Все новости
ХРОНОМЕТР
26 Июля 2020, 13:58

Памятные менгиры в честь древних письменностей

Во введении к своей книге «Рунические письменности Евразийских степей» известный тюрколог Игорь Леонидович Кызласов отмечает, что очень мало внимания уделяется у нас древним алфавитам, и пишет: «Еще на заре отечественной тюркологии исследователи систематизировали письменные памятники в соответствии с употребленными при их создании алфавитами. Ныне известны тюркоязычные тексты, написанные на рунических, уйгурском, арабском, манихейском, брахми, латинском, греческом (юнанском), кириллическом, армянском, согдийским, сирийском, тибетском алфавитах и начертанные иероглифами».

В краеведческих статьях, опубликованных на страницах газеты «Истоки», мы познакомили читателей с древними граффити (текстами на поверхности артефактов), обнаруженными на территории нашей республики.
Мы предлагаем установить памятные знаки древним письменностям наших предков в столице республики (например, в виде памятных менгиров, выстроенных в ряд, на территории у памятника Салавату Юлаеву), а также в тех районах, где обнаружены артефакты (граффити). На шоссе при въезде на территорию района республики подобный знак, например, руническому письму, будет смотреться очень достойно.
Какие же виды письменностей использовали наши предки?
1) Иероглифическое письмо. Граффити с использованием этой письменности найдены на территориях Бирского, Зианчуринского, Нуримановского районов и в Уфе.
2) Гетерографическое письмо. Граффити обнаружены на территориях Бирского, Зианчуринского, Нуримановского, Иглинского районов и в Уфе.
3) Клинопись. Спорное клинописное письмо обнаружено в единственном экземпляре в Аскинском районе. Оно нанесено на кладочный камень стены мавзолея у села Староказанчи.
Иероглифы, гетерограммы, клинопись использовали на территории нашей республики в XXX–VI в.в. до н.э.
4) Рунические письменности. Граффити с руническими текстами есть на территории Аскинского, Альшеевского, Баймакского, Давлекановского, Зианчуринского, Зилаирского, Кугарчинского, Учалинского, Хайбуллинского, Чекмагушевского районов и в музеях Уфы.
Руны использовали на наших землях с VI в. до н.э. по XVI в. н.э.
5) Письмо кхарошти. Граффити с письмом кхарошти обнаружены в Бижбулякском, Баймакском, Зианчуринским, Хайбуллинском районах.
Письмо кхарошти использовали с IV в. до н.э. по IV в н.э.
6) Письмо брахми. Граффити – в Бижбулякском, Баймакском,
Зианчуринским, Хайбуллинском, Учалинском районах и среди экспонатов уфимских музеев.
Письмо брахми использовали с VI века до нашей эры по XI век нашей эры. На территории Башкортостана первые брахмиписьменные тексты известны с II века нашей эры.
7) Арамео-сирийские письменности. Граффити с этими письменностями имеются в Абзелиловском, Бижбулякском, Баймакском, Хайбуллинском, Зианчуринским районах и в музеях Уфы. Как и письмо брахми, арамео-сирийские письменности встречаются в башкирских, чувашских, марийских, мордовских украшениях женской национальной одежды повсеместно на территории нашей республики.
Арамео-сирийское письмо известно со II века до нашей эры. На наших землях им пользовались со II по XIII века нашей эры.
8) Манихейское письмо. К настоящему времени известен факт находки трех артефактов, а именно серебряных браслетов в Зианчуринском районе (село Башкирская Ургинка), тексты которых выполнены этим видом письма. Манихейское письмо использовали в III веке нашей эры.
9) Хазаро-караитские письменности. Граффити с этой тюркской разновидностью письма иврит найдены в Абзелиловском, Бижбулякском, Баймакском, Давлекановском, Зианчуринским, Зилаирском, Караидельском, Салаватском, Хайбуллинском районах. На некоторых экспонатах уфимских музеев также имеются такие тексты.
Хазаро-караитское письмо, как тюркская разновидность иврита, на землях республики использовали в IV–XI веках нашей эры.
10) Глаголица. Письмо глаголица обнаружено в единственном экземпляре в Хайбуллинском районе (эпитафия, село Байгускарово). На эпитафии указана дата: 81 год хиджры (700 г. н.э.). Вообще этот вид письма редко встречается на территории современной России.
11) Уйгурское письмо и его разновидности. Граффити, выполненные уйгурским письмом (и его разновидностями: согдийское – монгольское – калмыцкое письмо), найдены в Баймакском, Бирском, Зианчуринском, Зилаирском, Караидельском, Салаватском, Стерлитамакском, Учалинском, Чекмагушевском районах.
Время возникновения уйгурики точно неизвестно. На наших землях использовали это письмо в VII–XII веках нашей эры.
12) Таласско-сирийское письмо. Тексты (сулпы в количестве пяти штук) обнаружены в Мелеузовском районе.
Точное время использования этой письменности трудно определить. Письмо возникло в I веке нашей эры; памятник, найденный в нашей республике (эпоху находки датировали, опираясь только на нотное письмо, обнаруженное вместе с текстами данного письма), относится к 350–639 годам нашей эры.
13) Письмо пехлеви. Единственный документ, выполненный этим вида письма, найден в Баймакском районе и сейчас находится среди экспонатов Темясовского историко-краеведческого музея.
Использовали это письмо только в первом веке нашей эры.
К вышеперечисленным письменностям следует добавить старинное нотное письмо. Нотные книги, оформленные в виде украшений (сулпы), встречаются на территории республики повсеместно.
Также следует упомянуть единичные случаи использования вавилонских чисел (находка сделана в Давлекановском районе) и египетских чисел (текст с использованием этих чисел обнаружен в Зилаирском районе).
Древние граффити нашей республики разнообразны. Это и сулпы, и кумбазы, и монеты, и награды, и эпитафии, и нотные книги (подвески), и оружие, и наскальные письмена и надписи на поверхностях предметов домашнего обихода.
Большинство вышеперечисленных письменностей имеют несколько разновидностей, в зависимости от времени исполнения, места применения (государство) и назначения (религия). Всего – более 30 алфавитов. Некоторые алфавиты были придуманы для новых религий, которые принимали наши предки, некоторые появились по прихоти правителей в результате проводимых ими письменных реформ.
Кстати говоря, в некоторых областях РФ возводят, например, памятники букве «Ё», но никто еще, кажется, не додумался воздвигнуть памятники древним письменностям. Мы можем быть первыми. Это наша история, это послания наших предков нам.
Александр ЗАЛЕСОВ, Иршат ЗИАНБЕРДИН