Все новости
ХРОНОМЕТР
14 Октября 2020, 14:41

Георг Гегель и Башкортостан (сверкание прусского Эвереста)

Он умер в 1831 году. Ровно 189 лет назад. Но до сих пор не чуждым философии людям кажется – как будто вчера. Он современен, актуален, он говорит с нами на равных. К тому же загадок и споров, «страстей по Гегелю» не убывает, а все время пребывает.

Он – философ, сотканный из сплошных загадок. В университете меня учили, что он предшественник марксизма. Монархисты говорят, что он – теоретик прусской монархии. В церкви его иной раз полагают безбожником, а у атеистов его учение наоборот, величают «утонченной поповщиной». Один человек вообще как-то признался мне, что считает Гегеля «притащившим на запад китайскую философию». Он ее смолоду изучал, а отсюда вырос, якобы, и марксизм, построенный изнутри на китайском коллективизме, чуждом и неожиданном, а потому особенно оригинальным и манящим для Европы.
Если говорить о нас, применительно к Башкортостану, то ведь республика живет сейчас именно по Гегелю, в полном соответствии с его политической теорией. Русская мысль, превосходя германскую в области эстетических, изобразительных форм, и даже частично в области техники, существенно отставала в области онтологического осмысления бытия. Россия, в отличие от Германии, так и не породила школу КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ, а русские философы, даже самые выдающиеся, на германский стандарт выглядели бы не более, как философствующие публицисты.
Лично я очень благодарен Германии, подарившей мне классические философские знания. Тезисы Гегеля – вершина, прусский «Эверест» классической философии. Они обогатили собой и Белинского, и Герцена, и Станкевича, и Бакунина, и многих так называемых «славянофилов», они сформировали популярных у нас Маркса и Энгельса, Бауэра, Штрауса и Фейербаха, Лассаля и прочих, то есть философский импорт определил будущее мировоозренческое развитие России.
Гегель – это систематизация «Абсолютной идеи». Гегель – это диалектика развития. Гегель – это преодоление разрыва между внешним познаваемым миром и познающим человеком, исследователем. Именно Гегель пошел дальше И. Канта, преодолев «вещь в себе» и разрушив ее кажущуюся непостижимость. Гегель – это подлинная революция методологии мышления, хотя сама его биография отнюдь не революционна, и не богата событиями. Георг Вильгельм Фридрих Гегель – а таково его подлинное имя – был профессором в крупнейших университетах – в Иене, Гейдельберге и Берлине. Он жил кабинетным ученым, и им же скончался, не будучи ни пламенным оратором, как Фихте, ни бурным бунтовщиком, как Фейербах. Его участие в политической жизни было сугубо консервативным, а его редкие путешествия (как знаменитая поездка в Голландию) – весьма комфортабельно обставлены. У Гегеля – если говорить предельно сжато – материальный мир есть самореализация и саморазвитие Идеи, Духа, Мышления. «Все свершается в Духе», или, по крайней мере, «сперва в Духе» – вот душа гегелевского учения.
Из области «чистой логики» Идея «отчуждает» себя в природу, так что природа для Гегеля всего лишь есть лишь «инобытие» Идеи, раздробленность и протяженность Идеи, как писал сам Гегель – «внеположенности ее частей». В этой раздробленности Идея проходит три стадии возврата к самой себе – механическую ступень, химическую и органическую. Пройдя через эти ступени, Идея возвращается сама к себе, порождая в «конце пути» человеческий дух, познание и осознание природы, наконец, самою философию, как начало и конец этого диалектического процесса.
Это сложновато понять без специальной философской подготовки, но попробуйте вообразить себе воздух, с силой втолкнутый в водную среду: он сперва идет вглубь воды, потом формируется там в пузырек, и в виде пузырька поднимается на поверхность, чтобы вновь стать воздухом, атмосферой, утратив свою круглую форму шарика в воде. Примерно такова гениальная мысль Гегеля, которую немец, мыслящий абстракциями, понимает сразу, а для русского, мыслящего образами, картинками, необходимо пропустить через метафору.
Гегель создал и целую энциклопедию диалектики. Если говорить совсем кратко и упрощенно, то диалектика – это учение о развитии путем борьбы противоположностей. Хотя многие видят в диалектике противницу христианства, Гегель не был врагом христиан, а его ученики развивали его учение в церковном духе, отстаивая личное бессмертие и личного Бога.
В мире Гегеля единое теряет себя во многом, чтобы затем вновь обрести себя как единое. После Гегеля философия уже не развивалась ввысь, а скорее, деградировала. Она породила упрощенно-примитивные схемы марксизма, диалектического материализма, исходящие из примитивнейшей посылки: реально только то, что я вижу и трогаю; до чего не могу дотянуться, руками или умишком – того и не существует. Таким образом, Маркс «испортил» Гегеля, вместо абсолютного Духа абсолютизировав дух, мышление, волю и возможности заурядного исторического человечка, как, якобы «вершины мироздания».
Георг Гегель, с 1818 года официальный философ Прусской монархии, писал, что формы общества – семья, «гражданское общество» и государство находят себе лучшее воплощение в сильной, индивидуализированной власти, умеренной народным представительством. Гегель требовал «просвещенного авторитаризма», «автора» для социального строя, хотя признавал, что главное для истории человечества – достижение свободы. Однако свобода у Гегеля (у которого «все действительное разумно, все разумное действительно») не есть произвол и каприз толпы, а великий труд политического образования и ответственности масс.
Сильная и персонализированная исполнительная власть у Гегеля (как и у нас в Башкортостане) не просто «дарит», «швыряет в толпу» демократические свободы, а мудро делегирует народу ту часть политических свобод, которые народ в настоящий момент в состоянии принять ответственно и конструктивно. Иначе – отмечал Гегель – хаос.
Сильная Власть удерживает до поры до времени некоторые химероидные, только кажущиеся свободами «права толпы», вовсе не от тиранства, а по причине своего стремления сохранить порядок и удержать общество от сползания в энтропию. Власть стремится к свободе народа, даже мечтает о ней, но не может в этом вопросе торопиться, не может обогнать маховик духовного преображения к лучшему масс населения...
***
Каждый культурный человек обязан иметь среди своих книг «Феноменологию духа» и «Науку логики», «Философию права» и «Введение в философию» Гегеля. Это основные труды гениального философа, без знания которых трудно претендовать на звание культурного человека. Но читая их, получаешь не только наслаждение общением с гением. Начинаешь думать – как же это могли пропустить в печать при коммунистах? Так может быть, зря институт Маркса и Энгельса в СССР перевел в свое время все труды Гегеля?!
Александр СТРЕЛЕЦ