Все новости
ХРОНОМЕТР
31 Октября 2021, 18:00

Три генерала. Часть первая

То, что жизнь рождает сюжеты, которые не придумать ни одному писателю – факт давно известный. Вот биографии трех людей, трех генералов, чьи имена так или иначе связаны с Уфой. Жили эти люди в одно и то же время, но выбрали разные дороги. Их биографии говорят сами за себя, давая пищу для размышлений.

ГЕНЕРАЛ БАНГЕРСКИЙ

 

Рудольф Карлович Бангерский, а по-латышски Rūdolfs Bangerskis родился в семье фермера в Рижском уезде Лифляндской губернии в 1878 году. В 1895 году по окончании школы он поступил на военную службу вольноопределяющимся в Рижский учебный унтер-офицерский батальон, затем, отслужив год в пехотном полку, поступил в Санкт-Петербургское пехотное юнкерское училище, которое он и окончил подпоручиком в 1901 году.

Бангерский участвует в русско-японской войне в августе 1905 года и получает за боевые отличия чин поручика и орден святой Анны 4-й степени. Но война заканчивается, и дальше следует рутинная армейская служба без видимых перспектив. Правда, в июле 1914 года он успевает окончить курс Николаевской военной академии (Академии Генерального штаба), что открывает пути для военной карьеры, но в мирное время эта карьера не очень-то тороплива, так как продвижение возможно лишь при появлении вакансий.

Все меняет 1914 год – начинается Первая мировая война, которая круто изменит жизнь штабс-капитана русской армии Бангерского…

Огромная убыль офицеров на фронте резко ускоряет оставшимся продвижение по службе: в декабре 1914 года Бангерский производится в капитаны (соответствует нынешнему майору), 20 октября 1916 года – в подполковники, а 11 февраля 1917 года за боевые отличия становится полковником. Он кавалер орденов св. Анны 4-й, 3-й и 2-й степеней, св. Станислава 3-й и св. Владимира 4-й степеней, солдатского Георгиевского креста, и даже при Временном правительстве был награжден Георгиевским оружием за храбрость… Казалось бы, все хорошо, но 1917 год перевернул всю жизнь не только полковника русской армии Бангерского.

Весной 1918 года судьба забрасывает Бангерского на Урал: сначала в Троицк, где большевики увольняют его из армии, а затем в Екатеринбург, в котором на тот момент власть большевиков.

Но в июле 1918 года Екатеринбург занимают белые, и воинская служба Рудольфа Карловича возобновляется: сначала он исполняет обязанности дежурного генерала штаба гарнизона Екатеринбурга, затем занимает ряд других должностей, в том числе начальника штаба 7-й Уральской горных стрелков дивизии, а затем он назначается начальником 12-й Уральской стрелковой дивизии Западной армии белых. В этом качестве он, произведенный Колчаком в чин генерал-майора, и примет участие в наступлении войск Колчака на Самару весной 1919 года и отступлении ее сначала к Уфе, затем к Челябинску, а потом и в Сибирь.

26 мая 1919 года 12-ю дивизию Бангерского включили в Уфимскую группу войск, которой предстояло оборонять от красных войск Фрунзе Уфу и держать рубеж на реке Белой. Бангерскому же пришлось прикрывать отход белых через Урал в Сибирь.

1 октября 1919 года Бангерский принял командование Уфимской группой войск, и во главе этой группы участвовал в крайне тяжелом и трагическом для белых отступлении в Восточную Сибирь, вошедшем в историю как Великий Сибирский ледяной поход.

В Чите 15 марта 1920 года на базе Уфимской группы под командованием Бангерского был сформирован 1-й Забайкальский корпус, а затем он командовал Уфимской стрелковой дивизией, куда входил 4-й Уфимский генерала Корнилова полк. Постановлением совещания представителей башкир от 15 июня 1920 г. зачислен в списки почетных казаков (Иль-джигиты) Башкирского войска.

В составе войск Временного Приамурского правительства с августа 1921 года уже генерал-лейтенант Бангерский командовал II корпусом, который в ноябре 1921 года был разгромлен красными, и его остатки смогли спастись лишь тем, что ушли в Китай. Сам генерал через Харбин, Владивосток, Шанхай, Марсель и Париж добрался, наконец, до своей родины – Латвии. Так завершилась жизнь русского генерала и началась жизнь генерала латышского.

Латвия встретила генерала с распростертыми объятьями: чины, должности, награды буквально посыпались на него. Сначала он стал командиром 1-й Курземской дивизии. Это не было дискриминацией генерал-лейтенанта, ибо при величине латвийской армии дивизия фактически соответствовала округу в России. Затем Бангерский побывал министром обороны Латвии, начальником генштаба, вновь министром обороны; затем командовал 3-й Латгальской и 4-й Земгальской дивизиями, а затем возглавлял Техническую службу армии и был начальником Высших военных курсов (латышский аналог Академии Генерального штаба). В 1925-м Рудольф Бангерский, то есть Рудольфс Бангерскис, получил чин полного генерала. Он был награжден многими орденами Латвии, и в 1936 году вышел в отставку по возрасту, перейдя на работу в коммерческую фирму. Так завершилась жизнь латышского генерала Бангерскиса.

Летом 1940 года Латвия вошла в состав СССР. Бывший белый генерал решил укрыться от новых властей на хуторе и заняться сельским хозяйством. Но скрываться пришлось недолго: 22 июня нацистская Германия напала на Советский Союз, и вскоре немецкие войска заняли территорию Латвии. И тут произошло на первый взгляд не совсем понятное: бывший офицер русской императорской армии, участвовавший в войне против Германии в 1914–1917 годах и награжденный за это многими наградами, в том числе знаменитым Георгиевским оружием «За храбрость»… пошел на сотрудничество с немцами.

Бангерский, уже имевший опыт формирования латышских национальных частей и командования ими (в 1915 году он принимал участие в создании латышских стрелковых полков русской армии и затем командовал двумя из этих полков) принял активное участие в создании в 1943 году Латышского легиона СС, получив от немцев должность генерал-инспектора этого легиона и звание группенфюрера СС, что соответствовало генерал-лейтенанту. Хотя немцы не допустили Бангерского до прямого командования легионом, но его огромную работу по формированию и обеспечению этих эссовских войск нельзя недооценивать. А уж о том, что национальные формирования СС во многом превосходили по жестокости и кровожадности чисто немецкие формирования, тоже хорошо известно. Так из молодого латыша, добровольно пошедшего вольноопределяющимся в русскую армию, получился генерал одной из самых зловещих организаций в истории человечества. И совсем неуместно здесь любимое ныне уточнение, что войска СС и каратели из СС это разные вещи – подчинялись они одним и тем же лицам (рейхсфюрером СС был Генрих Гиммлер) и структурам, делали одни дела.

После отступления немцев осенью 1944 года Бангерский ушел вместе с ними в Германию и в январе 1945 года обосновался сначала в Любеке, а затем в Потсдаме, где 20 февраля 1945 года состоялось учреждение Латышского национального комитета, президентом которого был единогласно избран группенфюрер СС Рудольфс Бангерскис. На первом же своем заседании Комитет объявил себя Временным правительством Латвии в изгнании и сразу же избрал Бангерскиса президентом Латвии.

Но пришел май 1945 года, и наступила новая жизнь генерала Бангерского – жизнь военнопленного в английской зоне оккупации. Его не выдали советским властям, напротив – 25 декабря 1945 г. он был освобожден англичанами. Остаток жизни проживал в Западной Германии и в 1958 (по иным источникам, в 1955) году погиб в автокатастрофе: в ночь на 25 февраля на пустынной улице в Ольденбурге Бангерский был сбит автомашиной, которая с места преступления скрылась. Он был доставлен в госпиталь и в тот же день умер от полученных травм. На этом завершилась земная жизнь генерала Бангерского.

Но началась новая – жизнь кумира нынешних латышских националистов и национального героя Латвии: 16 марта 1995 года – в День латышского добровольческого легиона СС – на Братском кладбище в Риге, на самом почетном месте – у скульптуры Матери Латвии, его останки, доставленные из Германии, были в торжественной обстановке перезахоронены.

 

Продолжение следует...

Автор:Владимир АГТЕ
Читайте нас: