Шаляпиномания и дарители
Все новости
ХРОНОМЕТР
8 Мая 2020, 14:24

Ландскнехты ХХI века

Наемники… Это слово кажется пришельцем из седой древности, из тех времен, когда по дорогам Европы двигались ощетинившиеся волнистыми клинками фламбергов и острым железом алебард отряды бойцов, облаченных в яркие одежды, – ландскнехтов, продававших свое умение воевать тому, у кого мошна туже набита полновесным серебром. Но, как известно, история повторяется – пусть и на ином уровне.

Причем повторяется, вразрез с цитатой из классика, именно как трагедия: сегодня человечество заново переживает то, что давно уже кануло в Лету, снова болеет, казалось, давно забытыми, побежденными болезнями – как физическими, вроде холеры или полиомиелита, так и социальными, вроде рабства. Причем переживает страшнее. В самом деле: раньше полиомиелит лечить не умели, и если человек заболевал, что можно было поделать? Но когда болезнь поднимает голову и плотоядно скалится, несмотря на то, что для избавления от нее всего-то и нужно, что капнуть ребенку в рот каплю вакцины, – тут отговорок просто нет и быть не может. Точно так же и с рабством: страшно видеть, как после крушения колониальных империй в рабство вновь фактически ввергнуты целые страны.
И точно так же выходит на новый уровень наемничество – только теперь бойцы наемных отрядов зовутся не ландскнехтами, а «сотрудниками частных охранных фирм».
Бойня на площади Нисур
…Воскресенье, 16 сентября 2007 года, было для жителей Багдада обычным днем. Разморенные жарой горожане не обращали особого внимания даже на блокпосты и американских пехотинцев – за несколько лет, что минули после скоротечной войны и свержения под надуманным предлогом режима Саддама Хусейна, оккупанты примелькались. По одной из улиц двигалась колонна машин под охраной внедорожников, набитых вооруженными людьми, – это сотрудники Государственного департамента США направлялись на встречу с представителями американского агентства по международному развитию. И это тоже никого из багдадцев не удивляло: привыкли.
Как говорится, «ничто не предвещало».
Но едва конвой выехал на площадь Нисур, началась стрельба, и вопли застигнутых врасплох горожан потонули в грохоте пулеметов и треске штурмовых винтовок. «Кинетическое событие», как теперь на американском новоязе называют бой, оказалось скоротечным: конвой мгновенно скрылся, оставив на площади россыпи еще горячих отстрелянных гильз. А еще – 17 убитых и более двадцати раненых иракцев.
Мнения о том, что произошло на площади, разделились. Согласно заявлению американской стороны, конвой поджидала засада: при его появлении было приведено в действие взрывное устройство, после чего «террористы» открыли огонь из автоматического оружия. Согласно иракской версии, все было иначе – охрана конвоя без предупреждения расстреляла людей, «показавшихся подозрительными». Как бы то ни было, никто из американцев – ни из дипломатов, ни из бойцов охраны – не пострадал. В отличие от мирных иракцев.
И может быть, как ни страшно это звучит, на этот случай не обратили бы особого внимания – мало ли было подобных примеров? – если бы не один нюанс. Дело в том, что охрану американских дипломатов обеспечивали отнюдь не морпехи или рейнджеры, – нет, это были сотрудники частной фирмы Blackwater, действовавшие, по словам представителей фирмы, «по инструкции и в целях самообороны».
Иначе говоря, это были наемники.
Или, как они предпочитают себя называть, «эксперты по безопасности».
Золотые рыбки в черной воде
Бойня на площади Нисур заставила многих прозреть: оказывается, насстали времена, когда интересы государств защищают не армия и спецслужбы, а сотрудники «охранных фирм». При этих словах в воображении обывателя рисуется в лучшем случае привычная фигура охранника в магазине, большую часть времени чешущего язык с молоденькими продавщицами. Между тем сегодняшние «охранные фирмы» – во всяком случае те, которые получают солидные контракты на работу с правительственными организациями и крупными компаниями, представляют собой не что иное, как настоящие частные армии, оснащенные по последнему слову техники и имеющие на вооружении не только стрелковое оружие, но и боевые вертолеты, и бронетехнику, и самые разнообразные спецсредства, и располагающие тренировочными базами в разных странах мира. Так, в уже упомянутой фирме Blackwater (впоследствии переименованной в Хе, а ныне получившей безликое наименование U.S. Training Center, которое вряд ли что-то скажет обычному человеку, – впрочем, и не должно говорить: наемники работают с другими заказчиками) на постоянной службе находится около 2,3 тысячи человек (из них около тысячи в Ираке). На первый взгляд не так уж и много (хотя две тысячи профессионалов – это две тысячи профессионалов). Однако в резерве у Blackwater числится более 25 тысяч наемников, готовых «прибыть на службу» в любое время. А это, согласитесь, уже совсем другое дело.
К моменту «прославившей» ее бойни на площади Нисур Blackwater, созданная бывшим офицером спецназа ВМС США Эриком Принсом (сам «отец-основатель» успел понюхать пороху в Боснии, на Гаити, на Ближнем Востоке), существовала уже десять лет и уже давно исполняла американские контракты в Ираке, где только «в активной фазе кампании» успели поработать, сменяя друг друга, более 10 тысяч наемников с нашивками Blackwater.
С 2003 года фирма обеспечивала охрану тогдашнего главы гражданской администрации в Ираке Пола Бремера, и ее бойцы поучаствовали более чем в двух сотнях боевых столкновений с иракцами – причем, по статистике, в 84% случаев именно наемники первыми нажимали на спусковой крючок.
Конечно, наемники Blackwater работают не только в Ираке – именно они, например, высадились в Новом Орлеане после урагана «Катрина». Однако именно «иракские» заказы стали для фирмы самым настоящим золотым дном – если в 2001-м фирма получила от правительства США скромные 700 с небольшим тысяч долларов, то в 2005-м – уже 25 миллионов. В 2007 году стоимость «портфеля заказов» фирмы перевалила за миллиард. И словно доказывая верность старого принципа «рука руку моет», основатель фирмы, получавшей жирные контракты от республиканской администрации США в период президентства Джорджа Буша, стал одним из главных спонсоров Республиканской партии.
Но – кого это удивляет?
Псы войны
Конечно, наемники не появились ниоткуда. В каком-то смысле предшественником нынешних частных армий можно считать Французский иностранный легион – более чем специфическую структуру, созданную для исполнения в интересах Франции самой грязной работы, в которой брезговали ковыряться утонченные галлы. Однако подлинного расцвета институт нового наемничества достиг после того, как на него пролился настоящий золотой дождь – пролился благодаря Соединенным Штатам и Великобритании.
Одной из первых ласточек (и это типичный пример развития «контор» такого рода) на частном военном рынке стала американская компания Pasific-Eastern Airlines (PFA), созданная на рубеже 40-х и 50-х годов прошлого века. Основали ее бывшие военные летчики, ветераны Второй мировой. Казалось бы – и что тут такого? Ну, основали и основали. Свободный рынок! Ан нет – практически с самого начала компания создавалась для взаимодействия с вооруженными силами. Так и вышло: практически сразу PFA стала подрядчиком министерства обороны США в сфере перевозки грузов военного назначения. Едва оперившись, PFA при полном содействии ВВС США начала создавать команды контрактников для обслуживания военной техники. В этой сфере компания, переименованная в Dyncorp, работает по сей день. Кроме того, ее сотрудники охраняют посольства США в самых разных странах, обслуживают американские военные объекты за рубежом и даже получают подряды от ООН – «по предложению» госдепартамента США.
Официально к помощи частных армий правительство США впервые прибегло еще в 1974 году: тогда компания Vinnell Corp. была назначена ответственной за подготовку Национальной гвардии Саудовской Аравии. Интересно, что сама Vinnell Corp. принадлежала концерну Northrop Grumman, одному из крупнейших американских (да и мировых) производителей оружия и военной техники. Заниматься же обученные американцами бойцы должны были в первую очередь охраной нефтедобывающих предприятий на территории Саудовской Аравии – тех самых предприятий, нефть которых служит, без преувеличения, кровью американской экономики (кстати, сотрудники вышеупомянутого Dyncorp совместно с фирмой McDermott Oil обслуживают стратегический нефтяной резерв США, а компания Airscan охраняет ангольские месторождения нефти, добычу на которых ведет одна из крупнейших нефтедобывающих компаний, Сhevron).
Интересно и время заключения первого официального контракта – 1974 год, сразу после мощного нефтяного кризиса, потрясшего Запад. Вспоминая об этом кризисе, экономисты обычно говорят, что он обострил интерес к энергосберегающим технологиями. Что ж, как мы видим – не только к ним.
В дальнейшем рынок частных военных услуг увеличивался взрывообразно. Только за период с 1994 по 2002 год госдепартамент обороны США заключил более 3000 контрактов с двенадцатью (из двадцати четырех существовавших в США) частных военных компаний на 300 миллиардов (!) долларов. При этом львиная доля контрактов (90%) получена двумя компаниями, обеспечивавшими снабжение американской армии и ее баз. И почему-то никого не удивил тот факт, что одна из компаний, KBR, являлась подрядчиком компании Halliburton, главой которой в ту пору был Дик Чейни. Да-да, будущий вице-президент США в администрации Джорджа Буша-младшего.
Грязная работа, кровавые деньги
…В 70-х на затерянном в бескрайнем Тихом океане островке Бугенвиль, только что присоединенном к Папуа – Новая Гвинея, разгорелся конфликт. В нем, как нередко бывает, причудливо переплелись интересы национальные и финансовые, и трудно было отделить одни от других. Прежде ситуация на острове регулировалась мандатом ООН, но его срок истек, и стало ясно, что жители Бугенвиля и власти Новой Гвинеи свое будущее видят по-разному. Ситуация усугублялась тем, что бугенвильцы этнически связаны с населением Соломоновых островов, а не с жителями Новой Гвинеи, кроме того, на острове имелась солидная экономическая база: крупные золотые и медные рудники. Конфликт вылился в войну между провозгласившей независимость «Бугенвильской революционной армией» и войсками Новой Гвинеи, в ходе которого погибло около 20 тысяч человек – каждый девятый житель острова.
В этой ситуации власти Новой Гвинеи обратились к английской частной охранной фирме Sandline International, и вскоре английские инструкторы высадились в Порт-Морсби. За скромное вознаграждение в 36 млн долларов фирма взялась «помочь навести порядок» на «мятежном острове». Островитян от наведения «порядка по-английски» спасло только оперативное вмешательство правительства Австралии и части гвинейских военных: все инструкторы были арестованы, а потом и высланы из страны. После этого «вдруг» оказалось, что конфликт вполне может быть разрешен мирным путем: при посредничестве Новой Зеландии прошли мирные переговоры, и правительство Новой Гвинеи пошло на уступки повстанцам.
Вскоре фирма Sandline вляпалась в новую грязную историю – оказалось, что «эксперты по безопасности» поставляли оружие в обход эмбарго ООН в Сьерра-Леоне. Страна захлебывалась в крови, но для экспертов по безопасности деньги, как оказалось, не пахнут. Дело о поставках оружия приобрело большой резонанс, в Англии даже прошли особые парламентские слушания по этому вопросу, но… Но, как считают некоторые, главе компании Sandline Тиму Спайсеру здорово помог его опыт общения с прессой, накопленный во время службы в качестве офицера по связям со СМИ миротворческого контингента ООН в Боснии. Впрочем, гораздо вероятнее, что причиной такой снисходительности властей (дело кончилось всего лишь переименованием фирмы, после чего и сама наемная братия, и ее начальник Спайсер благополучно продолжили работу) стали тесные связи Спайсера с командованием британских вооруженных сил, сил специального назначения (знаменитая SAS) и разведки MI-6.
Косвенно в пользу этого свидетельствует и прямо-таки вызывающее «встречное предложение» по уши замазанного в скандале Спайсера – в то время как ему вменялось в вину нарушение мандата ООН, он предложил… заменить миротворцев ООН наемниками из частных компаний. Мол, так будет проще и эффективнее.
Ну, насчет простоты торговать оружием и нарушать закон – кто бы спорил.
Карт-бланш на убийства
24 июня 1997 года в США прошло закрытое совещание Разведывательного управления министерства обороны, посвященное вопросу «приватизации функций по обеспечению национальной безопасности». Его участники единодушно – так сказать, в лучших демократических традициях – сошлись во мнении: в ближайшей перспективе «частные военные компании станут основным инструментом реализации политики США и их союзников в сфере военной безопасности за рубежом».
Вскоре и МИД Великобритании обнародовал так называемый «зеленый документ» (Green Paper), появления которого с нетерпением ожидали английские наемники, да и не только они. И неудивительно, ведь этот «зеленый документ» носил название «Частные военные компании: правила регулирования» и был разработан в ответ на запрос Комитета по иностранным делам Палаты общин – ради выработки механизмов и правил государственного регулирования действий частных военных компаний.
По сути, принятие этих документов означает, что ведущие игроки на международной политической арене, мощнейшие государства, во многом определяющие обстановку на планете, фактически… делегируют наемникам часть своих полномочий.
Но – почему?
Владимир ЯРЦЕВ
Окончание следует...
Читайте нас: