Уфа встречает актрису Валерию Ланскую
Все новости
МЕМУАРЫ
28 Сентября 2023, 11:00

Викулов – 90. Часть вторая

Биографические очерки

На фото Сергей Филиппович (в центре) с друзьями
На фото Сергей Филиппович (в центре) с друзьями

В книге отражена картина реальной жизни простого уфимского мальчика, которая сформировала будущего гражданина России, полковника ВС СССР, доктора экономических наук, профессора и Заслуженного деятеля науки. Издание посвящено 90-летию С.Ф. Викулова.

 

Из воспоминаний…

«На танцы ходили в два парка: в парк имени Ивана Якутова и в «Лунный», как его называли, парк имени Луначарского. В «Якутове» крутили пластинки и танцевали Рио-Риту на вытоптанной земле. Пыль образовывала мглу. В «Лунном» играл духовой оркестр. Было более цивильно. И вообще главным развлечением были танцы. Танцевали танго, фокстрот, иногда вальс. За танцы я однажды получил двойку. Как-то «сорвался» с последнего урока «Детали машин» с одной девушкой в театр. После спектакля были танцы. Во время танцев вдруг увидел преподавателя, с урока которого я ушёл. Мы оба сделали вид, что не заметили друг друга. На следующем занятии он меня вызвал и «влепил» мне двойку. Наверное, справедливо».

 

В войну жили крайне плохо, было голодно. В техникум Сергей Филиппович ходил в стёганых брюках, свитере и валенках. Некоторые учащиеся техникума ходили даже босиком. Хлеб выдавали по карточкам. Однажды он ходил выкупать хлеб. Всех, кто имел карточки, прикрепляли к одному из магазинов, как правило, по месту работы. Получил, вышел на крыльцо, присел, чтобы собраться, а карточки подсунул под себя. Потом встал и пошёл домой, а карточки остались на крыльце. Оставил мать, сестру и себя без хлеба – основного продукта пропитания.

Мать от горя побила. Боли не помнит, но чувство вины перед ними до сих пор не прошло. От голода у матери ноги опухали. До получения пайки хлеба есть было нечего. После получения он съедал свою норму и шёл в школу. У них жила родственница из деревни, которая работала буфетчицей в Совнаркоме Башкирии. Мать, чтобы подкормить их с сестрой, обменяла ей на буханку хлеба ножную швейную машину «Зингер», которая по тем временам была практически бесценна.

В ресторане «Уфа» во время войны и после кормили полуголодных детей по талонам. Ели лебеду и крапиву. Даже покупали на базаре картофельные очистки, они были, конечно же, дешевле картошки. Когда он учился в техникуме, они с ребятами зарабатывали на разгрузке вагонов, погрузке мешков в баржи и прочей такой простой работе. Тяжело было для шестнадцати лет, но надо было жить в тех условиях.

Выкопанную картошку хранили дома в подполе. Открывали люк, с керосиновой лампой спускались вниз, набирали и поднимали наверх. И вот однажды Сергей Филиппович нечаянно наклонил лампу, и самая малая толика керосина вылилась на картошку. Тогда он ещё не знал, что керосин имеет особенное проникающее свойство. Поэтому на это не обратили внимание. В результате всю зиму пришлось есть картошку, которая отвратительно пахла керосином.

За отличные успехи и примерное поведение Сергей Филиппович был награжден похвальным листом, выданным Педагогическим Советом Уфимского авиационного техникума.

Фото похвального листа
Фото похвального листа

Выпуск

После окончания учебного заведения всегда бывает выпускной вечер. У Сергея Филипповича два выпуска сложились по-разному.

Выпускной вечер в техникуме проходил, когда они вынуждены были уехать в Ленинград для поступления в Академию имени А.Ф. Можайского. Зато судьба вознаградила его выпуском в Академии. Когда весной 1958 года приближался выпуск, у них возникла идея пригласить кого-то из руководителей государства к себе в Питер. Был один выпускник, дядя которого работал в Кремле. Его снарядили с пригласительным письмом. В Кремле всегда работали люди, думающие системно. Они решили наоборот нас пригласить в Москву.

Правда, поехали не все, только каждый третий. Сергей Филиппович был в их числе. Их приняло всё Политбюро во главе с Н.С. Хрущёвым, руководство Министерства обороны. Были выпускники всех академий. Тогда этих нелепых, не свойственных российской системе военного образования, университетов и институтов не было. Были академии и училища, что было традиционно для российской армии и флота. Это был один из первых приёмов выпускников, которые стали традиционными. О нём писали все газеты.

На фото Виктор Путятинский
На фото Виктор Путятинский

Из воспоминаний…

«Прошло много лет, но я помню ребят, с которыми мы учились. Прежде всего, это Виктор Путятинский, поработавший после техникума на авиационном заводе в Черниковке, потом окончивший Пушкинское военно-морское училище. Служил на флоте, в ракетных войсках, стал преподавателем, начальником кафедры, доктором технических наук, профессором. Сейчас он ушёл в мир иной. Дмитрий Кравченко, служил на границе в Азербайджане, уволился и вернулся на родину в Уфу. Там окончил институт, работал начальником цеха на сороковом заводе. Сейчас его тоже нет».

 

Первая любовь

Когда Сергей Филиппович учился на 3 курсе Уфимского авиатехникума, на 1-й курс поступила Маша Лончакова. Она сразу завоевала его сердце. Два года длилось их романтическое знакомство. Ее родители жили не в городе Уфа, а в пригороде с названием Черниковка. Там у них был свой дом, где жила ее мать и брат. Отец Маши работал на выезде с понедельника по пятницу и занимался строительством частных домов. В субботу и воскресенье он жил в своем доме и очень много времени отдавал церкви, ходил с ночевкой на всенощные молитвы, был фанатом религии. С матерью Маши у Сергея Филипповича были очень хорошие отношения, а с отцом Маши – не заладились. Однажды отец Маши пришел в воскресенье, они встретились, он подошел к Сергею Филипповичу и увидел на груди комсомольский значок. Это его очень расстроило. Более того, он подошел, посмотрел на значок и очень громко и неприязненно сказал: «Да ты, оказывается, комсомолец!» Для него это был шок, а для Сергея Филипповича – «удар».

На фото Сергей Филиппович с Машей Лончаковой
На фото Сергей Филиппович с Машей Лончаковой
Маша Лончакова – первая романтическая любовь Сергея Филипповича
Маша Лончакова – первая романтическая любовь Сергея Филипповича

Когда он учился в академии и приехал в Уфу, они с Машей пошли в театр. Сергей Филиппович был одет в военную форму, гражданской одежды у него не было. Маша ему сказала, чтобы он в форме к ней не приходил.

Вот, видимо, так, под влиянием фанатичного отца, у них отношения не укрепились, а напротив разрушились. Тем более они стали жить в разных городах, он в Питере, а она в Уфе. Так и распалась их нежная дружба, где-то в 1954 году. Но Сергей Филиппович помнит ее до сих пор.

Учебный аэродром Военной Академии им. А.Ф. Можайского
Учебный аэродром Военной Академии им. А.Ф. Можайского

 Академия 

Здесь курсанты – слушатели первого курса ЛКВВИА (Ленинградская краснознаменная военно-воздушная инженерная академия). В соответствии с планом обучения после 1-го курса их направили на практику, на месяц, для освоения авиатехники. В академии был аэродром, на нем – самолеты. Они изучали «матчасть», помогали техникам готовить самолеты к полетам. Иногда их сажали в кабину самолета на место второго пилота, иногда «катали» в больших самолетах. Очень романтично.

Через несколько лет у них была практика. Курсантов сажали в кабину пилоты, взлетали и изучали местность с точки зрения поиска места для строительства аэродромов.

Однажды Сергей Филиппович летел с пилотом над Украиной, изучали местность. Но ему без привычки было неуютно от громкого звука двигателя, он оглядел кабину и увидел одну кнопку, нажал ее и шум исчез. Через некоторое время он услышал голос пилота: «Первый, первый, я второй». Первый не отвечал. Пилот снова вызывал: «Первый, первый, я второй». Опять молчание. Пилот догадался и спросил у него: «Ты не нажал ли кнопку?» Сергей Филиппович сознался, что нажал кнопку. На что услышал искренний мат, но не обиделся на него и кнопку отпустил. Таким образом молодежь осваивает технику.

 

Первая научная статья

На выпускном курсе Академии (1958 г.) состоялась 8-я Общеакадемическая Военно-научная конференция выпускников. Научным руководителем доклада Сергея Филипповича был начальник кафедры, полковник, к.т.н. Блинов В.К. Тема доклада «О влиянии роста взлетного веса тяжелых самолетов на рост капитальных затрат по созданию аэродрома».

Встреча выпускников ЛКВВИА (ВИКИ) им. А.Ф. Можайского 1958 года. Ленинград, 3-4 июня 1983 г.
Встреча выпускников ЛКВВИА (ВИКИ) им. А.Ф. Можайского 1958 года. Ленинград, 3-4 июня 1983 г.

Сергей Филиппович доклад подготовил, выступил. Но… руководитель сказал, чтобы он еще подготовил публикацию в сборник тезисов докладов 8-й Общеакадемической Военно-научной конференции. И тут он стал сопротивляться. Дело в том, что начальник курса их ориентировал не на науку, а настраивал на сугубо практическую работу с заместителем по технике роты в войсках. Сергей Филиппович не видел оснований для научной работы в Академии, но все же его руководитель Блинов В.К. проявил настойчивость и убедил Сергея Филипповича о необходимости написать научную статью. И он оказался прав.

Через несколько лет Викулов С.Ф. был приглашен на должность младшего научного сотрудника в научный отдел ФГБУ «4 ЦНИИ» Минобороны России, он вспомнил об этой статье, о начальнике кафедры В.К. Блинове, нашел сборник трудов и был этому очень рад и благодарен за настойчивость своего наставника.

Это послужило началом пути становления С.Ф. Викулова как ученого.

Выпускник ЛКВВИА им. А.Ф. Можайского инженер-лейтенант С.Ф. Викулов (1958 г.)
Выпускник ЛКВВИА им. А.Ф. Можайского инженер-лейтенант С.Ф. Викулов (1958 г.)
Встреча выпускников ЛКВВИА (ВИКИ) им. А.Ф. Можайского 1958 г. Санкт-Петербург, 24 июня 2003 г.
Встреча выпускников ЛКВВИА (ВИКИ) им. А.Ф. Можайского 1958 г. Санкт-Петербург, 24 июня 2003 г.

Составители сборника: С.И. Боков, В.Л. Гладышевский, В.А. Голубев, С.А. Григорьева, Н.Б. Лозовик, У.А. Пестун

Продолжение следует…

Читайте нас