Из истории журнала (очень кратко). Датой основания журнала считается февраль 1920 года, когда вышел его первый номер под названием «Мэгэриф эштэре» («Дела просвещения») в городе Стерлитамаке (тогда столица Малой Башкирии). Однако в связи со сложной политической и экономической обстановкой в стране, после издания шести номеров, журнал был закрыт. Журнал был восстановлен в 1924 году и стал выходить под названием «Белем» («Знание») в городе Уфе. С 1931 года журнал издается под новым названием «Культура революцияhы» («Культурная революция»). Под нынешним названием «Башкортостан укытыусыhы» («Учитель Башкортостана») журнал начал издаваться с 1936 года. В 1941–1951 годах в связи с трудностями военных и послевоенных лет журнал не издавался, его издание возобновилось лишь с января 1952 года, и с тех пор журнал выходит регулярно как ежемесячное периодическое издание (12 номеров в год).
Уникальность журнала. «Учитель Башкортостана» – уникальное печатное издание, единственный в республике научно-педагогический и методический журнал, издаваемый ежемесячно и оказывающий практически своевременную (оперативную) методическую помощь работникам образования всех категорий, прежде всего школьным учителям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Она заключается прежде всего в его целевом назначении, в его профессиональной направленности. Цель его – оказать учителям (шире – всем работникам образования) научно-методическую помощь в организации учебно-воспитательного процесса, в повышении их профессиональной квалификации, помочь «не отставать» в своей профессии, «шагать в ногу со временем», соответствовать требованиям, предъявляемым школьному учителю на современном этапе. Это специальный профессиональный журнал учителя, его надежный друг, советчик и помощник. Как профессиональный журнал он объединяет всех педагогов: как работников дошкольных учреждений, так и учителей начальной школы и преподавателей-предметников средних и старших классов, объединяет педагогов разных поколений и разных специальностей.
Уникальность журнала «Учитель Башкортостана» состоит в его многопрофильности (многопредметности), многоаспектности. Он полезен всем. В нем находят новые идеи, нужные практические советы и рекомендации, полезную информацию все педагоги, работающие в разных классах, преподающие разные предметы. Не случайно среди всех журналов республики «Учитель Башкортостана» имеет самую большую читательскую аудиторию, самое большое число подписчиков, является самым читаемым журналом, настольной книгой учителей.
Уникальность журнала проявляется также в его информативности. Он является источником профессиональной информации: каждый учитель черпает из него необходимую, одновременно новую научно-педагогическую и методическую, информацию, что способствует повышению его профессиональной квалификации и росту педагогического мастерства, обновлению системы образования и процесса обучения.
Уникальность журнала заключается и в том, что материалы в нем публикуются на 9 языках: башкирском, русском, татарском, чувашском, марийском, удмуртском, английском, немецком, французском. Правда, большинство статей печатается на двух языках – башкирском и русском, а на остальных языках публикуются лишь статьи, посвященные изучению этих языков.
Создание, становление и развитие журнала тесно переплетены с становлением и развитием образования в республике. Со дня основания он прошел долгий (вековой) путь поисков оптимальных и эффективных форм учебно-воспитательной работы и внес поистине огромный (без преувеличения) вклад в совершенствование системы образования и в формирование интеллектуального потенциала Республики Башкортостан. Даты, события и факты, люди, успехи и достижения, новые идеи, передовой опыт находят отражение на страницах журнала на протяжении многих лет. Его по праву модно назвать летописью системы образования в Республике Башкортостан. Журнал помогает передавать уникальный опыт учителей-новаторов массовому учительству, распространяет новые идеи и находки педагогической науки и практики.
Содержание журнала. Целевое назначение журнала – оказание учителям оперативной (своевременной) профессиональной помощи – определяет его содержание. Каждый номер журнала представляет собой как бы маленькую энциклопедию, которая умудряется вместить в себя огромное количество полезной информации, рассказывая о приоритетных направлениях образования. Здесь печатаются материалы, отражающие политику правительства в области образования, в том числе об изучении и сохранении родных языков народов, населяющих республику; руководящие материалы и нормативные документы об образовании, внедрение в учебный процесс новых технологий, в том числе информационно-коммуникативной технологии (ИКТ), новые методы и приемы в преподавании школьных предметов, практические учебные материалы, контрольные задания, тесты, методические разработки и другие по всем изучаемым в школе учебным предметам; поднимаются для обсуждения актуальные педагогические проблемы на современном этапе (в каждую эпоху), даются консультации и разъяснения по нормативно-правовым вопросам обучения и воспитания; печатаются материалы из опыта работы учителей-новаторов и т.д.
Журнал является высокой трибуной пропаганды новых методических идей, открытой площадкой для обмена мнениями по важнейшим вопросам образования и для распространения передового педагогического опыта.
Все содержание журнала в целом подчинено задаче обеспечения качественного образования в республике.
Публикуемые в журнале материалы структурированы в отделы и рубрики, которые помогают читателю легко ориентироваться в них. Отделы: «Дошкольное образование», «Начальная школа», «Башкирский язык и литература», «Национальные языки и литературы», «Русский язык и литература», «Иностранный язык в школе», «О профессиональном образовании», «Воспитание и дополнительное образование», «Естественные и точные науки», «Управление образованием». «Краеведение», «Ветераны педагогического труда» и другие. Рубрики внутри отделов: «Консультация специалиста», «Это интересно знать» (по русскому языку), «В помощь классному руководителю», «В помощь молодому специалисту», «Для работы с родителями», «В часы досуга» и некоторые другие.
Как видно даже из одного перечня названий отделов и рубрик, журнал очень богат и разнообразен своим содержанием, так что каждый его читатель найдет в нем интересную и полезную (познавательную) для себя информацию.
Главные редакторы. Лицо журнала, его содержание и качество во многом определяются его главным редактором и редакторами отделов. Журнал «Учитель Башкортостана» по праву может гордиться именами тех, кто стоял у истоков его создания, кто развивал его славные традиции, кто обеспечивал его востребованность. Профессионализм сотрудников редакции журнала, их эрудированность и журналистское мастерство подняли авторитет журнала.
В разные годы главными редакторами журнала были: Т.Г. Ченекиев (литературный псевдоним Тухват Ченекей), основатель журнала (1920), Имай Насыйри (1924–1930), С. Гайнуллин (1931–1935), Г. Давлетшин (1936–1938), М. Шагибекова (1939–1941), Г. Ишбулатов (1952–1955), И. Бикметов (1955–1961), А. Шункаров (1961–1966), Г. Иргалин (1966–1969), А. Гарипов (1969–1971), С.Я. Гумеров (1971–2005), Т. Давлетбирдина (2005–2007), С.Г. Каримов (2007– по настоящее время).
Среди всех редакторов, возглавивших журнал «Учитель Башкортостана» в разные годы, особо заметный след оставил талантливый руководитель и организатор Салимьян Ялалович Гумеров, бессменно руководивший журналом в течение 34-х лет. За годы его редакторства журнал стал одним из самых популярных периодических изданий в нашей республике, превратился в «настольную книгу» учителей в прямом смысле этого слова, тираж его в 2005 году (в последний год работы С.Я. Гумерова главным редактором) превысил 36 тысяч экземпляров. Эти годы можно назвать «золотым периодом журнала».
Нынешний главный редактор журнала Салават Гайсиевич Каримов является достойным преемником своего предшественника. Он успешно приумножает добрые традиции: журнал хорошеет из года в год, совершенствуется из номера в номер, становясь все более интересным, содержательным, привлекательным, современным.
Заслуживает много теплых слов работа редакторов отделов, которые, как опытные журналисты, квалифицированные специалисты-профессионалы обеспечивают высокое качество публикуемых материалов журнала.
Авторы статей. Престиж журнала, его популярность и востребованность определяются содержанием и качеством опубликованных в нем материалов. В журнале печатают свои статьи преподаватели вузов республики – доктора и кандидаты наук: они делятся своими открытиями в области педагогической науки, предлагают новые методические идеи, способствующие повышению качества современного образования; делятся своим опытом работы учителя-новаторы: рассказывают о своих первых педагогических открытиях молодые учителя и т.д. Все эти материалы имеют большую практическую значимость и не оставляют равнодушными ни одного из читателей журнала, делают журнал интересным и полезным.
Кроме своего основного назначения – оказания учителям научно-методической и практической помощи в их учебно-воспитательной работе, журнал помогает начинающим ученым (аспирантам и соискателям ученых степеней) опубликовать результаты своих научных исследований и защищать диссертации. Здесь печатаются научные статьи и состоявшихся ученых – доцентов и профессоров вузов республики, Москвы, других регионов страны. Эти материалы способствуют улучшению качества журнала.
Журнал в моей жизни. Журнал «Учитель Башкортостана» сыграл огромную положительную роль и в моем становлении как ученого-методиста, за что я бесконечно признателен и благодарен ему. Я являюсь постоянным читателем журнала, начиная с 1952 года, а стал печататься в нем начиная с 1958 года. С тех пор я опубликовал в журнале более ста статей разных жанров. Журнал меня принял, приняли меня его читатели. Дважды стал Лауреатом журнала – в 2001 и 2013 годах. Журнал стал моим другом, ареной для общения с учителями. Через него я общаюсь с огромной армией учителей, делюсь с ними своими методическими мыслями и идеями, даю им советы и консультации по актуальным проблемам лингвистики (русистики) и методики обучения русскому языку в русской и нерусской школе, передаю свои научные знания и накопленный педагогический опыт молодым учителям, прислушиваюсь к мнениям других и советуюсь с коллегами. Журнал дает мне возможность быть в гуще методических идей, почувствовать свою полезность (нужность учителям) в деле образования. Такая связь является стимулом для рождения новых методических идей, усиливает мое желание плодотворно сотрудничать с журналом и в дальнейшем.
Вечно молодой «старец». «Учитель Башкортостана» – старейший журнал в республике. Но, несмотря на свой вековой возраст, он ничуть не устарел, не перестал быть современным, не потерял свою свежесть. В течение всего периода издания он оставался современным, отражая на своих страницах актуальные для своего времени вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения, всегда соответствовал духу времени, «шагал в ногу со временем». Он и сегодня, как во все времена, остается молодым, способным решать новые задачи, возникающие на современном этапе образовательного пространства, решать их с позиции современной образовательной политики. Оставаться всегда молодым – его функциональный долг.
В связи с вековым (столетним) юбилеем от всей души желаю его нынешнему главному редактору, редакторам отделов и сотрудникам редакции, членам редколлегии, а также всем авторам статей и, конечно, всем читателям журнала крепкого здоровья на долгие годы, новых творческих успехов и морального удовлетворения от своей работы, неиссякаемого вдохновения и энтузиазма, счастья и всех земных благ, а журналу как печатному органу – вечной молодости!
Кабир ЗАКИРЬЯНОВ, профессор Башкирского государственного университета и Института развития образования РБ, постоянный читатель журнала с 1952 года.