Хочу представить подборку стихов удивительно многогранной личности. Искусство – это всегда отражение миропонимания. И этому автору одного вида искусства, чтобы высказаться о том, как она понимает мир, оказалось мало.
Первое, что я услышала о Юлии Пискуновой – это то, что она пишет роман. В литературной резиденции АСПИ в Омске, где она совпала с моей коллегой.
Второе – то, что она композитор. И когда она прилетела в Уфу писать музыку к спектаклю «Снежная королева» в Театре кукол – нас и познакомили.
Третье – что она издала книгу своих стихов «Гдетство» у Даны Курской в издательстве «Стеклограф». И теперь у Юлии Пискуновой аттракцион невиданной щедрости, она дарит её людям – у нее на странице можно скачать ПДФ/ Верстка Гдетство.pdf (файл прикреплен ВК) https://vk.com/wall9801536_18998
Четвертое – то, что Юлия делает прекрасные стеклянные витражи. Фотографии витражей увидела на ее странице в интернете.
В-пятых, Пискунова руководитель ЛИТО «Не воробей» в городе Новосибирске. Цитирую Анну Темникову:
«Я пишу короткие рассказы и стихи. Изначально я присоединилась к языковой арт-резиденции позже, когда старт проекта уже был дан. И мой наставник, куратор литобъединения «Не воробей» Юлия Пискунова предложила нам всем поучаствовать» (из статьи «Сияние поэзии на разных языках и 10 поэтов»).
Люди возникают как предощущение, задолго до того, как появляются в твоей жизни. Вон, когда ещё имя Юлия Пискунова возникло в круге моего охвата, аж в июне 2024.
И настолько меня это пленило, эта её мультижанровость, это явление «маг вне категорий».
Я читала её стихи. Я слушала её музыку в записи. Я была на спектакле, где звучала её музыка. Я разглядывала её витражи на фотографиях, как свет и солнце сквозь них проходят в наш интерьер и в нашу жизнь...
И потом мне приснился сон, где я была в Новосибирске и очень хотела попасть в мастерскую с витражами и так и не успела до конца сна...
Но, может быть, когда-нибудь ещё успею наяву. Подумала, что неслучайное сновидение, может быть, это предвидение. И написала Юлии. А потом позвонила.
Когда мы пересекались с ней в Уфе, то были знакомы пару часов. Когда посетила премьеру «Снежной королевы», написала о спектакле статью, описала свои впечатления.
Потом я читала стихи Юлии и набиралась ещё впечатлений.
И потом столько же проговорили по телефону, нашлось, о чём... Юлия Пискунова легко откликнулась на мою просьбу пообщаться.
И главный вопрос, который меня волновал – как каждый раз она начинала осваивать что-то новое в искусстве?
Когда ты в чем-то уже мастер, то быть неопытным, неумелым новичком сложно психологически, потому что результаты сначала будут обескураживающе низкими. Вот как Юлии удавалось преодолеть этот барьер начального вхождения. Вообще, конечно, в большей части вопрос относился к витражам, ибо есть технология и ремесло, есть сложный материал стекло. Как удалось начать?
Юлия сказала: «Витражи начались просто, с витражных красок. Потом это развивалось. И ещё мне никогда не было легко. И в музыке, которая является профессиональной деятельностью, не было легко... Маленькая девочка из очень небольшого поселка золотоискателей, затерянного в сопках Магаданской области, приехала поступать в музыкальное училище в большой город Магадан...»
Но вот этот опыт про главное, что тебе важно и интересно, а результат приложится после упорного труда и кропотливого освоения-формирования навыков, дала Юлии, наверное, музыка. Быть легкой всегда – за этим часы репетиций.
А про стихи мы так и не поговорили, точнее, я заметила и что меня так поразило в них – свобода отношения к слову, богатое воображение. Вот эта вот детская бесконечная вариативность реальности. И бесконечная вариативность словарных конструкций… Так легко, так звучно, так перебивчато в её стихах звучит язык, так плавится и изменяется ткань и материя сознания и мира.
«Наверное, очень много свободы в детстве было», – заметила я.
«Да, я уходила гулять в детстве в сопки вокруг поселка одна, никто не запрещал, а папа говорил “встретишь медведя, беги домой”», – ответила поэтесса Юлия Пискунова. Книга «Гдетство» делится на три части. В первой – о детстве на Колыме и родителях. Вторая – бунт, духовные искания, поиски ответов на вопросы. Третья – любовь, свет и смирение.
И, да, помним про аттракцион невиданной щедрости – книгу можно скачать.
Бесконечное познание мира и передача своего мироощущения через музыку, слова и художественное использование стекла. С толикой стихов ознакомьтесь в подборке. А с музыкой – ищите в сети или ходите на ее концерты и выступления.
Галарина Ефремова
Проливается свет
Тайный сад
Тот случай, что «сослал» из Колымы в Сибирь,
улучшил мне погодные условия.
Но в венах-то по-прежнему – чифирь:
как зелье, защитит от хладнокровия.
Мой внутренний ночной безмолвный сад,
где сопки – складки платья подвенечного…
Любое место можно выбрать наугад,
упасть в сугроб и стать всем небом, вечностью!
Закон таёжный краток: «Нападут – убей».
Он не одобрен местной конституцией.
Во внутренней стране всего важней –
закон «варенья голубичного на блюдце»,
гласящий: «Прежде, чем покинуть этот мир,
его попробуй сделать совершеннее».
Хотите, привезу вам сувенир?
Хотите, я вам вышлю приглашение?
Пуповина
– Я зачем? Чтобы что? Чтобы с кем?
Чтобы что-то создать и разрушить?
Там – суровые зимы, снаружи…
Можно я посижу в рюкзаке
до зимы? Появлюсь к декабрю,
разберусь, что к чему и откуда.
А пока – тут тихонько побуду…
– Выходи, я тебе говорю!
Суровые дети
«Сто один, сто два, сто три –
кто за дверью, посмотри.
Может, тело мертвеца
под кроватью прячется?
Может, едет чёрный гроб?»
«Не доедет – там сугроб
намело горой в обед.
Под кроватью места нет,
Так что больше не дурачь!»
«А за дверью слышишь плач?»
«Это серенький волчок
испугался…»
Ну а чё
не пугаться – Колыма
каждого сведёт с ума.
Мелки
А в детский дом мелки купили.
И появились в середине
двора рисунки: слон на льдине,
мартышка, травка, солнце, филин.
А воспитатели – все в мыле:
«Пропал ребёнок! Вот разини…»
За этим грустным домом белым
нашлось нехитрое занятие:
там, на асфальте, неумело
девчонка рисовала платье.
Нарисовала маму мелом,
разулась и легла в её объятия.
Гадкий утёнок
Я понимаю: съёмная и дошик.
А ты мечтала: розы, маяки…
Никто не произнёс «моя хорошая».
Никто не подал знака и руки.
И называли хлёстко – гадкой уткой.
Топили за бесхитростность в воде.
Не мсти, прости их да сведи всё к шутке.
Плыви навстречу стае лебедей.
Где детство?
Разноголосица
птиц и ветвей кружева
просят: «Эй, крикни, ну-ка!»
…Эхо разносится.
Соединяя слова,
экономит на буквах.
Знак вопросительный
сняв, намекает: живём
без причины и следствий.
Незамедлительно
мне возвращает заём
словом-ключиком:
гдетство.
* * *
Ежедневный закат, ежедневный рассвет
убаюкивает, убаюкивает.
В ночь кидаю вопрос. Предсказуем ответ:
смерти нет, смерти нет, смерти нет.
Это птица ночная кричит в тишине,
это мне отвечает Завет.
И за миг до конца проливается свет
в мир теней, в мир теней, в мир теней.
Юлия ПИСКУНОВА
В траве сидел кузнечик
Десять девушек едут и едут Веной,
три сестры собираются всё в Москву,
всё качает вагон крокодила Гену.
Лишь кузнечик сидит, не помяв траву.
Летят гуси над дубом, гнездом кукушки,
и всё выше качели взмывают в синь.
Даже пи́нгвин – и тот свой покой нарушил,
а кузнечик сидит и сидит, прикинь?!
Посмотреть бы глазами на мир твоими:
на бычка, что качается на ходу,
на всех тех, кто сражается с ветряными,
кто покинул однажды свою звезду,
кто летает на мётлах и ловит рыбку,
кто под поезд, в терновник, в страну чудес…
Знаешь ты – будет надпись «учёт, закрыто».
Всех прожорливая лягушка съест.
Спят слоны
Под пористым блином луны
ступайте тише – спят слоны.
C обратной стороны Земли
они услышать бы могли,
как стягивается петля;
как кто-то выкрикнул «стреляй!»;
дыханье пса у сотен ног;
и всхлип того, кто одинок;
удар по мокрому лицу;
приказ бомжу: «За хлеб – танцуй!»;
хлопок небрежный по плечу
в тот миг, когда псалмы шепчу;
протяжный вой на ту луну,
и безразличья тишину
на этой стороне Земли.
Поэтому, как ни болит
вот тут, под кружевом рубах,
как ни бликует на губах
пустое слово, брань и крик, –
я замолкаю в тот же миг,
храня покой слоновьих снов.
Никак нельзя будить слонов.
Улики
Кто-то пилит опилки,
кто-то лепит копилку:
на майолике блики –
ей впору бы ликом
стать.
Тут из пластика вилки,
ими роют могилку.
Уплывают улики
по каналам, арыкам
вспять.
В мировом океане –
зубы, ложки, бананы,
ногти, книги, заслуги –
то, что было нам сутью.
Вновь
семена просочатся,
да затянутся раны
старых свалок, и будут
верить новые люди
в любовь.
* * *
Лунная лошадь со звёздами в гриве
стукнет копытцем игриво
и, словно блёстки, сыплются звёзды
медленно и молчаливо.
Здравствуй, сентябрь! Массажной расчёской
ветер собрал листья в горстку.
Блёклые краски: сказка к развязке
близится неторопливо.
В этот отрезок особенно как-то
чувствую близость с закатом.
Можно, поставлю над летом фермату,
над предпоследним тактом?
Пирог
Счастье приходит к счастливым,
несчастье – к несчастным.
В печке – пирог с черносливом, за окнами – ясный
день, и я знаю одно лишь – что счастье, как тесто:
не испечётся без воли, без жажды быть честным.
Счастье – сейчасье, стремленье быть целого частью.
Счастье, как странник, без денег приходит, в ненастье.
Счастлив, что странно, бывает лишь неприхотливый,
тот, кто сейчас уплетает пирог с черносливом.