Все новости
ХРОНОМЕТР
27 Мая 2020, 12:31

Доброе утро, Илишевский район!

Когда знакомишься с историей Илишевского района, просто поражаешься наличию здесь культурных, духовных и спортивных учреждений, а также памятников природы.В районе функционируют 50 клубных учреждений, 30 библиотек, историко-краеведческий музей, музей дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева и его филиал в д. Ташчишма, детская школа искусств, кинотеатр Мусы Гареева, Башкирский историко-культурный центр имени Мусы Гареева.

В пользовании сельчан находятся: парк культуры и отдыха с самыми современными аттракционами, конно-спортивный комплекс «Кара-Юрга», 154 хорошо оборудованных спортивных сооружения, в том числе 48 спортивных залов, две спортивные школы, плавательный бассейн с двумя чашами, физкультурно-оздоровительный комплекс в с. Верхнеяркеево. В детско-юношеской спортивной школе № 1 имеются 3 спортивных зала: теннисный, тренажерный, борцовский залы и прекрасно оснащенная лыжная и хоккейная базы. Имеется стрелковый тир в ДОСААФ.
Музей Мусы Гареева
Музей дважды Героя Советского Союза Мусы Гайсиновича Гареева расположен в центре с. Верхнеяркеево Илишевского района Республики Башкортостан. Открытию музея предшествовала большая и кропотливая работа по его созданию. Решение об организации музея на Родине Героя было принято руководством Республики Башкортостан и Илишевского района после кончины М.Г. Гареева в 1987 году, в целях увековечения его имени в народной памяти.
Привлекательный двухэтажный деревянный дом, перед ним на мраморном постаменте бронзовый бюст – это памятник и музей одного из самых выдающихся летчиков-штурмовиков Великой Отечественной войны, дважды Героя Советского Союза. Музей был построен к 70-летию со дня рождения М.Г. Гареева. Открытие состоялось 8 июля 1992 года. В тот же день состоялось открытие его филиала в д. Таш-Чишма, где Муса Гареев провел свое детство и куда приезжал в зрелые годы.
Огромную помощь по формированию фондов музея оказала семья Гареевых, передав личные вещи: обмундирование периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени, предметы быта. Интересные материалы были обнаружены в Центральном архиве кино- фотодокументов, в Центральном архиве министерства обороны: неизвестные фотопортреты, снимки, отражающие результаты боевой работы М. Гареева и его товарищей, сделанные им самим с самолета Ил-2 во время штурмовок позиций и боевой техники противника, отчеты о боевых действиях полка и дивизии, в которых он служил.
Парк культуры и отдыха
Парк культуры и отдыха создан в 1963 г. С 1982 г. площадь территории Парка отдыха составляет 3,98 га. На территории расположены 2 качели по 6 качающихся лодок в каждой, 2 детских аттракциона «Самолет» и «Лошадки», а также цепной аттракцион для взрослых на 12 посадочных мест.
Спортивно-оздоровительный комплекс "Алая Роза"
На живописных приволжских просторах, в 170 км от Уфы, в самом сердце гостеприимной деревни Уяндыково располагается гостинично-оздоровительный комплекс «Алая Роза». Поэтичное название комплекса полностью соответствует такому же поэтичному окружению: комплекс стоит вдали от городского шума и автомобильных дорог, по соседству с ним роскошный лесной массив и река Белая. Романтично, не правда ли!? Удивительно свежий и чистый воздух уяндыковского леса с пьянящим ароматом смолянистой хвои создает неповторимые условия для лечения, оздоровления и просто отдыха!
«Алая Роза» представляет собой комфортный отель альпийского стиля с номерами различной категории, оснащенными комфортабельной мебелью. При гостинице организована бесплатная наблюдаемая парковка. Отдыхающие смогут посетить спа-центр (финская сауна, турецкая сауна, инфракрасная сауна, бассейн, алтайские бочки, гидромассажные ванны, массажные кровати «Нуга Бест»), тренажерный зал, поиграть в боулинг, бильярд, воспользоваться теннисным кортом, мангальной зоной.
На первом этаже гостинично-оздоровительного комплекса расположен уютный ресторан на 120 посадочных мест. Кроме прекрасных завтраков, бизнес-ланчей и ужинов, здесь проводятся праздники различной категории. Свадебные торжества особенно распространены в «Алой Розе», ведь это прекрасная возможность для пары насладиться атмосферой красоты и любви!
Физкультурно-оздоровительный комплекс
Физкультурно-оздоровительный комплекс в с. Вехнеяркеево был открыт 16 августа 2013 г. В нем проводятся занятия по 5 видам спорта: волейбол, армспорт, футбол, хоккей с шайбой, настольный теннис. В 12 группах занимаются 278 детей в возрасте от 4 до 18 лет.
Храм Святого Иоанна Предтечи
Храм Святого Иоанна Предтечи находится в с. Андреевка Илишевского района, воздвигнут в 1820–1821 гг. на средства сельских прихожан. В ней находилась копия иконы Казанской Богоматери. С 1863 по 1875 гг. здесь священником служил Оглоблин Прокопий Николаевич, с 1876–1900 гг. служил его сын Александр Прокопьевич Оглоблин. Последним священником был Иосиф Мосалев (расстрелян в 1934г. в г. Бирске). Храм был закрыт в 1930 г. И снова открыт после реставрации 11 сентября 2004 г. Службу проводит служитель-настоятель храма, иерей Владислав Капп.
Озеро Татыш (Татыш күле)
Озеро расположено на северо-западе Илишевского района. Местами глубина достигает до 7 м. На юге образуется русло, длина которого 1 км, ширина 20–30 м. Озеро является уникальным памятником во многих отношениях. Прозрачная вода, заросли, подводная растительность, раки, улитки. На водной поверхности растут лилии, кубышки, стрелолист, камыш, осока, кувшинки. Водятся плотва, окунь, карась, щука, раки. На берегу встречаются ондатра, нутрия, бобр, гнездятся лебеди.
Визитная карточка района
Илишевский район расположен в северо-западной части Башкортостана. Он граничит с Чекмагушевским, Дюртюлинским, Краснокамским, Бакалинским районами республики и Актанышским районом Республики Татарстан. Общая протяженность границ составляет 332,5 километра. Площадь территории района – 198053 гектара.
Районный центр – село Верхнеяркеево – удобно расположен на пересечении автомагистрали федерального значения Уфа – Казань. В составе района 87 населенных пунктов, объединенных в 22 сельских поселения.
По состоянию на 1 января 2020 года численность постоянного населения района составила 31708 человек.
В структуре регионального хозяйства основными отраслями экономики территории являются агропромышленный комплекс, обрабатывающие производства, строительство, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.
Район специализируется на возделывании зерновых культур, разведении скота мясомолочного направления, выращивании картофеля и овощей. Развито пчеловодство. В 10 хозяйствах района выращиваются элитные семена. Все хозяйства обеспечиваются высококачественными семенами, зернофуражом. В потребном объеме выдается населению зерна. В животноводстве большая работа ведется по наращиванию поголовья скота, увеличению производства молока и мяса.
История района
Находками самого древнего происхождения на территории Илишевского района являются материалы эпохи неолита. Она охватывает V–III тысячелетия до н. э. В этот период каменная индустрия получает свое наивысшее развитие: более усложненной стала двусторонняя обработка камня, наряду с этим появляются и получают широкое распространение новые технические приемы – шлифовка, пиление, сверление. Другой важной особенностью данной эпохи является также появление и повсеместное распространение керамики.
На территории района сейчас известны 3 неолитических памятника, состоящих из Ново-Надыровской, Итеевской, Исян-Елгинской стоянок, расположенных у воды, что объясняется основным направлением хозяйственной деятельности неолитических племен края, в которой ведущая роль принадлежала охоте и рыболовству. На этих памятниках найдены фрагменты керамики с примесью раковины, с орнаментом из отпечатков зубчатого штампа, костяной гарпун, кости животных и птиц.
В Илишевском районе имеется один памятник абашевской культуры – могильник у д. Урняк, состоящий из 28 курганов, восемь из которых были раскопаны. Значительную яркость и своеобразие абашевской культуре придает керамика. Как правило, невысокие острореберные или колоколовидные глиняные сосуды украшены нарядным орнаментом. Абашевцы впервые создали на территории Южного Урала стационарные поселения с наземными постройками жилого и хозяйственного назначения. В середине II тысячелетия до н. э. абашевские племена были вытеснены в Зауралье и частью растворены в своем составе срубными племенами.
Племена срубной культуры (получила свое название по устройству могил в виде бревенчатых срубов) занимали территорию от Дуная до Зауралья. В Илишевском районе в настоящее время известно более 20 памятников срубной культуры: поселений и могильников.
Своих соплеменников срубники хоронили под курганами, которые сооружались вблизи поселений на возвышенных участках. В исследованном кургане Рсаевского могильника, давностью более трех с половиной тысячелетий, центральное погребение, где был захоронен вождь или старейшина рода, было обнесено срубом из дерева хвойной породы, сверху покрытый толстыми жердями. Сруб должен был символизировать в потустороннем мире жилище, в каком он жил до своей кончины. Материалы кургана, в основном глиняные сосуды с характерным орнаментом, выставлены в районном историко-краеведческом музее. Изучение черепов из срубных погребений Башкортостана показало, что население в ту пору было европеоидным. Считается доказанным также, что срубное население принадлежало к числу ираноязычных племен.
К периоду распада ананьинской культуры принадлежит единственный сарматский памятник на территории Илишевского района – небольшой курганный могильник у д. Базитамак. Сарматы, как известно, являлись кочевниками степей и появление их на данной территории очень интересное явление. Названный памятник находится примерно в 150 км севернее основной сарматской территории. Продвижение их так далеко на север, в лесные районы, объясняется, по-видимому, ухудшением климатических условий.
Следы пребывания сарматов здесь относятся к III–II вв. до н. э. В это время они быстро усилились и превратились в грозную для соседей силу. Причиной стал резкий скачок в организации и совершенствовании военного дела. Начиная с III в. до н. э., сарматы усиленно вооружаются узкими и длинными (более 1 м) обоюдоострыми железными мечами, которыми удобнее всего было орудовать верхом на коне. Один такой меч был найден на берегу р. Базы у дер. Череккулево и хранится в Илишевском историко-краеведческом музее.
Нередки находки изображений хищных зверей. Широкое развитие получил культ медведя (отголоски которого до ХIХ в. сохранялись у удмуртов, коми). Иногда медведь изображался в жертвенной позе: с головой, положенной между передними лапами. Образец такого «звериного стиля» свидетельствует о высоком, по тому времени, уровне искусства. Бронзовая пряжка с подобным изображением и другие украшения и предметы вооружения из Кипчаковского («Хан зияраты») могильника экспонируются в Илишевском историко-краеведческом музее.
История районного центра
Говоря об истории районного центра и его названии, следует сказать следующее. Яркеево вначале носило название Елан. Основано оно было, скорее всего, вскоре после вхождения племени Елан в состав России.
Деревня Елан Еланской волости и его житель Янчура Ногаев в опубликованных документах впервые упоминаются в 1664 году. В дальнейшем из этой же деревни в различных документах за 1715, 1722, 1728 гг. говорится о сыне Янчуры Яркее. По ним видно, что Яркей Янчурин был влиятельным вотчинником, возможно, старостой Еланской волости. В 1728 году он возглавлял делегацию башкир в Москву из всех 4-х дорог (Казанской, Осинской, Сибирской, Ногайской) Уфимского уезда в составе 32-х человек для участия в коронации императора Петра II.
Самое активное участие приняло население края в Крестьянской войне 1773–1775 гг. под руководством Е. Пугачева – самом мощном вооруженном выступлении трудовых масс феодальной России против режима крепостнической эксплуатации и политического бесправия.
Илишевцы покрыли себя неувядаемой славой в войне 1805–1807 годов, в Отечественной войне 1812 года, Крымской кампании 1853–1856 годов.
Илишевцы сплачивались и поднимались на борьбу с белогвардейцами. После изгнания контрреволюционеров из Башкортостана, в составе Красной Армии, они участвовали в освобождении городов Ижевск, Екатеринбург, сражались под Петроградом, на Дальнем Востоке, в Крыму.
Сегодня в Илишевском районе дружно живут и работают башкиры, татары, русские, марийцы, удмурты и представители других национальностей.
Илишевцы выдержали и лихолетье Гражданской войны, и трудности социалистических преобразований, и лишения Великой Отечественной войны, и тяготы послевоенного восстановления хозяйства. В сложные переходные и кризисные годы жители района по-прежнему сохраняют верность своей земле.
Подготовил Виктор КАРЕЛИН
Читайте нас: