Все новости
МЕМУАРЫ
21 Июля 2023, 18:10

Закинтос

Изображение от wirestock на Freepik
Изображение от wirestock на Freepik

Есть такой остров – Закинтос. Посмотрела на карте: он входит в группу Ионических островов. Я услышала это название в первый и последний раз в вагоне поезда, следующего из Сибири в Москву. Было начало сентября. Глубокой ночью, на маленькой сибирской станции в купе вошла молодая женщина в ярком сарафане солнечных оттенков, и полумрак вагона как будто немного рассеялся. Высокая, кареглазая, с копной темных волос, рассыпавшихся по плечам, с легким загаром – видно было, что она очень хороша собой. Напоминала американскую кинозвезду Джулию Робертс в лучшие ее годы.

Дребезжанье вагона и стук колес не очень располагают ко сну даже в четыре часа утра. Разговорились. Оказалось, что Лариса уже четвертый год живет и работает на острове Закинтос, в Греции. Я даже попросила повторить название острова – для нашего слуха непривычное, правда же? И как она туда попала? В середине 90-х, из маленького сибирского поселка?

Муж безработный, сыну четыре годика, сама учительница в младших классах. Катастрофическое, унизительное безденежье. Заняла у тетки мужа заначку в 400 долларов и записалась в турпоездку в Грецию. В первый же день оторвалась от своей группы на берегу моря и обратилась к таксисту, который показался ей доброжелательнее других:

– Я ищу работу. Где здесь можно устроиться на работу?

Таксист понял слово «работа» – когда-то у него была подружка с Украины. И перевез Ларису на остров Закинтос. Плыли на пароме – кругом средиземноморская красота, а на душе – и тревога, и все-таки надежда. Ведь невозможно, чтобы невыносимое длилось вечно!

Семья, в которой Ларису приняли на нелегальном положении, действительно нуждалась в помощнице. Таксист оказался их знакомым. Старший из троих детей, шестнадцатилетний С., жил с церебральным параличом, и круглые сутки нуждался в помощи и уходе. Первый год был для Ларисы непростым: училась ухаживать за инвалидом, изучала греческий язык – справилась. Так или иначе, приходилось заниматься и домашним хозяйством – научилась готовить блюда греческой кухни, осваивала местный уклад жизни. Тетя в сибирском городке, добрая душа, поняла ее и не отказалась ухаживать за ее сынишкой.

У хозяев было два прибрежных ресторана, в одном из них шеф-поваром была хозяйка, а во втором – сам хозяин. Оба работали допоздна почти каждый день, и домом практически занималась только Лариса. Через год в Греции приняли закон о легализации нелегалов, и Ларисе удалось пройти все предусмотренные формальности и узаконить свое пребывание в Греции. Это было везение! Языком она теперь владела и могла официально устроиться на работу. Хозяин предложил ей работать в баре одного из своих ресторанов. Для помощи по дому нашли другую девушку.

Летом пригласила в гости на два месяца тетю и сыночка, сняла квартиру. Благо, сбережений за год было достаточно, чтобы доставить и себе, и близким такую радость. Мальчик на море окреп, загорел. Появилась возможность устроить в ресторан официантом и мужа, который оставался в сибирском поселке. Тетя его поспособствовала своими рассказами о лете, проведенном на острове, и Лариса уговорила его приехать, чтобы жить и работать вместе. Он продержался полгода:

– Все, не могу больше убирать туалеты за всякими греками. С меня хватит! – и уехал домой, в Сибирь. Да, весь день на ногах, на бегу, и клиенты разные бывают. Терпения нужно много.

Лариса регулярно отправляла тете деньги на содержание сына, и мужу, возможно, перепадало. Все-таки родная его тетя. В любом случае, роль главы семьи и кормильца ему все не удавалась. Перебивался случайными заработками – зато дома, не на чужбине какой-нибудь. Хорошо, что не пьет.

Так прошел и второй год. Жила самостоятельно в арендованной квартире, зарабатывала. На третью осень собралась домой в Сибирь, во второй половине августа. Очень хотелось самой отвести сына в первый класс. Попутчица спросила:

– Почему бы вам не забрать сынулю к себе и не определить в школу в Греции? Видно же, что вы очень по нему скучаете. Дети быстро усваивают новые языки.

– Да, но школы в Греции хуже наших, российских, даже в самой глубинке. Это уже всем известно. Вот высшее образование мечтаю дать сыну в Европе. Когда сама отвела его в первый класс, как-то успокоилась. Тетя надежная, своей семьи и детей у нее нет. А муж уже не мой, и ему не до ребенка. Придется оформить развод.

– Вы такая яркая – на острове, наверное, отбоя нет от ухажеров. Да и работа у вас такая – всегда на виду, – старомодная попутчица называла вещи терминами давно минувших дней. – Еще могут приплыть и алые паруса!

– Никого к себе не подпускаю. Стоит позволить себе одну слабинку – весь остров будет тыкать пальцами, перемигиваться и называть подстилкой.

– А что же дальше? Вы же еще совсем молодая!

– Личная жизнь подождет. Лучше положиться на судьбу. Я уже договорилась об аренде помещения под бар, закупила оборудование и посуду. Буду работать самостоятельно. Хозяин поддержал. Сказал, должна справиться.

– Будете нанимать кого-то готовить еду и обслуживать клиентов?

– Нет, там принято обходиться готовыми закусками – орешками, фруктами, салатами. Главное – напитки. В барах не только туристы, но и местные. Отдыхают не дома перед телевизором, а в ресторанчиках и барах на берегу моря. Справлюсь одна. Года через три куплю дом. Каждое лето тетя и сын будут со мной. Главное – поднять сына.

Рассвело. Переехали буйно-зеленый, с огненными всплесками осени, Урал. Призадумались. Немолодая ночная собеседница из Алматы сошла в Уфе, на своей родине, где ее ждала совсем старенькая мать. Ларису ждал Закинтос.

Автор:Зайтуна ГАЙСИНА
Читайте нас: