Этикет и обращение на «вы» к собственному супругу
Большинство догм, которые использовались, касались регламентирования самой щепетильной темы человеческих отношений – гендерного различия и отношений между мужчинами и женщинами. Жизнь дворян и без этого регулировалась этикетными ограничениями при малейшем телодвижении. Соблюсти определенные условности нужно было при первой встрече, прощаясь, ожидая визита, принимая гостей или отправляясь к ним, даря подарки и уж, тем более, отправившись на бал. Это и отличало дворянство от других слоев населения – крестьянства или духовенства.
Правил было столько, что выучить их за день-два было попросту невозможно, поэтому манерам обучали с детства, ведь нужно было не просто вести себя определенным образом, но еще и вести светскую беседу, а это отдельная наука. Причем глубина знаний здесь не играла никакой роли, важно было уметь говорить обо всем и сразу. Умело переходя от одной темы к другой. Это требование объяснялось тем, что разговор должен был быть интересен всем собравшимся (в том числе и совсем юным дамам), а потому затрагивать максимально возможное количество тем.
Вечера было принято проводить в обществе
Дворянство отличалось еще и тем, что все друг к другу обращались на «вы», это можно увидеть в русской классической литературе, где масса примеров, как супруга обращается так к мужу, а брат – к сестре. Это еще один способ держать себя в рамках приличия, пусть даже с человеком и связывают очень тесные взаимоотношения.
Огромную роль играл внешний вид: прежде чем отправиться в свет, дворянин должен был нарядиться. Прийти одетым кое-как считалось неприличным, чего доброго подумают, что он обеднел, а это тоже было моветоном. Вообще о деньгах было принято говорить так, словно их много, в достатке или избытке. Бедность и ограниченность в средствах в этих кругах считались неприличными и постыдными.
Тот, кто считался отличным собеседником, был востребован в любом обществе.
Светская жизнь, которую должны были вести все дворяне, подразумевала постоянное общение. Было необходимо поддерживать связь со всеми приятелями и знакомыми. Для этого ходили друг к другу в гости, это именовалось «визитами». Причем визитер мог прийти и без приглашения, но ожидать в «предбаннике» или коридоре приглашения от лакея, который докладывал хозяевам дома о прибывшем. Входил только после приглашения по факту. Впрочем, в визите могли и отказать.
Большинство домов, считающихся модными, чьи хозяева вели насыщенную светскую жизнь, с утра пораньше готовились ко встрече многочисленных визитеров, а хозяева то и дело занимались их приемом и развлечением.
Было принято совершать ответные визиты, причем это считалось обязательным условием. Чаще время для визитов было утреннее – до завтрака или до обеда. Особо приближенных гостей могли пригласить к столу. Если визитер пришел, а хозяина не было дома, либо же он не смог его принять по причине болезни или занятости, то гость оставлял визитку. Ее специально загибали определенным образом, для того чтобы была понятна цель визита. Верхний правый – поздравление, нижний левый – заходил попрощаться, нижний правый – соболезнование утрате, поддержка.
Познакомиться просто так было нельзя, официально знакомыми люди считались только после того как их представили друг другу, причем сделать это должен был кто-то третий – общий знакомый. Старшим (женщинам) называли имя, фамилию, титул, а они в ответ представлялись сами.
Балы и другие светские развлечения
Учитывая, что даже обычная бытовая жизнь была регламентирована массой правил, когда речь заходила о массовых светских мероприятиях, количество требований только увеличивалось. Балы являлись основным развлечением тех времен: конец XVIII–середина XIX века – расцвет бальной культуры, которая диктовала свои условия.
О том, что та или иная семья проводит бал, становилось известно заблаговременно. Пригласительные рассылались примерно за неделю. Ведь приглашенным еще предстояло выбрать наряды, в которых они бы явились на мероприятие. Девицам обсудить друг с другом прически и цвет платьев, швеям закончить последние приготовления, маменькам дать последние наставления. В общем, дел было невпроворот.
Балы-маскарады были еще одной востребованной формой развлечений.
Время прибытия на бал зависело от того, кто приглашал. Если речь шла о придворном мероприятии, то явиться следовало на час раньше. Если приглашали дворяне, то стоило, напротив, задержаться. Гости сначала приветствовали хозяев, затем уже остальных своих знакомых, даже если для этого приходилось пройти через всю залу. Входить в зал по одному было неприлично, к тому же, каждого входящего представляли собравшимся.
Не хочешь танцевать? Заставим!
Следующая весьма забавная традиция – ангажирование дам. Несмотря на то, что это подавалось как приглашение, и дама вполне могла отказаться, все это очень похоже на дележку и благотворительность. Но обо всем по порядку.
Девушки на выданье и молодые люди, соглашаясь прийти на бал, соглашались и обязательное условие: пришел – танцуй. Причем если был какой-то дефицит девушек или кавалеров, то танцевать нужно было бы и с теми, кто неприятен. Но, даже подать вид, что тебе скучно с этой дамой – нельзя, необходимо было искренне и живо проявлять к ней интерес. Хозяин дома и его сыновья должны были потанцевать с каждой дамой за вечер, то есть хозяева-мужчины таким образом выказывали свое радушие.