный участок в центре Уфы (на пересечении нынешних улиц Цюрупы и З. Валиди). Однако в планы строительства были внесены изменения. Пуск в эксплуатацию новой железнодорожной магистрали требовал подготовки квалифицированных специалистов, и строительство административного здания решили совместить со строительством нового Уфимского железнодорожного техникума.

Два этих многоэтажных сооружения, предопределивших начало эры индустриального развития Уфы, предложено было строить по периметру Beрхнеторговой площади, обратив их фасады на улицы Карла Маркса и Пушкина. Проект выполнил уфимский архитектор В. О. Вайднер, увлеченный эстетическими принципами конструктивизма.

В первую очередь приступили к возведению здания Управления «Башжелдорстроя». Более протяженный его фасад был устроен по красной линии улицы Карла Маркса, предопределил главные эстетические характеристики здания. Фасад архитектор акцентировал широким ризалитом, который членится тремя лентами вертикального остекления, обеспечивающего широкий поток дневного освещения в актовом зале с высоким потолком. Освещенность других помещений достигается за счет устройства больших, почти квадратных окон, ритмичное многократное повторение которых создает эффект протяженности здания по фасаду.

Впечатляюще устроена входная группа, объединившая два крыла здания с использованием остекленного полуцилиндрического объема – фланкирующие его глухие стены воспринимаются как громадные пилоны торжественно оформленного входа.

Масштабность замыслу архитектора придал расположенный рядом учебный корпус Уфимского железнодорожного техникума, здание которого было спроектировано еще большим по своим физическим размерам и крупномасштабным по отдельным деталям. Здание выстроено со значительным отступом от красной линии и отделено от улицы широкой полосой бульвара. Многофункциональность корпуса учебного заведения открыла перед архитектором возможность заложить особые характеристики при проектировании студенческой столовой, спортивного зала. Выраженная тяга к образной экспрессии, динамика сочетаний элементов учебного корпуса превратили здание Уфимского железнодорожного техникума в одно из ярких архитектурных сооружений предвоенной Уфы.

Увы, время не пощадило этого творения архитектора Вайднера. В 1934 году ликвидируется «Башжелдорстрой», а направление строительства железной дороги изменяется в связи с развитием растущих индустриальных центров – Магнитогорска и Новокузнецка. Все средства направлялись для доставки на металлургические гиганты уральской железной руды и сибирских коксующихся углей.

Первоначально в здании Управления «Башжелдорстроя» был размещен комбинат «Востокнефть», в 1944 году преобразованный в производственное объединение «Башнефть». С началом войны в здании разместили Башкирский сельхозинститут, а помещения вуза передали для развертывания одного их эвакуированных в Уфу оборонных заводов.

Здание железнодорожного техникума в 1940 году было передано открывшемуся авиационному техникуму. С 1963 года в них начинается размещение Уфимского авиационного института. Не посчитавшись с их архитектурно-стилистическими особенностями, корпуса перестроили, нарушив их выразительные преимущества, и на протяжении всего квартала по улице Пушкина протянулся учебный корпус, утративший стилистическую выразительность первоначального фасада.

Автор:Радмир ЯНГИРОВ
Читайте нас: