В период Крымской войны в российской армии появились сестры милосердия. Всё началось с того, что во время битвы при реке Альме Дарья Михайлова, шестнадцатилетняя дочь чиновника, стала помогать перевязывать раненых. Весть о мужестве девушки достигла столицы и лично государя. Николай Павлович приказал вручить ей золотую медаль «За усердие» на ленте к ордену Св. Владимира и 500 рублей серебром – очень немалые по тем временам деньги, а также объявил, что «по выходу её в замужество пожалует ещё 1000 рублей серебром на обзаведение».
». Золотая медаль и деньги были вручены Даше Севастопольской, как стали её называть, великими князьями Михаилом и Николаем, о чём во исполнение воли императора было объявлено по всему Черноморскому флоту. Великие князья исполнили ещё одно пожелание отца – расцеловали от его имени девицу Дарью. Царским сыновьям в ту пору едва минуло двадцать лет, а Даша была очень хороша собой.
Патриотический пример Дарьи вдохновил многих женщин России. В героически обороняющийся Севастополь со всех концов страны стали прибывать сестры милосердия. С исключительным мужеством переносили они тяготы и лишения в осаждённом городе, день и ночь не отходя от больных и раненых, многих из которых сами сестры милосердия и вынесли с поля боя. Среди них было и немало представительниц известных фамилий: Екатерина Грибоедова, сестра автора комедии «Горе от ума», Екатерина Бакунина, дочь сенатора, внучатая племянница фельдмаршала М. Кутузова, Прасковья Орлова, артистка императорских театров. Была среди них и Е. Я фон Вагнер – мать будущего «красного» лейтенанта Шмидта. Кстати, именно здесь, на севастопольских «бастионах чести», куда молодая девушка прибыла из Киева и работала под руководством великого хирурга Н. Пирогова, она и познакомилась с храбрым морским офицером Петром
Шмидтом, не единожды отличившимся в боях с французами и англичанами. Впоследствии П. Шмидт стал её мужем.