В книге отражена картина реальной жизни простого уфимского мальчика, которая сформировала будущего гражданина России, полковника ВС СССР, доктора экономических наук, профессора и Заслуженного деятеля науки. Издание посвящено 90-летию С.Ф. Викулова.
Настоящего офицера подготовить в гражданском вузе нельзя по определению. Выпускник, будущий командир, а не только специалист-профессионал, должен обладать навыками воспитательной и организаторской работы в совершенно специфической обстановке жизни и деятельности войск.
Как подсчитать ущерб от неквалифицированных действий вчерашнего студента. Командиру нужен помощник, с которым можно разговаривать на одном языке военных профессионалов. Опыт использования так называемых «двухгодичников» видно мало чему нас научил. К тому же выпускники военных вузов несут службу там, куда их направит командование. А кто заставит молодого выпускника гражданского вуза, особенно престижных профессий юриста, финансиста, управленца по работе с кадрами, поехать работать в глухомань, где в основном и дислоцируются наши войска.
И ещё, тех, кто стоит за предложениями о передаче обучения военных специалистов в гражданские вузы, беспокоит вовсе не забота о государственном интересе. Это обучение будет (если будет) производиться за плату по полной стоимости. Пора поставить точку в вопросе существования военных кафедр. Ведь очевидно, что эти кафедры – не более чем ширма для уклонения от военной службы. В системе образования всё время проводятся реформы. Может быть, уже хватит?
Есть ещё одно предложение – ликвидировать вторую ступень военного образования и заменить её курсами со сроком обучения 6-8 месяцев. В ответ можно лишь заметить, что трудно сказать чего здесь больше – полного незнания сути военной службы или высокомерного ханжества гражданских «спецов» по отношению к офицерским кадрам. Предложение совершенно неприемлемо. На обычную учёбу в военную академию с полноценными знаниями и дипломом офицеры идут с гордостью. Эта должность замещается в плановом порядке. А что будет при шести- восьмимесячных курсах? Во-первых, офицеру курсовая сеть мало что даёт. Во-вторых, командир лишается специалиста на этот срок и маловероятно, что он будет отпускать офицера на учёбу с таким сроком. Таким образом, для учёбы шести месяцев мало, а для отвлечения от работы – много. А что будет с семьями, кода офицер будет отвлекаться на учёбу в другие города на полгода? Словом – нелепость.
Такие курсы конечно необходимы, но они должны иметь другое предназначение. Они должны быть частью системы непрерывного профессионального образования и иметь целью переподготовку или доподготовку офицеров для замещения ими очередной должности. Кроме того, такие краткосрочные курсы необходимы и для того, чтобы выявлять способных и талантливых офицеров, с тем, чтобы потом их выращивать, продвигать, образовывать и готовить из них военную элиту государства.
Система военного образования представляется в следующем виде:
Другими словами нужно четко знать сколько, каких и какого уровня военных специалистов нам требуется иметь, в какие сроки и куда они должны быть направлены. Это значит, что мы должны ежегодно набирать, готовить и выпускать только то количество специалистов, которое мы можем гарантированно назначить на имеющиеся вакантные должности, обеспечив их работой, жильем и социально обеспечить их семьи.
Такое предложение уже обсуждалось, но не нашло поддержки, поскольку каждое ведомство, входящее в военную организацию, к сожалению, стремится сохранить собственные учебные заведения. Крайне необходимо обеспечить научное и методологическое единство в научной разработке и преподавании военно-экономических знаний. Целесообразно начать реформирование подготовки военных кадров с той отрасли знаний, которая является наиболее универсальной для всех силовых структур, а не только Министерства обороны. Таковой является военная экономика и финансы.
Подобный комплекс мероприятий представляется в сегодняшней обстановке абсолютно оправданным. Он обусловлен только интересами государства. В противном случае разрушится многовековая система подготовки военных кадров.
Следует пересмотреть принятые нормативные акты о высшем образовании и отразить в них специфику военных вузов, сохранить традиции, которые складывались веками. Многие законодательные акты явились результатом лоббирования коммерсантов от науки и образования. Это очевидно и опасно, поскольку становится одним из направлений развала военной организации. Допустить этого нельзя. Нужен отдельный федеральный закон о военном образовании.
– А как вы относитесь к эксперименту с организацией научных рот?
– Военные кафедры имеют смысл подготовки мобилизационного резерва и не более. На практике это так называемый откос от армии элитных мальчиков. Не больше заботы о военной науке в предложениях о создании научных рот. Нет в них заботы об армии, зато очевидно полное непонимание специфики работы военных НИИ, много желания прикоснуться к бюджету Минобороны. Опыт показывает, что самый рациональный способ подготовки научных работников для военно-научной работы – подготовка в академиях молодых курсантов после средней школы. Многолетний опыт выпуска таких специалистов академиями им. Петра Великого, им. профессора Жуковского и др. нужно возрождать. А научные роты – тот же откос от армии.
– С уничтожением военно-экономических заведений (Военного финансово-экономического университета в г. Москве, Ярославского Военного финансово-экономического института) утрачен уникальный научный потенциал, научная школа военных экономистов и финансов лишилась своих «стен». Как Вы считаете, если отстраивать «стены», какой подход, вы предполагаете, должен быть заложен?
Мы уже говорили, что в последние годы система подготовки военных кадров подверглась тотальному и разрушительному реформированию. Наряду с военно-воздушными учебными заведениями (ВА. им. Гагарина, им. Жуковского Академией химической защиты) не избежали участи практически полного развала финансово-экономические вузы в Ярославле и Москве.
Не беру на себя смелость говорить о конкретных мерах по возрождению системы подготовки инженерных кадров, скажу лишь о специалистах финансово-экономического профиля.
В Ярославском военно-финансовом училище готовили офицеров – специалистов финансово-экономического и банковского профиля для военной организации государства, всех силовых министерств и ведомств России. Выпускниками училища являются представители финансовых органов Минобороны, МВД, других силовых министерств и ведомств России, руководители областей и городов.
Правители Российского государства всегда доверяли военную казну лучшим представителям офицерского корпуса. Подготовка кадров для армейских и флотских финансовых органов осуществлялась в Академии Генерального штаба, Интендантской академии, а в советское время – в Высшей военной финансово-хозяйственной школе при финансовом отделе Реввоенсовета Республики, Хозяйственной академии, Военной академии имени Фрунзе, а также на различных курсах. Создание самостоятельного военного финансового училища было закономерным этапом развития финансово-экономической мысли и велением времени. История подтвердила своевременность и правильность принятых решений. К сожалению, в процессе реформ последних лет, ликвидируя военные финансово-экономические учебные заведения, реформаторы забыли о важности профессии военного финансиста.
Выпускники Ярославского училища воевали на фронтах, были во всех горячих точках, служили и работали, а многие продолжают трудиться и сейчас на самых разных уровнях государственного и военного управления, занимают ответственные посты на государственной службе и на предприятиях различных форм собственности. В числе его выпускников Герои Советского Союза, кавалеры ордена Славы, политические, военные и общественные деятели, ученые, выдающиеся кинорежиссеры и народные артисты, заслуженные экономисты, лауреаты других престижных наград, званий и премий.
Стоит задуматься над вопросом перспектив развития военной финансово-экономической мысли и кадрового обеспечения финансовых органов Вооруженных Сил. Созданный ранее кадровый запас с прекращением подготовки офицеров-финансистов неумолимо истощается, что уже привело к негативным необратимым последствиям и сказывается на качестве финансового обеспечения войск и ВС в целом.
В последние годы противостояние в мире все больше заменяется иными, невоенными формами, в том числе информационными, экономическими и другими. В этих условиях армии и флоту нужны не просто финансисты, окончившие гражданские учебные заведения, а специалисты, понимающие современные угрозы и вызовы, знающие военное дело, сильные и слабые стороны вероятного противника. Это должны быть офицеры-профессионалы, именно такие, каких готовило Ярославское военное образовательное учреждение. Их высокий профессионализм и моральная стойкость были прочной гарантией сохранности государственных средств и преградой для воровства, взяточничества, коррупции.
На этом фоне нелепой и оскорбительной для патриотов России выглядит практика назначения на должности, требующие знания военного дела, людей, не имеющих ни малейшего представления о сути и специфике силового противоборства в современных условиях. Расширяются до невероятных размеров гражданские финансово-экономические вузы типа Международного университета Москвы (МУМ), Высшей школы экономики (ВШЭ) и др. Эти монстры, готовящие стране кадры для нашего завтра страны, возглавляются ястребами праволиберального направления. И при этом уничтожаются учебные заведения, готовившие профессионалов-государственников высокого уровня. Есть основания считать, что под этими решениями кроется определённый не только экономический, но и политический подтекст.
Поэтому один из наиболее серьезных выводов, который возникает на фоне юбилея училища – это необходимость скорейшего возрождения, подготовки офицеров – военных экономистов-финансистов, способных служить в войсках и силах, дислоцирующихся в самых разных регионах и условиях, в окружном звене, центральных аппаратах всех силовых структур, в аналитических органах.
Система финансово-экономического обеспечения военной организации России немыслима без соответствующей сегодняшним требованиям подготовки офицерских кадров. Я убежден в том, что здравый смысл восторжествует и опыт Ярославского военного финансового училища будет востребован.
Продолжение следует…